Мэров выберут по-новому: подводные камни новации
Согласно новому порядку, главы региональных столиц будут назначаться представительным органом муниципального образования (городской думой) из числа кандидатов, предложенных губернатором. При этом региональный руководитель должен предложить минимум две кандидатуры. До вступления в силу этого закона в большинстве административных центров мэров выбирали по конкурсной модели, а в четырех городах — Якутске, Хабаровске, Анадыре и Абакане — сохранялись прямые выборы. Однако с 19 июня 2025 года эта практика прекращается, и во всех региональных столицах будет действовать исключительно «губернаторская» модель назначения мэров.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин:
Это соответствует включенному в Конституцию в 2020 году принципу «единой системы публичной власти», когда местное самоуправление де-юре не является частью системы исполнительной власти (это противоречило бы конституционной норме, действующей с 1993 года), но де-факто встроено в нее. На практике почти во всех региональных центрах прямые выборы уже отменены – так что главной новацией будет то, что их теперь нельзя вернуть.
В данном случае ключевой момент – что кандидата предлагает губернатор. Трудно себе представить, чтобы депутаты отклонили кандидатуру (разве что в Хакасии могут быть сюрпризы, но это особый случай, исключение, подтверждающее правило). Проблема в том, что при прямых выборах люди знают своего мэра, что повышает доверие к местной власти – а если они им недовольны, то могут заменить на следующих выборах. При непрямых выборах такой возможности нет.
Публицист, основатель Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников:
Главный минус – мы все дальше от прямого волеизъявления избирателей. Ведь у нас не только мэров городов, но уже и ряд губернаторов избирают региональные парламенты. Из этого вытекает другой минус: мэры городов все меньше будут чувствовать ответственность за свою работу перед простыми гражданами.
Из плюсов – только экономия местных бюджетов на выборах градоначальника. В последнее время такие выборы, в зависимости от численности населения региональной столицы, обходились в 20-120 млн руб. Много это или мало? Для сравнения: в среднем новый двухсекционный трамвай сейчас стоит около 120 млн. рублей. Вот на сэкономленные на выборах мэра город-миллионник сможет купить один трамвай.
Доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев:
Принятый новый закон о МСУ в части назначения мэров областных столиц — это просто приведение в соответствие уже устоявшихся практик последних 7-8 лет. Любой губернатор, за редким исключением, и помыслить иначе не мог. Если, конечно он не был «слабым» и несамостоятельным. И градоначальником в этом случае становился не вассал доминирующего регионального политического актора. Поэтому с принятием нового закона для будущих мэров и городской исполнительной власти мало что меняется. Вместе с тем, хотел бы обозначить возникшую проблему. Политическая конкуренция в этом случае не исчезает. Она проявляется в рамках парадигмы «схватки бульдогов под ковром». Какой из центров силы со своим кандидатом окажется сильнее, тот и выиграет мощнейший городской ресурс.