Бюджетный маневр для инфраструктурных проектов: новая реальность регионов
Министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что все проекты, запланированные на 2025 год, обеспечены ресурсами и будут реализованы. Но в процессе подготовки бюджета на следующую трехлетку некоторые инфраструктурные проекты могут быть перенесены на более поздние сроки.
Политолог, автор Telegram-канала «Эксперт по Госдуме» Павел Склянчук:
– Федеральные инфраструктурные проекты – относительно новый механизм, он действует несколько лет, и в нем заложено комплексное финансирование, связанное со строительством коммунальной инфраструктуры, с обновлением социальных объектов. В этом смысле уже запущенные проекты, скорее всего, будут реализованы, иначе это вызовет большое недовольство. А те, что только находятся на этапах проектирования и согласования документации, могут немножко притормозить.
Понятно, что будут сокращать любые новые источники расходов, а существующие оценивать с точки зрения эффективности исполнения. Но здесь ситуация не такая плохая, как может показаться. Это подтверждает отчет Счетной палаты, что за прошлый год исполнение – 99%. Это самый высокий показатель за последние годы. Значит, в регионах финансово-экономические блоки осваивают бюджет своевременно и в полном объеме. Поэтому я не ожидаю, что будет какая-то активизация борьбы регионов. Она и так ведется в текущем режиме.
Генеральный директор Агентства массовых коммуникаций ООО «Регион Медиа» политолог Игорь Даченков:
– Заявление Силуанова ожидаемо, поскольку к середине года правительство окончательно осознало «новую экономическую реальность», выход из которой кажется очевидным. Прежде всего это оптимизация бюджетных расходов и рост налоговой базы. В этой связи сдвиг по времени финансирования инфраструктурных проектов – вынужденная, но своевременная мера. Инфраструктура, как говорится, может несколько подождать, поскольку есть иные приоритетные задачи – СВО и все, что с ней связано, в том числе большой сегмент социальных выплат военнослужащим и членам их семей.
Понятно, что сокращение бюджетных потоков скажется на регионах, которые верстали свои планы. Конечно, ситуация для многих неприятная, поскольку было ожидание привлечения этих средств в экономику регионов, что благоприятно должно было сказаться на социально-экономическом развитии субъектов, создать точки роста. При формировании бюджета на 2026–2028 годы можно прогнозировать активизацию лоббистских усилий регионов. И здесь более успешными будут главы субъектов, у которых налажены сильные связи и контакты с федеральным центром.
Ведущий научный сотрудник Центра стратегических исследований, доцент кафедры экономической и финансовой стратегии МГУ и. М.В. Ломоносова, к. э. н. Анна Хворостяная:
– В силу обострения несистемных рисков государство меняет порядок реализации стратегических проектов. Учитывая бюджетные ограничения, он может быть пересмотрен. Однако следует отметить, что перенос сроков напрямую влияет на экономический рост и качество жизни населения. Считаю, что целесообразно провести стратегический анализ проектов и выявить те, которые должны быть реализованы в первую очередь из-за их ценности для повышения качества жизни и потенциального межотраслевого или межрегионального эффекта. А рассуждая о факторах, я бы в первую очередь обращала внимание на наличие мультипликативного эффекта от проекта и на статус социальной напряженности в регионе.
Эксперт Центра экономики инфраструктуры Сергей Ламанов:
– Идет давно предсказанный развал инвестиционного процесса. И при тех условиях кредитования, которые существуют, разумеется, никто всерьез долгосрочные инвестиции рассматривать не будет. Поэтому наверняка в регионах сейчас стопорятся не только крупные инвестиционные проекты. До сих пор из федеральной казны в лучшем случае было софинансирование – от 10 до 40%. Остальное надо было вкладывать самим, но, думаю, сейчас в такого рода рискованные игры никто с государством играть не будет.