Высокий уровень экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа, эффективная работа нового губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова в команде Д. Кобылкина в течение последних двух лет (заместителем губернатора по вопросам развития экономики и привлечения инвестиций) – достаточные основания для того, чтобы предположить: Артюхов продолжит курс предыдущего губернатора. Тем не менее уже на начальном этапе работы Д. Артюхова в качестве губернатора ЯНАО становится очевидно, что его курс не является абсолютно идентичным курсу предыдущего главы региона. Дмитрий Артюхов сделал очевидную заявку на новые подходы при решении кадровых вопросов и на формулирование долгосрочных стратегических целей развития региона.  

Кадровая реформа: принципы и цели, правительство, муниципальный уровень

Текущее управление в сфере внутренней политики демонстрирует достаточно высокую эффективность. Очевидны сохранение общественно-политической стабильности в ходе выборов, состоявшихся 9 сентября, и наработанные навыки успешного модерирования возникающих публичных социальных конфликтов

В новом правительстве ЯНАО кардинальных перемен пока не произошло. Сегодня состав правительства остается практически неизменным: И. Соколова, А. Ситников, Т. Бучкова, М. Каган, А. Мажаров, А. Свинцова, Н. Фиголь, С. Карасев – все они входили в команду прежнего губернатора. После того как регион возглавил Д. Артюхов, в состав правительства вошли два новых члена: А. Калинин, который занял место ушедшего Д. Артюхова, и А. Воронов, контролирующий деятельность департамента строительства и жилищной политики округа и службу государственного строительного надзора автономного округа.

При этом минимальное обновление кадрового состава правительства сопрягается с масштабными изменениями в распределении функций между членами правительства, а также с новыми критериями назначения глав департаментов и выборов мэров городов.

Перераспределение обязанностей членов правительства согласно распоряжению губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 9 октября 2018 года

Член правительства Изменения в распределении полномочий
Соколова И. Б.

Вице-губернатор

(минус) контроль над управлением делами правительства Ямала

(минус) департамент имущественных отношений

В ведении остается внутренняя политика и вопросы КМНС.

Поручена ключевая задача повышения благосостояния КМНС

Ситников А. В.

Первый заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

(минус) продовольственная политика

Теперь департамент АПК

Бучкова Т. В.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

Без изменений

Курирует социальную сферу, в том числе департамент молодежной политики и туризма

Поручена ключевая задача формирования программы улучшения качества медицинских услуг

Поручена ключевая задача разработки концепции развития образования физико-математического и ITпрофиля

Калинин А. В.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

Поручена ключевая задача снижения давления контролирующих органов на бизнес

(плюс) продовольственная безопасность; инновационная деятельность; инвестиционная деятельность в области инноваций

(плюс) департамент имущественных отношений

В ведении остаются департамент экономики и департамент госзаказа

Каган М. Д.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

Без изменений

В ведении департамент гражданской защиты и пожарной безопасности, департамент по взаимодействию с федеральными органами госвласти и мировой юстиции и служба по надзору за техническим состоянием самоходных машин

Мажаров А. В.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор департамента международных и внешнеэкономических (теперь внешних) связей Ямало-Ненецкого автономного округа

(плюс) контроль над управлением делами правительства Ямала

Теперь директор департамента внешних связей

(минус инвестиционная деятельность в области инноваций; проведение инвестиционной политики автономного округа в области инноваций)

Ликвидация департамента по научной деятельности

Свинцова А. П.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор департамента финансов Ямало-Ненецкого автономного округа

(минус) департамент строительства и служба Госстройнадзора
Фиголь Н. В.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, руководитель аппарата губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

(минус) департамент информационных технологий и связей (теперь координирует губернатор)

(плюс) информационные технологии в системе государственного и муниципального управления

Карасев С. В.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директор департамента государственного жилищного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа

Без изменений

В ведении департамент тарифной политики, энергетики и ЖКХ

Поручена ключевая задача реализации программы благоустройства населенных пунктов округа

Воронов А. В.

Заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа

Новый член правительства (строительство и жилищная политика)

(плюс) департамент строительства и служба Госстройнадзора

 

Перераспределение полномочий внутри администрации – первый этап реформы. Оно позволяет отметить некоторые черты управленческого стиля Д. Артюхова. Это плановый, поэтапный характер изменений, который позволит провести реформирование как на региональном, так и на местном уровне. Главный принцип кадровой политики Д. Артюхова – это не замена чиновника, а системное изменение подхода к работе, обусловленное новыми институциональными рамками. В конечном счете управленческий аппарат должен отвечать трем параметрам: быть централизованным, оптимизированным и эффективным. Приведение аппарата госслужащих в соответствие этим трем критериям – амбициозная, но уже ясно обозначенная новым губернатором задача.

Способы и механизмы кадровой реформы:

  1. Централизация кадровой службы в аппарате губернатора. Вместо отделов в департаментах формированием штатов займется аппарат губернатора. Это позволит прийти к единообразию в кадровом обеспечении департаментов и сделать содержание управленческого аппарата экономически выгодным. Эта процедура будет сопровождаться внедрением информационных технологий (система «Кадровый учет»), что повысит эффективность работы. Оптимизации будет способствовать ликвидация департамента по науке и инновациям в ЯНАО. В последнее время уровень расходов ведомства вызывал большие претензии.
  1. Назначение руководителей департаментов. За время пребывания на посту губернатора Д. Артюхов назначил главу информационных технологий и связей с общественностью К. Албычева (работал в департаменте экономики ЯНАО), главу департамента государственного заказа О. Клочкова (ранее руководил отделом мониторинга и законотворческой деятельности правового управления в ХМАО) и главу департамента по туризму и молодежной политике Н. Хайруллина. Это «точечная» замена руководителей на наиболее проблемных участках работы, поэтому пока главное – наличие положительного управленческого опыта. Кроме того, один из новых глав департаментов – полуфиналист конкурса «Лидеры России». Губернатор Ямала относится с доверием к этому проекту и не исключает возможности расширения ямальской команды за счет его участников.  
  1. Муниципальный уровень: отмена системы контрактов. О масштабности реформы аппарата управления говорит то, что изменения касаются не только правительства округа, они плавно перетекают на муниципальный уровень. С 2019 года в округе изменится порядок избрания глав городов. Для того чтобы повысить уровень ответственности перед населением, они будут избираться либо представительным органом, либо на прямых выборах. Таким образом, отменяется система назначения по контракту. Реформа ожидает институт полпреда губернатора в муниципалитетах, который оценивается как балласт для окружного бюджета.

 

 

Новый социальный курс Дмитрия Артюхова: базовая конфигурация

Стратегия, в соответствии с которой действуют органы исполнительной власти ЯНАО, – это предупреждение разрастания проблем, способствующих росту недовольства населения. Устранить напряженность в обществе губернатор ЯНАО пытается через «точечный» подход, уделяя внимание проблемам, остро воспринимаемым ямальцами.

В основу ежегодного послания губернатора, в котором сформулированы базовые основания «нового курса», легли вопросы жителей и их замечания, выявленные, в частности, через социальные сети. Заметны два акцента: региональная власть сосредотачивает внимание не только на глобальных проектах, но и на вопросах, требующих срочного решения и волнующих общество; послание губернатора ЯНАО в 2018 году – это сигнал о том, что региональная власть знает об этих проблемах и намерена их решать. Принципиальная особенность первого послания губернатора Д. Артюхова заключается в том, что, помимо подведения итогов и предоставления видения будущего Ямала, отчет – это ответ на актуальные для жителей региона запросы, который свидетельствует об успешном акте коммуникации власти и общества.

Вектор экономического развития ЯНАО определяется крупными проектами. Тем не менее в отчете были отмечены только наиболее важные проекты: решение о строительстве Северного широтного хода, решение о старте освоения Харасавэйского месторождения и завод «Арктик СПГ 2». В отчете губернатора акцент был сделан не на необходимости проектов для экономики региона в целом – была показана их значимость для каждого жителя Ямала. Масштабные арктические проекты в видении Д. Артюхова – это механизм, с помощью которого необходимо решать проблемы населения.

Задачи социального блока – несомненный приоритет отчета. Согласно принятому бюджету на 2019 год, из 175,2 млрд рублей 80 % – это социальные расходы. Эту тенденцию губернатор собирается продолжать в дальнейшем.

Содержательным стержнем «нового курса» Артюхова становится решение социальных проблем: изменение жилищных условий, улучшение состояния дорожной сети, качество оказания медицинской помощи. Приоритетным направлением 2019 года станет жилищная политика, включающая задачи по увеличению темпов строительства жилья и предоставлению мер поддержки в области жилищной политики различным категориям граждан.

2019 год в ЯНАО объявлен Годом благоустройства. Внимание будет уделено прежде всего небольшим поселениям. Благодаря позитивным результатам запрос на комфортную среду увеличился – это сигнал о том, что работа в этом направлении должна быть продолжена. Приоритетами названы также транспортная доступность Ямала, качество и доступность медицинской помощи и развитие системы среднего профобразования.

Отчет Д. Артюхова раскрывает содержание «точечного» подхода нового губернатора. Это ответ на общественный запрос; он объясняет, как посредством использования ресурсов округа, путем усиления эффективности работы на приоритетных направлениях можно улучшить жизнь каждого жителя региона.

«Точечный» подход к проблемам ямальцев проявляется и в самой структуре послания. Обращение к конкретным кейсам и «неудобным» вопросам, таким как задержка заработной платы, сделало послание губернатора не просто сухим отчетом, оно превратилось в важный элемент в диалоге властей Ямала и общества.

Послание губернатора ЯНАО – 2018 — свидетельство результативности диалога между жителями округа и новой региональной властью. Оно подтверждает наличие обратной связи, которая является необходимым условием успешной реализации политики нового губернатора.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: