Миллионы на выборы: сколько потратят на избирательные кампании кандидаты в депутаты Госдумы
Политтехнологи оценили возможную стоимость избирательных кампаний кандидатов в депутаты Госдумы. Цена колеблется от 30 млн до 440 млн рублей, следует из комментариев собеседников РК. Из чего складываются эти суммы? Почему по списку избираться дешевле, чем по округу, и в каких случаях тратиться не стоит? Об этом – в нашем обзоре.
Как считают?
Как объясняют политтехнологи, предварительная стоимость избирательной кампании рассчитывается так: примерные затраты на одного избирателя умножаются на общее количество избирателей в конкретном округе.
Если исходить из того, что один избиратель – это 1 доллар, то в округе с 450 тысячами избирателей кампания будет стоить примерно 33 млн рублей, объясняет политтехнолог, генеральный директор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.
Между тем политтехнолог Алена Август полагает, что в среднем следует исходить из расчета 4–6 евро за одного избирателя.
Политтехнолог Юлия Милешкина также говорит, что при подсчете стоимости кампании нужно умножать 5 евро на количество избирателей в одномандатном округе. В целом же, по оценке Милешкиной, затраты кандидатов на кампанию могут составить от 1 млн до 5 млн евро (в переводе на рубли – от 89 млн до 444 млн).
Так, по ее словам, кампания для округов с сельской территорией и без оппонентов (когда есть внутрипартийные договоренности, что сильные конкуренты не выдвигаются по этой территории), будет стоить 1 млн евро. Однако при схожих условиях в округе с городской аудиторией кампания обойдется уже дороже – в 2 млн евро. «Это связано с тем, что городская аудитория зачастую бывает более привередливой, а конкурентное поле – более плотным, особенно в случае применения «сшивки», когда на территории будет проходить несколько избирательных кампаний», – говорит Милешкина.
А стоимость по-настоящему конкурентных кампаний может достигать 5 млн, утверждает собеседница РК.
По мнению генерального директора Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрия Орлова, ожидаемый разброс цен на избирательную кампанию по одномандатному округу будет несколько иным: от 30 млн до 170 млн рублей.
«На одном полюсе – очень известный и пользующийся доверием кандидат в небольшом, малонаселенном и не слишком конкурентном округе, располагающий не только финансовыми ресурсами, но и, например, информационными. На другом – практически неизвестный кандидат в густонаселенном округе с высокой конкуренцией, например, в городе-миллионнике», – отметил Орлов. Он также добавил, что цена за кампанию в Москве может быть выше обозначенного им предела.
Telegram-канал «Пять партий» заявляет, что стоимость избирательных кампаний на выборах депутатов Госдумы в одномандатных округах будет варьироваться от 50 млн до 200 млн рублей.
«Разница, безусловно, объясняется и степенью узнаваемости кандидата, и «пропаханностью» поля, и наличием (или отсутствием) административного ресурса», – высказываются авторы.
По их мнению, траты на кампанию в пределах 30 млн рублей возможны лишь при практически идеальных условиях: высокой узнаваемости претендента на думское кресло, наличии отличного бэкграунда в округе и высоком админресурсе.
Политтехнолог Александр Антошин полагает, что больше всего денег на один голос будет потрачено на Дальнем Востоке. «С одной стороны – сильная конкуренция, которая заставляет вести агрессивную кампанию, с другой – огромные расстояния и относительно высокие расценки на труд агитаторов, полиграфию, рекламные поверхности и так далее», – приводит свои аргументы Антошин.
Для кого дешевле, кому дороже?
Таким образом, как следует из комментариев экспертов, предполагаемый бюджет избирательной кампании в одномандатном округе на предстоящих думских выборах будет зависеть от конкурентности территории, расклада сил, уровня поддержки кандидатов, их рейтингов.
«Кроме того, если мы говорим об одномандатном округе, большое значение имеет характер самого кандидата. Нюансов может быть очень много: кандидат уже известен и о нем нужно просто напомнить или его нужно поднять с нуля, у него есть негативный бэкграунд, он обладает поддержкой среди элит?» – рассуждает политтехнолог Алена Август.
Политтехнолог Александр Антошин называет еще один компонент, который может влиять на бюджет кампании, – административный ресурс в широком смысле.
«Предположим, наш кандидат – директор сети магазинов. У него на старте есть складские помещения, где можно хранить агитационную продукцию, офисные помещения, где можно разместить штаб, в конце концов, сами магазины, где у каждой кассы можно повесить его улыбчивую физиономию. Его конкуренту придется за все это платить весьма немаленькие деньги», – приводит пример Антошин.
Текущая эпидемиологическая обстановка станет фактором, который нужно будет учитывать при расчете стоимости кампании, полагает руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов.
«Значительную часть бюджета избирательной кампании составляют расходы на «поле», если в следующем году эпидемиологическая ситуация будет скверной, то эту расходную часть придется урезать и найти другие способы связи с избирателями, увеличив расходы на медиа, СМИ, «цифру» и наружную рекламу», – размышляет Максимов.
По словам политтехнолога Сергея Смирнова, для кандидата-новичка выборная кампания будет существенно дороже, чем для опытного кандидата. Дешевле выборы могут обойтись уже действующим депутатам, которые будут вновь избираться в своих округах, при условии, что на протяжении пяти лет они в них эффективно работали.
«Помимо этого, для кандидата от власти выборная кампания будет дешевле, чем для кандидата-оппозиционера», – добавил Смирнов.
Андрей Максимов подтверждает: когда кампания ведется с нуля, один мандат может стоить очень больших денег, при этом такие расходы могут быть нерациональными.
С другой стороны, эксперт напоминает, что полномочия депутатов Госдумы увеличиваются и растут их лоббистские возможности. В связи с этим бизнесу имеет смысл вкладываться в своего кандидата.
Цена для списка
Стоимость кампаний тех кандидатов, которые будут избираться по партийным спискам, оценить сложнее. Чаще они стоят дешевле, чем кампании одномандатников.
По словам политтехнолога Алены Август, в случае со списком многое зависит от того, кто его возглавляет, при этом кампанию зачастую оплачивает человек, идущий четвертым или пятым номером, поскольку ему, чтобы пройти в Госдуму, нужны высокие результаты партии в округе.
Политтехнолог Юлия Милешкина поясняет, что список включает общеобластную часть, состоящую из двух-трех кандидатов, которые точно пройдут в Госдуму. Это либо ВИП-персоны, либо спонсоры партии, которые платят за стопроцентно проходное место.
«Помимо этого, существуют лидеры территориальных групп, у которых тоже есть возможность пройти в Госдуму. Именно они зачастую и платят за всю кампанию: ставят на «полупроходные» места (4–7), которые не являются проходными при текущем рейтинге партии, но могут стать при незначительном возрастании рейтинга, затем финансируют всю избирательную кампанию списочной части территориальной группы по региону или нескольким регионам. Стоимость такой кампании будет начинаться от 1,5 млн евро», – называет примерную цену Милешкина.
Если текущий рейтинг партии на конкретной территории предполагает избрание по списку лишь трех-четырех человек, особо тратиться на такую кампанию нет смысла, уверена собеседница РК
«Обычно это кампании на территориях с абсолютно неконкурентными округами, с преобладанием сельских территорий, невысоким уровнем городского населения и со средним уровнем жизни», – уточняет Милешкина.
Руководитель агентства «Максимов-консалтинг» Андрей Максимов между тем замечает, что в случае со списком значительную часть расходов, в том числе затраты на разработку фирменного стиля и прямую политическую рекламу, берет на себя федеральный штаб партии. При этом 16 партий имеют право не собирать подписи, что значительно экономит их средства, поскольку расходы на сбор подписей могут достигать сотен миллионов.
«Известным партиям с развитой региональной структурой легче создавать информационные поводы для своих кандидатов, привлекая внимание к бренду партии. Менее раскрученные партии такими возможностями не обладают, поскольку не имеют доступа к системе создания событий, что тоже увеличивает их расходы», – подчеркивает Максимов.
Добавим, что ранее в СМИ появилась информация, сколько планирует потратить государство на думские выборы. Как сообщало РБК, правительство дополнительно направит Центризбиркому свыше 4 млрд рублей на подготовку и проведение выборов депутатов Госдумы. Таким образом, учитывая уже зарезервированные 12,557 млрд рублей, общие расходы на проведение думских выборов возрастут до 16,6 млрд. Для сравнения: на прошлые думские выборы 2016 года было потрачено меньше бюджетных средств — 10,3 млрд рублей.