Губернаторам добавят работы


Президент и правительство РФ смогут передавать свои полномочия регионам нормативными актами, соответствующий законопроект доработан ко второму чтению Минюстом, пишет 18 мая«Коммерсант». В прошлом году Госдума приняла в первом чтении соответствующую инициативу о передаче полномочий и о том, что правительство сможет предлагать увольнять губернаторов за их неисполнение, однако документ был «заморожен». Теперь его планируется рассматривать вновь с учетом поступивших дополнений.

В частности предлагается ввести отчетность глав субъектов за исполнение этих полномочий. Федеральное правительство также сможет установить критерии оценки реализации делегированных функций, однако должно будет согласовывать с региональными властями перераспределение тех или иных задач. В то же время законопроект Минюста не предусматривает действий правительства РФ в случае отрицательных отзывов властей субъектов.

В проекте также уточняются порядок и условия реорганизации территориальных органов федеральной власти в связи с передачей их полномочий регионам и трудоустройства их сотрудников. Как поясняет Минюст, поправки позволят «оптимизировать систему территориальных органов власти исходя из оценки объема их деятельности». Кроме того, регионам намерены передать права по рассмотрению административных нарушений, в том числе составлению протоколов, благодаря чему можно будет «применять меры административной ответственности при исполнении полномочий по контролю и надзору».

Мнение губернаторов

Оценку доработанному законопроекту уже дал калининградский губернатор Николай Цуканов, который считает, что главам регионов будет под силу взять на себя любые задачи.

«В тех случаях, когда функции региональной власти и федеральной дублируются, губернаторы могли бы взять эти функции на себя», — сказал Цуканов.

Архангельский губернатор Игорь Орлов положительно отнесся к тому, что начался разговор о передаче полномочий регионам. Однако, по его мнению, при передаче полномочий должны быть переданы и средства на их реализацию.

Год назад, в апреле, когда законопроект только был внесен в Госдуму, астраханский губернатор Александр Жилкин говорил о том, что ему вполне достаточно уже имеющихся полномочий. Его ульяновский коллега Сергей Морозов, напротив, высказывался за передачу всех полномочий, кроме силовых. Глава Ленобласти Александр Дрозденко полагал, что за созданием «такой управленческой вертикали» должны последовать «аналогичные решения по муниципальному уровню». Врио орловского губернатора Вадим Потомский считал, что нововведение упростит для глав регионов решение многих задач, и в первую очередь исполнение майских указов президента. Глава Воронежской области Алексей Гордеев предлагал, чтобы руководители федеральных органов власти на местах отчитывались не только на федеральным уровне, но и перед губернаторами.

При этом в регионах отмечали важность передачи полномочий вместе с финансированием, опасаясь получить полномочия без денег, и, как следствие, быть уволенными.

Позже свои критические замечания в отзывах к законопроекту официально выразили два региональных правительства, писала газета РБК.

«На законопроект поступило 13 отзывов, 11 из которых полностью поддерживают инициативу, а два критикуют ряд его положений», — сообщало издание.

Правительство Тульской области отмечало, что в документе не уравновешены права и обязанности региональных органов госвласти по осуществлению переданных полномочий, а создание нового повода для увольнения губернатора «сузит возможности для общей оценки деятельности высшего должностного лица субъекта РФ, определяемой с учетом сбалансированных и взаимодополняющих прав и обязанностей в единстве и в системе с другими полномочиями».

Также, утверждали в регионе, законопроект не указывает способа расчета нормативов для определения общего объема необходимых для осуществления полномочий средств.

В свою очередь правительство Вологодской области предлагало не передавать регионам федеральные полномочия при обращении лекарственных средств, в сфере охраны здоровья, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области защиты прав потребителей. Зато регион был не против получить полномочия по контролю в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Где полномочия, там и ответственность

Главный редактор информационного портала Самарской области НЕСЛУХИ.РФ Константин Сурков заявил «РК», что федеральная власть с помощью передачи полномочий может попытаться обезопасить себя при обострении социальной напряженности.

«В любой момент можно будет найти «козла отпущения» или «козлов отпущения» из регионов, и предложить населению спустить на них свое недовольство за недобросовестное исполнение полномочий. К тому же, исходя из последних тенденций, можно проследить желание населения самому избирать губернаторов. Что ж, тогда будьте добры избирать тех, кто в состоянии грамотно и эффективно работать. В противном случае, «на зеркало неча пенять, коли рожа крива», — сказал эксперт.

Исполнительный директор группы «Росполитконсалт» Игорь Титов также считает, что федеральный центр ужесточает управление регионами и в то же время решает вопрос с большим штатом федеральных чиновников в каждом субъекте РФ.

«Понятно, что федеральный центр руками регионов пытается существенно сократить непомерно раздутый штат федеральных чиновников всех мастей, понимая, что у регионов на создание аналогичных бюрократических структур просто может не быть денег и им придется выкручиваться теми, кто есть в наличии. Понятно и то, что вводя новый механизм дополнительной отчетности перед Москвой, создается система более жесткого управления регионами», – сказал эксперт.

История вопроса

В прошлом году, когда законопроект активно обсуждался, НИА «Красноярск» уточняло: правительство не сможет самостоятельно увольнять губернаторов за неисполнение переданных полномочий, но сможет предлагать сделать это президенту. В то же время отмечалось, что полномочия будут передавать одновременно с перераспределением средств от центра регионам за счет субвенций из федерального бюджета или бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом полномочия предлагалось передавать только сразу всем регионам.

Тогда же, как писала РБК, в мае 2014 г. член профильного комитета Госдумы Вячеслав Тимченко отказался комментировать предлагаемые поправки, отметив, что и у него самого есть вопросы по ним к правительству, в частности по предлагаемой процедуре отрешения от должности губернаторов.

Кроме того, как еще раньше писала РБК, депутаты указывали на необходимость прописать процедуру учета мнений регионов при передаче им полномочий и порядок возвращения полномочий обратно на федеральный уровень.

Конституционный комитет Думы просил изучить вопрос о том, какие именно полномочия Российской Федерации могут быть переданы органам госвласти регионов, и уточнить порядок увольнения глав регионов.

Любопытно, но еще в сентябре 2013 г., как сообщает информагентство Югра.Про, премьер-министр Дмитрий Медведев предлагал разграничивать полномочия на добровольной основе.

«Нужно все-таки переходить к такой модели, при которой регионы сами должны определять, чего они хотят забирать, а чего они не хотят забирать. И только под соответствующие финансовые гарантии», — заявлял политик.

При этом добавлял, что с регионами надо заключать договоры об исполнении тех или иных полномочий.

В конце апреля 2015 г. «РК» опубликовал обзор про подготовку в Минэкономразвития указа президента об «Основах государственной политики регионального развития РФ», который должен сменить «Основные положения региональной политики в РФ», принятые в 1996 году Борисом Ельциным. Авторы новой концепции предлагают «сокращать количество субвенций регионам» и расширять состав их собственных доходов, а в перспективе — отказаться от «иных бюджетных трансфертов». Однако пока эти трансферты необходимы, их предлагается перевести на постоянную основу.

Также в сфере межбюджетных отношений предлагается разделить конкретные виды налогов и доходных источников между бюджетами разных уровней и завершить разграничение полномочий. Что важно — впервые в концепции предлагается установить возможность делегирования функций с учетом объективной оценки затрат на их исполнение.

Политолог Тимофей Шевяков, комментируя данную инициативу, назвал предложение о разграничении регионов правильным, но запоздавшим.

«Любой нормальный человек понимает, что равнять ХМАО, Крым и Туву нельзя. Но понимание это надо закреплять законом, иначе все будет как всегда. Судя по публикации в «Ъ», ставка сделана именно на то, чтобы регионы самостоятельно принимали решения и распоряжались бюджетами\налоговыми поступлениями, не залезая в федеральный карман. С одной стороны это правильно, но, с другой стороны, в ряде случаев это грозит резким увеличением влияния глав регионов и центробежными тенденциями», — сказал эксперт.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: