Мэров выберут по-новому: подводные камни новации

/

Согласно новому порядку, главы региональных столиц будут назначаться представительным органом муниципального образования (городской думой) из числа кандидатов, предложенных губернатором. При этом региональный руководитель должен предложить минимум две кандидатуры.  До вступления в силу этого закона в большинстве административных центров мэров выбирали по конкурсной модели, а в четырех городах — Якутске, Хабаровске, Анадыре и Абакане — сохранялись прямые выборы. Однако с 19 июня 2025 года эта практика прекращается, и во всех региональных столицах будет действовать исключительно «губернаторская» модель назначения мэров.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин:

Это соответствует включенному в Конституцию в 2020 году принципу «единой системы публичной власти», когда местное самоуправление де-юре не является частью системы исполнительной власти (это противоречило бы конституционной норме, действующей с 1993 года), но де-факто встроено в нее. На практике почти во всех региональных центрах прямые выборы уже отменены – так что главной новацией будет то, что их теперь нельзя вернуть.

В данном случае ключевой момент – что кандидата предлагает губернатор. Трудно себе представить, чтобы депутаты отклонили кандидатуру (разве что в Хакасии могут быть сюрпризы, но это особый случай, исключение, подтверждающее правило). Проблема в том, что при прямых выборах люди знают своего мэра, что повышает доверие к местной власти – а если они им недовольны, то могут заменить на следующих выборах. При непрямых выборах такой возможности нет.

Публицист, основатель Telegram-канала «Толкователь» Павел Пряников:

Главный минус – мы все дальше от прямого волеизъявления избирателей. Ведь у нас не только мэров городов, но уже и ряд губернаторов избирают региональные парламенты. Из этого вытекает другой минус: мэры городов все меньше будут чувствовать ответственность за свою работу перед простыми гражданами.

Из плюсов – только экономия местных бюджетов на выборах градоначальника. В последнее время такие выборы, в зависимости от численности населения региональной столицы, обходились в 20-120 млн руб. Много это или мало? Для сравнения: в среднем новый двухсекционный трамвай сейчас стоит около 120 млн. рублей. Вот на сэкономленные на выборах мэра город-миллионник сможет купить один трамвай.

Доктор политических наук, профессор Дмитрий Нечаев:

Принятый новый закон о МСУ в части назначения мэров областных столиц — это просто приведение в соответствие уже устоявшихся практик последних 7-8 лет. Любой губернатор, за редким исключением, и помыслить иначе не мог. Если, конечно он не был «слабым» и несамостоятельным. И градоначальником в этом случае становился не вассал доминирующего регионального политического актора. Поэтому с принятием нового закона для будущих мэров и городской исполнительной власти мало что меняется. Вместе с тем, хотел бы обозначить возникшую проблему. Политическая конкуренция в этом случае не исчезает. Она проявляется в рамках парадигмы «схватки бульдогов под ковром». Какой из центров силы со своим кандидатом окажется сильнее, тот и выиграет мощнейший городской ресурс.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: