Антикризисный план: госкредиты, госаптеки и прозрачные решения


Владимир Путин обсудил с губернаторами комплекс антикризисных мер. Президент заявил — необходимо обеспечить максимальную прозрачность в финансовой сфере, а также адресную социальную поддержку, сообщил Первый канал. Этот разговор на президиуме Госсовета стал продолжением предыдущей встречи Владимира Путина с руководителями регионов в конце января.

«Не ждать указаний сверху»

Глава государства подчеркнул, что в нынешних непростых условиях власти на местах должны работать на опережение и принимать оперативные решения самостоятельно. «Всем необходимо действовать слаженно, оперативно, работать на опережение, в том числе, конечно, и в регионах. Не ждать особых указаний сверху, хотя координировать работу нужно», – процитировал президента телеканал «Звезда».

Кроме того, Путин потребовал от губернаторов прозрачной работы и тщательной оценки ресурсов региональных бюджетов. «Механическое сокращение бюджета – самый простой, но не допустимый подход. При этом на первый план выходит принцип рачительного, адресного использования бюджетных средств. В том числе это значит, что эти ресурсы должны направляться на социальную защиту тех граждан, которые действительно нуждаются в нашей поддержке. Об этом мы говорим много лет, но системного ясного решения этого чувствительного и очень важного вопроса для граждан страны пока нет», – заявил Путин.

Госкредиты и госаптеки

Одним из самых важных вопросов, поднятых главой государства, стал вопрос долговой нагрузки региональных бюджетов. Как сообщил Первый канал, многие значимые проекты в промышленности, сельском хозяйстве, дорожном строительстве финансировали коммерческие банки. Но платежи по процентам сегодня стали непосильными и грозят поставить крест на всех планах развития. Одним из вариантов решения этой проблемы могла бы стать помощь федерального бюджета. Например, погашение части кредитов за счет государственных резервов. Но это еще не означает списания долгов.

Также Владимир Путин поручил правительству до 15 апреля вместе с властями регионов рассмотреть вопрос о целесообразности создания государственных (муниципальных) аптек. Госаптеки должны предоставлять для продажи недорогие препараты и сильные обезболивающие. Чиновники должны разработать механизм поддержки таких организаций.

Долги регионов: кто виноват?
Финансовые проблемы регионов обострились, даже вне зависимости от кризисной ситуации в экономике, пояснил  «РК» директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов.  «Обострилась они, в частности, потому, что в результате сложившейся экономической модели в нашей стране происходит централизация финансовых ресурсов, а у регионов растут расходные обязательства, в том числе связанные с выполнением требований и указов президента от 7 мая 2012 года", — заявил Климанов. 

При этом маневр, который могут предпринять региональные власти в бюджетной сфере, носит ограниченный характер, то есть реально нет возможностей найти дополнительные источники доходов или провести перегруппировку расходов, чтобы с учетом имеющихся финансовых ресурсов выполнить возрастающие обязательства, пояснил эксперт. 

«Очевидно, что в этой связи, что в последние пару лет происходило интенсивное увеличение объемов государственного и муниципального долга, в том числе, возрастание доли и объема кредитов в коммерческих банках. Ситуация не может не волновать федеральный центр, так что достаточно логичным в данной ситуации является замещение дорогих в части обслуживании коммерческих кредитов бюджетными кредитами из центрального бюджета, которые будут выдаваться под минимальный, фактически символический, процент», — добавил эксперт. 

С ним соглашается экономист и политолог Ольга Кузнецов. "Государство, по сути, сейчас будет заниматься реструктуризацией региональных долгов. То есть, оно будет давать деньги регионам в долг, чтобы регионы вернули эти деньги банкам, у которых брали кредиты под коммерческий процент. Федеральные же власти, даже если дают эти средства в форме бюджетных кредитов, то есть в долг, естественно, дают их под низкий процент. По сути дела, регионы имеют возможность перевести долги с высокими процентами в долги с низкими процентами. В этом смысл реструктуризации долгов, который осуществляется в регионах", — пояснила она. 

По мнению Кузнецовой, отчасти в сложившейся ситуации виноваты и сами центральные власти. Дело в том, что львиная доля социальных обязательств реально возложена на регионы – где-то 75% социальных расходов, даже не считая коммуналки, лежит на плечах региональных и муниципальных бюджетов, а коммуналка и ЖКХ вообще на 80-90%. Соответственно, если федеральные власти выступают с какими-то социальными инициативами – ликвидация очередей в детские сады или повышение зарплаты бюджетников, например, то эти задачи в значительной степени ложатся на плечи регионов. Для того чтобы справится с этими обязательствами, регионы и вынуждены были влезать в долги.

Кредиты: помогут или нет?

Советник Института современного развития Никита Масленников добавил, что обещанные бюджетные кредиты могут помочь регионам. Они, хоть и не безвозмездные, но с подъемной процентной ставкой (она пока предлагалась Минфином 0,1 %). "Если смотреть с учетом кредитов, выданных коммерческими банками, и этих государственных кредитов, то получается реальная эффективная ставка в обслуживании регионального долга заметно снижается и становится не выше 9 %. При этом очень важно иметь в виду, что Минфин будет предоставлять такой бюджетный кредит при условии, что регионы берут кредиты у коммерческих банках по ставке не выше, чем ключевая ставка ЦБ плюс 1,5 %, если я не ошибаюсь", — рассказал эксперт "РК".  
А доктор политических наук Роман Евстифеев, в свою очередь, увидел сложности в озвученном механизме бюджетного субсидирования регионов. «Затрагиваются интересы довольно большой группы как коммерческих структур и банков, так и политических лоббистов регионов и структур федеральной власти. Представляется, что согласовать эти интересы будет весьма непросто», — пояснил эксперт. 

Что спасет регионы?

Решение проблемы, по мнению политобозревателя Кирилла Николенко, могла бы стать передача регионам большего объема от собираемых налогов, чтобы потребность в кредитных ресурсах снижалась. "Тогда не надо будет все время стоять перед необходимостью в пожарном порядке гасить долги за счет бюджетного кредита или субсидирования процентной ставки. Хотя при существующих подходах иного варианта не могло возникнуть", — пояснил эксперт. 

По мнению Владимира Климанова, в столь тяжелой ситуации можно было вернуться к идее выдачи кредитов под нулевой процент, то есть к практике выдачи бюджетных ссуд, которая была в стране до 2000-х гг. и которая очень активно использовалась в качестве инструмента финансовых отношений центра и регионов. «Без сомнения, такое развитие ситуации помогает в целом ряде общегосударственных задач в части снижения долговой нагрузки регионов, но в то же время надо понимать, что это не снимает первопричин данных проблем, а именно – слабой финансовой базы регионов для решения все возрастающих расходных обязательств. Если в этой связи не провести более кардинальные изменения при построении бюджетной системы, то подобные проблемы могут возникнуть и в будущем, – заявил эксперт. 

  

Но решить эту проблему в условиях той экономической модели, которая сложилась, также достаточно нелегко. Очевидно, что централизация финансовых ресурсов будет продолжаться до тех пор, пока экономика будет базироваться на приоритетном изъятии природных ресурсов и недоразвитости в какой-то степени различных обрабатывающих производств и иных сфер экономики. «То есть для реальной смены экономической модели, нужно в любом случае задумываться о макроэкономическом аспекте, нежели просто о разрешении проблемы с объемом госдолга регионов», — подытожил эксперт

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: