Бесконечные города: агломерации – развитие или угроза?

/

Принятый правительством нацплан восстановления экономики, как считают эксперты, может стать началом процесса создания агломераций в России. Кроме того, правительство РФ предлагает законодательно закрепить понятие городских агломераций, а также предусмотреть разработку комплексных планов по развитию таких территорий. Авторы Telegram-каналов опасаются, что процесс создания гигантских агломераций может привести к гибели малых и средних городов. Такой вероятности не исключают и собеседники РК. Также они обращают внимание на необходимость решения проблем уже существующих агломераций. Подробности – в нашем обзоре.

Первый шаг?

Национальный план восстановления экономики был принят кабмином 23 сентября, отмечает URA.RU. По словам первого вице-премьера Андрея Белоусова, проект включает в себя 30 ключевых стратегий до 2024 года, одна из которых – развитие крупнейших инфраструктурных проектов.

Опрошенные изданием эксперты полагают, что это первый шаг к созданию агломераций.

По их версии, первые агломерации появятся на базе следующих городов: Краснодар – Ростов-на-Дону – Ставрополь – Минеральные Воды (туризм); Екатеринбург – Челябинск – Пермь (промышленность); Новосибирск – Красноярск – Кемерово (промышленность и общее развитие территорий); Иркутск – Улан-Удэ – Чита (туризм и общее развитие территорий); Хабаровск – Владивосток (общее развитие территорий).

Параллельно с этим правительство РФ предлагает законодательно закрепить понятие городских агломераций, а также предусмотреть создание комплексных планов по развитию таких территорий. Соответствующий законопроект опубликован на федеральном портале проектов нормативных правовых актов, передает ТАСС.

Согласно законопроекту, городская агломерация – территория городского округа или города федерального значения, которая объединена с другими муниципалитетами «устойчивыми социальными, экономическими и хозяйственными связями». Транспортная доступность: до административного центра агломерации и обратно можно добраться в течение рабочего дня. Городские агломерации могут быть образованы муниципалитетами, которые расположены в граничащих друг с другом регионах России, отмечается в тексте.

В документе прописано, что муниципалитеты, входящие в городскую агломерацию, должны заключить соглашения по сотрудничеству, а также сформировать межмуниципальный координационный совет по развитию агломерации. В его состав будут входить представители органов местного самоуправления, а также ключевых предприятий и организаций. Агломерации смогут создавать межмуниципальные компании.

По мнению авторов законопроекта, принятие данного документа создаст благоприятную правовую среду для реализации в том числе крупных инфраструктурных проектов, строительства и эксплуатации новых социально-культурных и бытовых объектов. Это позволит привлечь дополнительные инвестиции в крупные и средние города России и на прилегающие к ним территории.

Есть ли ресурсы?

Перспектива создания крупных агломераций не вызывает воодушевления у авторов Telegram-каналов.

«Сарма» подчеркивает, что между большинством городов, которые, по данным СМИ, могут объединить в агломерации, «сотни километров малообитаемой пустоши с плохими дорогами и полным отсутствием инфраструктуры».

«Для справки: между Улан-Удэ и Читой 600 км диких забайкальских степей и тайги, где медведя можно встретить чаще, чем человека», – скептически замечают авторы.

Канал общественного движения «Родительское всероссийское сопротивление» опасается, что создание агломераций приведет к гибели малых и средних городов, откуда люди будут уезжать в поисках работы и социальных благ.

Авторы также перечисляют минусы мегаполисов, которые стали особенно очевидны в период пандемии коронавируса.

«Лифты без вентиляции в домах, где лишь в одном подъезде насчитывается до нескольких сотен квартир, давка в общественном транспорте и социальных учреждениях. Не они ли внесли свою немалую лепту в количество зараженных COVID-19? – размышляют блогеры. – Разрушение устойчивых общественных связей. Какие связи можно создать в этих тянущихся на десятки километров «человейниках»? Как следствие, депрессии и букет прочих психиатрических заболеваний. Снижение рождаемости. Экологические проблемы».

«Замполит Татарии» отмечает, что агломерации выгодны с точки зрения рыночной экономики: формируется емкий рынок с большим количеством потребителей на относительно небольшом пространстве (малые расстояния снижают транспортные издержки).

«Но отрицательной стороной этого процесса является оголение прочих территорий, которые теряют население, их развитие становится экономически нерентабельным», – добавляют авторы.

Они также напоминают, что Россия испытывает острый недостаток населения, которое к тому же сокращается. Соответственно, нет ресурсов и для создания гигантских агломераций, считают авторы.

«Ведь главный ресурс – это люди, которых и так не хватает. Создавать агломерации на отдельных территориях – это значит ставить крест на развитии остальных пространств страны. И потом, ставка на развитие агломераций противоречит планам развития дорожно-транспортной сети. Обширные пространства России необходимо увязать в единую и относительно плотную дорожную сеть. Такая сеть является каркасом, сохраняющим экономическое и политическое единство страны. Но эту дорожно-транспортную сеть необходимо обслуживать, то есть поддерживать в рабочем состоянии. А это означает необходимость более-менее равномерного размещения населения по стране», – резюмируют авторы.

Решить проблемы существующих агломераций

Идея развития сверхагломераций в России не нова. В 2017 году экс-министр финансов и бывший вице-премьер РФ Алексей Кудрин, который на тот момент возглавлял Центр стратегических разработок, предложил создать 10−15 городов-агломераций. В июле этого года, уже будучи главой Счетной палаты, Кудрин выступил за формирование Уральской агломерации, в которую вошли бы Екатеринбург, Пермь, Челябинск и другие крупные города.

Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Агент­ства по­ли­ти­че­ских и эко­но­ми­че­ских ком­му­ни­ка­ций Дмитрий Орлов ранее отмечал, что подобные процессы могут привести к «запустению остальной России».

«Даже сегодня – чем дальше уезжаешь от Москвы (не в километрах, а «в поле», так сказать), тем четче становится ощущение этого запустения. Запустения, которое надо не усиливать оттоком жителей небольших городов, сел и деревень в крупные городские агломерации (с превращением оставивших их жителей в люмпенизированных «понаехавших», всеми силами цепляющихся за жизнь в чуждом им мире, и последующей этих городов, сел и деревень ликвидацией), а преодолевать», – подчеркивал Орлов.

Между тем региональные эксперты не исключают, что процесс подготовки к созданию гигантских агломераций уже начался.

Так, политолог Илдус Ярулин обратил внимание, что на Камчатке, Сахалине и в Хабаровске обновляются управленческие команды: местную «руководящую публику» заменяют выходцы из центральной части России. Политолог опасается, что это может быть связано с возобновившимися разговорами о создании новых агломераций или макрорегионов.

«И нужны для этих структур новые руководящие кадры, которые не станут отстаивать позиции и точку зрения местных элит», – заметил Ярулин.

По мнению политтехнолога Михаила Казанкова, создание агломераций, куда входили бы города, которые разделяют сотни километров, – сложная задача. Скорее, здесь может идти речь не об агломерации, а об укреплении межрегионального сотрудничества и о выстраивании инфраструктуры, предположил Казанков.

Для развития уже существующих агломераций, например, Московской, Нижегородской, Екатеринбургской, необходимо преодолеть разногласия между муниципальными властями, добавил собеседник РК.

«У каждого из них свой бюджет, и в случае необходимости прокладывания дороги из одного муниципального образования в другое возникает вопрос, за чей счет будет осуществляться строительство. Если данные вопросы будут решены на законодательном уровне, то такие агломерации будут развиваться гораздо эффективнее и станут драйверами экономического развития. Однако это очень сложная задача, учитывая разные интересы входящих в агломерацию субъектов. В таком случае необходимо создание единого органа управления – каких-то надмуниципальных управленческих структур, которые будут координировать инфраструктурное развитие внутри агломераций», – пояснил Казанков.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: