Форум в Сочи: о долгах, инвестклимате и инфраструктуре


Российский инвестиционный форум в Сочи принес губернаторам, предпринимателям и обычным жителям регионов новые надежды на развитие территорий. Улучшение транспортной ситуации, экономический рост и сокращение задолженностей бюджетов, а также новые бизнес-проекты – все это найдет отражение в материале «РК».

Экономический эффект

Форум – это часто подходящее поле для инициатив и предложений губернаторов. Например, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко заявил, что в этом году в пробном режиме запустят программу предоставления 10 га земли фермерам и предпринимателям на льготных условиях для развития отдаленных районов. По словам Дрозденко, правительство региона готово выделять в год 50 субсидий по 3 млн рублей.

«Это может быть не только крестьянско-фермерское хозяйство. Если кто-то построит на 10 га базу отдыха, это тоже принимается, потому что это рабочие места, бизнес, определенное развитие. Или это будет какое-то производство — маленькая лесопилка в отдаленном районе, предприятие по добыче торфа. Может быть любое направление, лишь бы это направление было связано с развитием экономики, созданием рабочих мест», — цитирует его ТАСС.

Тем временем власти Омской области намерены предоставить налоговые льготы на имущество промышленным предприятиям и крупным свинокомплексам региона, сообщил временно исполняющий обязанности губернатора области Александр Бурков.

Помимо поддержки уже существующих предприятий будут создаваться и новые. Так, в Тульской области может появиться новое трикотажное производство, которое, понятное дело, предоставит рабочие места и будет платить налоги. Об этом пишут «Аргументы и факты» после того, как губернатор Алексей Дюмин и глава компании «Фабрикс» Павел Радель подписали соглашение о сотрудничестве по реализации в Тульской области инвестиционного проекта.

Компания является одним из крупнейших поставщиков качественной ткани и трикотажа на российском рынке. В Тульской области компания заинтересована в создании на площадке узловского «Пластика» производства синтетического и натурального трикотажного полотна мощностью 1500 тонн в год. По словам главы региона, объем инвестиций составит 300 миллионов рублей. При этом будет создано более 50 новых рабочих мест.

А губернатор Калужской области Анатолий Артамонов и вовсе подписал четыре соглашения между правительством области и российскими компаниями инвесторов. Так совместные планы у властей региона появились с ООО «Станкофлот» и ООО «МПТ-Пластик» — о намерениях разместить на Боровской площадке особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа «Калуга» новые заводы. Речь идёт о предприятиях по производству инструментов и технологической оснастки для промышленных предприятий и по выпуску шлангов технического назначения из ПВХ-пластика.

Соглашение о сотрудничестве с ООО «Агроимпекс-Трейд» предусматривает создание в Боровском районе Калужской области на территории агропромышленного парка «К-Агро» шоколадно-кофейного производства. А подписание документа с «Группой компаний «Подъёмно-транспортные машины — Калуга» предполагает строительство в индустриальном парке «Росва» предприятия по выпуску лифтового оборудования. По предварительным оценкам, на новых калужских предприятиях в результате реализации этих проектов будет создано около 290 новых рабочих мест, передает ИА Regnum.

Но и просить федеральный центр о помощи губернаторы тоже не забывают. Так, глава Пензенской области Иван Белозерцев на встрече глав регионов с премьер-министром Дмитрием Медведевым заявил, что Пензенская область не справится с выполнением своих обязательств без дотаций на сбалансированность бюджета при росте социальных расходов с 1 января, сообщает ТАСС.

Слово федералам

Выступая на форуме, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что со следующего года при распределении бюджетных средств будет учитываться не только налоговый потенциал субъектов федерации, но и иную потребность финансирования расходных полномочий региональных и местных органов власти «на среднероссийском уровне». По мнению главы правительства, это станет дополнительной мотивацией, прежде всего для тех российских регионов, «где потребность в деньгах сопоставима с собственными доходами». В то же время Медведев назвал уход от дотаций стратегической задачей, передает РИА Новости.

Премьер напомнил, что в минувшем году была запущена программа реструктуризации задолженности субъектов федерации. «Срок возврата кредитов продлён до 7 лет, на определённых условиях – даже до 12 лет. В результате только на этот год эффект от реструктуризации составит около 240 млрд рублей. Для регионов это серьёзный финансовый ресурс», — отметил Медведев.

Благодаря программе реструктуризации задолженности у регионов должна появиться возможность погашать коммерческие кредиты за свой собственный счет, говорит старший аналитик ИК «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Но текущий объем таких кредитов не критичен, полагает он.

«В принципе 100% коммерческих кредитов в структуре долга — это не критично. Вопрос в том, что в нынешних экономических условиях текущий объем коммерческих кредитов регионы не способны обслуживать. Уровень долга в некоторых регионах составлял до 100% и более к общему объему доходов за 12 месяцев. Поэтому в текущих экономических условиях, безусловно, бюджетные кредиты спасают регионы от долговой ямы. За счет их замены на государственные сокращается объем обслуживания долга», — отметил эксперт.

Замена коммерческих кредитов государственными работает, добавляет старший аналитик инвестиционной академии «Альпари» Анна Бодрова. Однако темпы ее реализации нельзя назвать очень быстрыми.

«Чтобы сменить один источник средств на другой, при этом не увеличить региональный долг, требуется определенное время. Поэтому 9% за три года — это хороший результат, он средний, если смотреть на другие цифры. Но понимая какая тяжелая ситуация с долгами в отдельных субъектах, эта отметка выглядит неплохой. Есть еще над чем работать и развиваться. Что касается истоков этой проблемы, она возникла в период, когда регионам был закрыт доступ к бюджетным кредитам и средств из федерального центра выделялось очень мало. Деньги на наполнение и реализацию бюджета нужно было где-то брать», — пояснила она.

Экономическая обстановка в российских губерниях может порадовать тем, что в 2017 г. они выбрались из долговой ямы. По крайней мере, так считает глава Минфина Антон Силуанов.

«По сути, мы стояли на пороге долгового кризиса субъектов РФ еще два года назад, когда долги росли, дефицит зашкаливал, и многие регионы, по сути дела, оказались в долговой яме. За прошлый год этот вопрос решен»,— сказал министр, его цитирует «Коммерсант».

Председатель Счетной палаты Татьяна Голикова согласилась, что регионы проделали большую работу, но заметила, что регионы «по-прежнему ненадлежащим образом планируют свои бюджеты».

Что же касается текущего года, то, по словам Силуанова, общий объем долговой нагрузки регионов не будет существенно снижаться. Впрочем, он пояснил, что Минфин ожидает, что 2018 г. регионы смогут завершить успешно, и потом у них появится больше возможностей для развития.

«Этот год наиболее напряженный для субъектов РФ, потому что они столкнулись с последним опережающим темпом роста заработной платы бюджетникам. Потом этот уровень зарплаты будет поддерживаться, исходя из роста зарплаты в среднем по экономике, это будет покрываться дополнительными поступлениями от доходов физических лиц и общими налоговыми поступлениями», — сказал министр.

Кстати, говоря о сборах, чиновник поддержал расширение возможности регионов вводить туристический сбор, передает МИА «Россия Сегодня».

А заместитель председателя правительства России Дмитрий Козак, продолжая тему самостоятельности субъектов РФ, и вовсе считает необходимым передать на региональный уровень полномочия контрольно-надзорных органов, за исключением тех полномочий, которые несут межрегиональный характер. Он напомнил, что, когда Крым воссоединился с Россией, некоторые функции федеральных органов передали региону, и это был положительный опыт. Ведь путем передачи полномочий регионам можно, в частности, решить вопрос низких заработных плат сотрудников контролирующих органов.

«Только полномочия, которые несут межрегиональный характер, должны сохраниться на федеральном уровне»,— приводит его слова «Коммерсант».

По мнению политолога Аббаса Галлямова, шансы на реализацию предложения Козака вполне реальны..

«То, что без реформ не обойтись, сейчас понимают даже самые консервативные консерваторы. Конечно, передача регионам контрольно-надзорных полномочий территориальных органов федеральной власти приведёт к росту финансового неравенства между субъектами федерации. Но это та неизбежная цена, которую надо заплатить за то, чтобы экономика нашей страны заработала», — заключил эксперт.

Транспортные направления

Большой блок вопросов, затронутых на форуме, касался обеспечения властями инфраструктуры как для пассажирских, так и для грузовых перевозок. Вот, например, власти Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) рассматривают возможность закупки серии арктических самолетов-амфибий Л-172, первый из которых создается по специальному заказу региона в Самаре. Он отметил, что в регионе есть большая потребность в подобном транспорте, его планируют использовать в пассажироперевозках.

«У нас порядка 36 вертолетов, все они имеют работу, мы сегодня под миллиард рублей имеем заказов в санавиации. Думаю, что много самолетов потребуется, перспектива хорошая», — пояснил глава региона.

А власти Краснодарского края и компания «Базэл Аэро» на Российском инвестиционном форуме в Сочи подписали протокол о реализации проекта «Развитие аэропорта Краснодар». Об этом сообщили в пресс-службе мэрии Краснодара. В рамках проекта построят новый аэровокзал, привокзальную площадь, грузовой и VIP-терминалы, пешеходную галерею, краткосрочные и долгосрочные парковки.

Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин тем временем встретился с главой группы компаний «Ренова» Виктором Вексельбергом. Глава автономного округа заявил, что в течение месяца стороны будут выходить на подписание соглашения по модернизации аэропорта Нового Уренгоя в рамках государственно-частного партнерства, информирует «Федерал-Пресс».

Ну а руководство Ростовской области подумывает о запуске электрички до нового аэропорта Платов при условии роста пассажиропотока до 5 млн человек в год и более. В 2018 г. он ожидается на уровне 3 млн человек, заявил губернатор Василий Голубев.

В продолжение темы наземного транспорта Голубев и гендиректор компании «Газпромнефть» Александр Дюков подписали соглашение о сотрудничестве. Согласно нему, в дорожной отрасли региона начнут использовать новые технологии и материалы, произведенные из углеводородного сырья. Будут применяться современные виды битумов, эмульсий и других производимых на основе битумов материалов. Такие технологии используют при строительстве, реконструкции, ремонте и даже капитальном ремонте дорог по всей области. Такие современные покрытия позволят увеличить срок службы дорог. Их протяженность по всему региону – более 4 тысяч километров, пишет портал «Обзор».

Send with Telegram
bookmark icon

Write a comment...