Миллионы на выборы: сколько потратят на избирательные кампании кандидаты в депутаты Госдумы

/

Политтехнологи оценили возможную стоимость избирательных кампаний кандидатов в депутаты Госдумы. Цена колеблется от 30 млн до 440 млн рублей, следует из комментариев собеседников РК. Из чего складываются эти суммы? Почему по списку избираться дешевле, чем по округу, и в каких случаях тратиться не стоит? Об этом – в нашем обзоре.

Как считают?

Как объясняют политтехнологи, предварительная стоимость избирательной кампании рассчитывается так: примерные затраты на одного избирателя умножаются на общее количество избирателей в конкретном округе.

Если исходить из того, что один избиратель – это 1 доллар, то в округе с 450 тысячами избирателей кампания будет стоить примерно 33 млн рублей, объясняет по­лит­тех­но­лог, ге­не­раль­ный ди­рек­тор фон­да «При­клад­ная по­ли­то­ло­гия» Сергей Смирнов.

Между тем по­лит­тех­но­лог Алена Ав­густ полагает, что в среднем следует ис­хо­дить из рас­че­та 4–6 евро за од­но­го из­би­ра­те­ля.

По­лит­тех­но­лог Юлия Милешкина также говорит, что при под­сче­те сто­и­мо­сти кам­па­нии нужно умножать 5 евро на ко­ли­че­ство из­би­ра­те­лей в од­но­ман­дат­ном окру­ге. В целом же, по оценке Милешкиной, затраты кандидатов на кампанию могут составить от 1 млн до 5 млн евро (в переводе на рубли – от 89 млн до 444 млн).

Так, по ее словам, кам­па­ния для окру­гов с сель­ской тер­ри­то­ри­ей и без оп­по­нен­тов (ко­гда есть внут­ри­пар­тий­ные до­го­во­рен­но­сти, что силь­ные кон­ку­рен­ты не вы­дви­га­ют­ся по этой тер­ри­то­рии), бу­дет сто­ить 1 млн евро. Однако при схожих условиях в округе с городской аудиторией кампания обойдется уже дороже – в 2 млн евро. «Это свя­за­но с тем, что го­род­ская ауди­то­рия за­ча­стую бы­ва­ет бо­лее при­ве­ред­ли­вой, а кон­ку­рент­ное поле – бо­лее плот­ным, осо­бен­но в слу­чае при­ме­не­ния «сшив­ки», ко­гда на тер­ри­то­рии бу­дет про­хо­дить несколь­ко из­би­ра­тель­ных кам­па­ний», – говорит Милешкина.

А стоимость по-на­сто­я­ще­му кон­ку­рент­ных кам­па­ний мо­жет до­сти­гать 5 млн, утверждает собеседница РК.

По мнению ге­не­раль­ного ди­рек­тора Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций Дмитрия Орлова, ожи­да­е­мый раз­брос цен на избирательную кампанию по одномандатному округу будет несколько иным: от 30 млн до 170 млн руб­лей.

«На од­ном по­лю­се – очень из­вест­ный и поль­зу­ю­щий­ся до­ве­ри­ем кан­ди­дат в неболь­шом, ма­ло­на­се­лен­ном и не слиш­ком кон­ку­рент­ном окру­ге, рас­по­ла­га­ю­щий не толь­ко фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми, но и, на­при­мер, ин­фор­ма­ци­он­ны­ми. На дру­гом – прак­ти­че­ски неиз­вест­ный кан­ди­дат в гу­сто­на­се­лен­ном окру­ге с вы­со­кой кон­ку­рен­ци­ей, на­при­мер, в го­ро­де-мил­ли­он­ни­ке», – отметил Орлов. Он также добавил, что цена за кам­па­нию в Москве мо­жет быть выше обозначенного им пре­де­ла.

Telegram-канал «Пять партий» заявляет, что стоимость избирательных кампаний на выборах депутатов Госдумы в одномандатных округах будет варьироваться от 50 млн до 200 млн рублей.

«Разница, безусловно, объясняется и степенью  узнаваемости кандидата, и «пропаханностью» поля, и наличием (или отсутствием) административного ресурса», – высказываются авторы.

По их мнению, траты на кампанию в пределах 30 млн рублей возможны лишь при практически идеальных условиях: высокой узнаваемости претендента на думское кресло, наличии отличного бэкграунда в округе и высоком админресурсе.

По­лит­тех­но­лог Александр Антошин полагает, что боль­ше все­го де­нег на один го­лос бу­дет по­тра­че­но на Даль­нем Во­сто­ке. «С од­ной сто­ро­ны – силь­ная кон­ку­рен­ция, ко­то­рая за­став­ля­ет ве­сти агрес­сив­ную кам­па­нию, с дру­гой – огром­ные рас­сто­я­ния и от­но­си­тель­но вы­со­кие рас­цен­ки на труд аги­та­то­ров, по­ли­гра­фию, ре­клам­ные по­верх­но­сти и так да­лее», – приводит свои аргументы Антошин.

Для кого дешевле, кому дороже?

Таким образом, как следует из комментариев экспертов, предполагаемый бюджет избирательной кампании в одномандатном округе на предстоящих думских выборах будет зависеть от конкурентности территории, расклада сил, уровня поддержки кандидатов, их рейтингов.

«Кро­ме того, если мы го­во­рим об од­но­ман­дат­ном окру­ге, боль­шое зна­че­ние име­ет ха­рак­тер са­мо­го кан­ди­да­та. Ню­ан­сов мо­жет быть очень мно­го: кан­ди­дат уже из­ве­стен и о нем нуж­но про­сто на­пом­нить или его нуж­но под­нять с нуля, у него есть нега­тив­ный бэк­гра­унд, он об­ла­да­ет под­держ­кой сре­ди элит?» – рассуждает по­лит­тех­но­лог Але­на Ав­густ.

По­лит­тех­но­лог Александр Антошин называет еще один компонент, который может влиять на бюджет кампании, – административный ресурс в ши­ро­ком смыс­ле.

«Пред­по­ло­жим, наш кан­ди­дат – ди­рек­тор сети ма­га­зи­нов. У него на стар­те есть склад­ские по­ме­ще­ния, где мож­но хра­нить аги­та­ци­он­ную про­дук­цию, офис­ные по­ме­ще­ния, где мож­но раз­ме­стить штаб, в кон­це кон­цов, сами ма­га­зи­ны, где у каж­дой кас­сы мож­но по­ве­сить его улыб­чи­вую фи­зио­но­мию. Его кон­ку­рен­ту при­дет­ся за все это пла­тить весь­ма нема­лень­кие день­ги», – приводит пример Антошин.

Текущая эпидемиологическая обстановка станет фактором, который нужно будет учитывать при расчете стоимости кампании, полагает руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов.

«Значительную часть бюджета избирательной кампании составляют расходы на «поле», если в следующем году эпидемиологическая ситуация будет скверной, то эту расходную часть придется урезать и найти другие способы связи с избирателями, увеличив расходы на медиа, СМИ, «цифру» и наружную рекламу», – размышляет Максимов.

По словам политтехнолога Сергея Смирнова, для кан­ди­да­та-но­вич­ка вы­бор­ная кам­па­ния бу­дет су­ще­ствен­но до­ро­же, чем для опыт­но­го кан­ди­да­та. Дешевле выборы могут обойтись уже действующим депутатам, которые будут вновь избираться в своих округах, при условии, что на протяжении пяти лет они в них эффективно работали.

«По­ми­мо это­го, для кан­ди­да­та от вла­сти вы­бор­ная кам­па­ния бу­дет де­шев­ле, чем для кан­ди­да­та-оп­по­зи­ци­о­не­ра», – добавил Смирнов.

Андрей Максимов подтверждает: когда кампания ведется с нуля, один мандат может стоить очень больших денег, при этом такие расходы могут быть нерациональными.

С другой стороны, эксперт напоминает, что полномочия депутатов Госдумы увеличиваются и растут их лоббистские возможности. В связи с этим бизнесу имеет смысл вкладываться в своего кандидата.

Цена для списка

Стоимость кампаний тех кандидатов, которые будут избираться по партийным спискам, оценить сложнее. Чаще они стоят дешевле, чем кампании одномандатников.

По словам политтехнолога Алены Август, в случае со спис­ком мно­гое за­ви­сит от того, кто его возглавляет, при этом кам­па­нию за­ча­стую опла­чи­ва­ет че­ло­век, иду­щий чет­вер­тым или пя­тым номером, по­сколь­ку ему, что­бы прой­ти в Госдуму, нуж­ны вы­со­кие ре­зуль­та­ты партии в округе.

Политтехнолог Юлия Милешкина поясняет, что список включает об­ще­об­ласт­ную часть, со­сто­я­щую из двух-трех кан­ди­да­тов, ко­то­рые точ­но прой­дут в Госдуму. Это либо ВИП-пер­со­ны, либо спон­со­ры пар­тии, ко­то­рые пла­тят за сто­про­цент­но про­ход­ное ме­сто.

«По­ми­мо это­го, су­ще­ству­ют ли­де­ры тер­ри­то­ри­аль­ных групп, у ко­то­рых тоже есть воз­мож­ность прой­ти в Гос­ду­му. Имен­но они за­ча­стую и пла­тят за всю кам­па­нию: ста­вят на «по­лу­про­ход­ные» ме­ста (4–7), ко­то­рые не яв­ля­ют­ся про­ход­ны­ми при те­ку­щем рей­тин­ге пар­тии, но мо­гут стать при незна­чи­тель­ном воз­рас­та­нии рей­тин­га, за­тем фи­нан­си­ру­ют всю из­би­ра­тель­ную кам­па­нию спи­соч­ной ча­сти тер­ри­то­ри­аль­ной груп­пы по ре­ги­о­ну или несколь­ким ре­ги­о­нам. Сто­и­мость та­кой кам­па­нии бу­дет на­чи­нать­ся от 1,5 млн евро», – называет примерную цену Милешкина.

Если текущий рейтинг партии на конкретной территории предполагает избрание по списку лишь трех-четырех человек, особо тратиться на такую кампанию нет смысла, уверена собеседница РК

«Обыч­но это кам­па­нии на тер­ри­то­ри­ях с аб­со­лют­но некон­ку­рент­ны­ми окру­га­ми, с пре­об­ла­да­ни­ем сель­ских тер­ри­то­рий, невы­со­ким уров­нем го­род­ско­го на­се­ле­ния и со сред­ним уров­нем жиз­ни», – уточняет Милешкина.

Руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов между тем замечает, что в случае со списком значительную часть расходов, в том числе затраты на разработку фирменного стиля и прямую политическую рекламу, берет на себя федеральный штаб партии. При этом 16 партий имеют право не собирать подписи, что значительно экономит их средства, поскольку расходы на сбор подписей могут достигать сотен миллионов.

«Известным партиям с развитой региональной структурой легче создавать информационные поводы для своих кандидатов, привлекая внимание к бренду партии. Менее раскрученные партии такими возможностями не обладают, поскольку не имеют доступа к системе создания событий, что тоже увеличивает их расходы», – подчеркивает Максимов.

Добавим, что ранее в СМИ появилась информация, сколько планирует потратить государство на думские выборы. Как сообщало РБК, правительство дополнительно направит Центризбиркому свыше 4 млрд рублей на подготовку и проведение выборов депутатов Госдумы. Таким образом, учитывая уже зарезервированные 12,557 млрд рублей, общие расходы на проведение думских выборов возрастут до 16,6 млрд. Для сравнения: на прошлые думские выборы 2016 года было потрачено меньше бюджетных средств — 10,3 млрд рублей.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: