Развитие Мордовии: управляемость, администрирование госдолга, инновации, перспективы и риски


Главной отличительной особенностью деятельности Владимира Волкова на посту главы Республики Мордовия является формирование более гибкого и менее централизованного, чем прежде, стиля управления при сохранении контроля за ситуацией. Политика республиканской власти традиционно ориентирована на укрепление и развитие позитивных тенденций в социально-экономической сфере и на устранение рисков политической стабильности.

Политика Волкова: динамичное развитие и управляемость

Курс, заданный В. Волковым, позволил региону сохранить высокую управляемость (характерно отсутствие даже временной политической турбулентности в межвыборный период), а также серьезную поддержку действующей власти в период выборов. На прямых выборах главы региона в 2017 году В. Волков переизбрался на пост губернатора с результатом 89,19 % при явке 81,96 %, на выборах президента в 2018 году республика также вошла в число регионов с высокой явкой.

Мордовии удается избегать обострения проблем, свойственных национальным республикам. Например, языковой вопрос в регионе не является угрозой для консенсуса элит, как в Татарстане и Башкирии.

Основой социально-экономической политики республиканских властей стала ориентация на развитие конкурентных преимуществ республики. В силу специфики региона это агропромышленный комплекс и инновационный кластер.

  • Ставка на конкурентные преимущества: сельское хозяйство. По итогам января – октября 2019 года в Мордовии объем валовой продукции сельского хозяйства увеличился на 7,7 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Позитивные тенденции развития этого сектора проявляются и в высоких показателях: первое место в России по объему производства молока на одного жителя (440 кг), самая высокая урожайность в ПФО по зерновым культурам – 31 центнер с гектара, валовой сбор зерна составил 1,356 млн тонн. Отмечается позитивная тенденция по экспорту. Сохранив ее, республика планирует увеличить экспорт продукции АПК к 2024 году почти в четыре раза. Ощутимым стимулом для экономики региона должно стать участие в программе Минсельхоза по сельской ипотеке, которая должна быть запущена в 2020 году.

 

  • Ставка на конкурентные преимущества: инновационный кластер. Развитие инновационного кластера – второй приоритет политики В. Волкова. «Технопарк-Мордовия» – предприятие, вокруг которого строится работа инновационного кластера. В сентябре 2019 года он подтвердил статус лучшего государственного технопарка России. В Национальном рейтинге технопарк Мордовии второй год подряд занимает второе место, продемонстрировав лучший результат из всех участников с государственной формой собственности. Кроме того, по сравнению с прошлым годом технопарку удалось значительно улучшить свои позиции по субиндексу «Инновационная активность резидентов технопарка».

Жесткая ориентация на поддержание позитивной динамики в этих сферах рассчитана на кумулятивный эффект, который должен привести к благоприятным изменениям в сопутствующих отраслях и оказать положительное воздействие на условия жизни в регионе.

  • Адресная поддержка стратегически значимых предприятий. К числу стратегически значимых предприятий в первую очередь необходимо отнести завод по разработке и выпуску лекарственных препаратов «Биохимик» (один из ведущих игроков на внутреннем рынке лекарственных препаратов). На предприятии функционируют пять цехов, оснащенных высокотехнологичным оборудованием. Фиксируется позитивная динамика в увеличении объемов производства (на 13 % к уровню 2017 года) и производительности труда (на 25,5 %). Еще одно стратегически важное предприятие – «Сарансккабель-Оптика», которое специализируется на производстве основных типов волоконно-оптического кабеля, применяемого для строительства магистральных и внутризоновых сетей связи. В 2019 году ГК «Оптикэнерго», в которую входит «Сарансккабель-Оптика», увеличила объемы производства (103 %) и создала 120 дополнительных рабочих мест. Общий объем производства кабельных предприятий Мордовии составляет 25 млрд рублей. Катализатором развития АПК в республике становится ГК «Талина». Это крупнейший агропромышленный холдинг Республики Мордовия, в структуру которого входят предприятия по растениеводству, комбикормовому производству, современные свинокомплексы, мясоперерабатывающие площадки. Сейчас «Талина» – в активной фазе наращивания мощностей: фиксируется увеличение поголовья животных, выпуска мясоколбасной продукции, а также наращивание производственных площадок на территории республики. В прошлом году два новых свиноводческих комплекса были введены в эксплуатацию в Ковылкинском и Инсарском районах. В 2020 году в Ковылкинском районе заработают еще три комплекса. При этом от предприятий ждут не только экономической эффективности, но и достижения национальных целей стратегического развития – в региональном масштабе, конечно. Так, «Биохимик» решает масштабную задачу снижения зависимости российской фармацевтической промышленности от импорта, что особенно актуально в условиях санкций. А по оценке ассоциации «Электрокабель», Саранск – центр кабельной промышленности России. Роль инновационных предприятий усиливается. Они становятся специальными экономическими акторами, требующими точечных мер поддержки. Каждое из них в своем роде уникально. Это как минимум означает необходимость поддержания постоянного взаимодействия власти с главами этих предприятий и организации специального контроля за их деятельностью. Команда В. Волкова активно поддерживает модернизацию производств и запуск новых производственных площадок.
  • Кадровая политика. Взаимодействие власти и элиты: поддержание политического контроля. В кадровой политике В. Волкова прослеживается ясная ориентация на оптимизацию аппарата, которая продиктована задачами роста эффективности и экономической ситуацией в регионе. Начало этой политики было положено указом № 212-УГ об изменении структуры исполнительных органов государственной власти, принятом в 2017 году. Сокращение расходов на обеспечение деятельности управленческого аппарата характерно для политического стиля В. Волкова.

Правительство Мордовии представляет собой сегодня устойчивый механизм, основными узлами которого выступают министры стратегически значимых для региона направлений: В. Мазов – министр экономики, торговли и предпринимательства, В. Сидоров – министр сельского хозяйства и продовольствия. В. Сушков, председатель правительства республики с 2012 года, – опытный и жесткий управленец.

Поддержание внутриэлитного баланса происходит и с помощью тесного взаимодействия правительства региона с партией «Единая Россия». В Государственном собрании республики Мордовия партия обладает абсолютным большинством – фракция «Единой России» составляет 48 человек. Для обеспечения политического контроля используется сценарий, при котором «Единая Россия» выступает опорой при формировании диалога. Плотное взаимодействие главы региона с партийной элитой, в частности, с председателем Госсобрания В. Чибиркиным, позволяет обеспечить поддержку инициатив регионального правительства в представительном органе. Как отмечалось на XIX съезде партии «Единая Россия», партийные проекты перекликаются с национальными, что создает дополнительную содержательную основу для взаимодействия партии и власти в регионе. Для Мордовии это вполне характерно. Важным элементом политического контроля остается взаимодействие с муниципалитетами, поддержание уровня управляемости территорий. Для В. Волкова и его администрации характерно повышенное внимание к руководителям стратегически важных городов (Саранск, Рузаевка).

  • Постоянное взаимодействие с игроками федерального уровня. Главы регионов действуют сегодня прежде всего в логике реализации национальных проектов. Это один из основных векторов работы региональной власти. Мордовия участвует в 56 федеральных проектах, которые являются частью национальных. На протяжении периода их реализации правительство Мордовии выстраивает коммуникацию с федеральными игроками, которая обеспечивает поддержку центра в проблемных для республики аспектах. В конце 2019 года состоялись встречи главы Мордовии В. Волкова с председателем Совета Федерации В. Матвиенко, заместителем председателя правительства О. Голодец, министром экономического развития М. Орешкиным. Такое взаимодействие позволяет заручиться поддержкой федеральных министерств в части инвестиционных проектов, а также обеспечить принятие и исполнение решений, согласованных с центром. 

Госдолг республики: образование задолженности и реструктуризация

Курс В. Волкова формировался и менялся под влиянием социально-экономических условий и экономических угроз. Главным экономическим вызовом стал государственный долг региона. По данным министерства финансов республики Мордовия, на 1 декабря 2019 года госдолг составлял 51, 9 млрд руб.

История закредитованности региона довольно продолжительна. Уже в конце 2010 года соотношение долга и собственных доходов Мордовии превышало 100%. Причинами, которые значительно увеличили рост государственного долга, стали подготовка к Чемпионату мира – 2018 в Саранске, а также подготовка к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народом Российского государства. Вложения в инфраструктуру привели к тому, что по итогам 2018 года соотношение долга и собственных доходов Мордовии оказалось выше 200%.

2019 год можно обозначить как новый этап в решении проблемы государственной задолженности республики. Его началом послужил пересмотр условий, на которых должна происходить реструктуризация госдолга. Согласно новому соглашению с Минфином, заключенному в феврале 2019 года, задолженность будет возвращаться с 2019 по 2024 год. Важным условием для сохранения графика рассрочки является ежегодное сокращение объема госдолга. К началу 2025 года долговая нагрузка должна составить не более 100% от объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета.

На протяжении 2019 года Мордовия демонстрировала позитивную динамику в сокращении государственного долга. В январе 2019 года госдолг республики составлял 56,2 млрд. руб., к началу 2020 года он существенно сократился (51,088 млрд.).

В конце 2018 года Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило кредитный рейтинг республики и ее облигаций до уровня B (RU), статус «Рейтинг на пересмотре – негативный». Во внимание принимались резкое ухудшение ликвидности республиканского бюджета, ожидаемое ухудшение показателей бюджетной дисциплины в 2019 году и невозможность единовременного снижения долга в 2020 году. Главный риск – реализация списания бюджетных кредитов вследствие нарушения регионом условий реструктуризации.

В начале 2019 года этот риск был преодолен. А после подписания соглашения между Минфином и республикой Мордовия об условиях продления бюджетной меры принуждения в марте АКРА присвоило Мордовии прогноз «Стабильный».

При сохранении серьезной задолженности в 2019 году республика Мордовия продемонстрировала значительные темпы в ее сокращении. До конца 2019 года власти Мордовии рассчитывали снизить госдолг республики почти на 10% (5 млрд. руб.). Но при этом закредитованность субъекта задает жесткие рамки, в которых приходится действовать правительству региона. Она накладывает отпечаток на проводимую политику региональной власти, которую приходится корректировать с учетом новой программы реструктуризации госдолга.

  • Инвестиции: проблемы при снижении долговой нагрузки. В республике активно принимаются и реализуются меры государственной поддержки для повышения инвестиционной привлекательности. В 2019 году в Мордовии завершена реализация 10 крупных инвестпроектов в промышленности и сельском хозяйстве, продолжается реализация еще 28 инвестиционных проектов в различных отраслях экономики. При этом, как отмечает АКРА, закон о федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021–2022 годов предусматривает очередную возможность пролонгирования до 2029 года срока возврата субъектами Федерации бюджетных кредитов. Агентство отметило новую угрозу для регионов, которые захотят ею воспользоваться и взять на себя обязательства по финансированию объектов инфраструктуры (реализации новых инвестиционных проектов) за счет средств, которые высвободятся в результате снижения ежегодного объема погашения задолженности по бюджетным кредитам. В подобных условиях может произойти рост совокупного долга региона. В этом контексте политика правительства Мордовии прежде всего должна заключаться в отказе от взятия на себя обременительных обязательств, которые могут привести к ухудшению ситуации с госдолгом, даже если они потенциально перспективны для улучшения инвестиционной привлекательности.
  • Перераспределение полномочий и сокращение органов власти. Программа по оздоровлению госфинансов Мордовии, согласованная с Минфином России, направлена на увеличение доходов бюджета и повышение эффективности расходов. В связи с этим в политике правительства региона прослеживается четкая ориентация на сокращение расходов. После анализа налоговых льгот были отменены недостаточно эффективные и оставлены только те, которые направлены на решение социальных задач и непосредственную поддержку инвестиций. Вопрос особого контроля – республиканский и местный бюджеты. Кроме того, как уже отмечалось, изменения произошли и в кадровой политике. За счет перераспределения полномочий в республике сокращено 12 органов исполнительной власти, преобразовано 52 сельских поселения, реорганизована сеть бюджетных организаций социальной сферы. За пять лет штат госслужащих уменьшился на 626 единиц.
  • Погашение кредита планируется за счет повышения эффективности управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности республики Мордовия, а также его продажи. В октябре стало известно, что правительство Мордовии выставило на продажу акции оператора аэропорта Саранска – АО «Авиалинии Мордовии». В результате новым владельцем «Авиалиний Мордовии» стала компания «Аэросити-Девелопмент», связанная с холдингом «Новапорт». Бюджет республики пополнился на 150 млн. рублей. При этом условия, на которых была совершена сделка, позволяют минимизировать риски для сотрудников аэропорта. Новый владелец обязан сохранить аэропортовое имущество и технику, 250 рабочих мест, а также переобучить персонал. В этой же логике в 2019 году управляющей компании «Агрокапитал» за 1,7 млрд рублей было продано АО «Тепличное». Такое стратегическое решение было принято для того, чтобы сделать развитие предприятия более эффективным. Планируемые инвестиции составляют около 2,5 млрд. рублей. Они должны быть направлены на реконструкцию части площадей и строительство новых. В конечном итоге принятие правительством Мордовии мер, предназначенных для мобилизации средств, происходит одновременно с созданием условий для стратегического развития приватизируемых компаний. 

Промежуточные итоги финансового администрирования и риски для стабильности

Процесс реструктуризации долга затрагивает все сферы жизни Мордовии. Развитие базовых отраслей, ставка на конкурентные преимущества помогли республике сделать рывок в развитии, результаты которого были нивелированы тяжестью последствий избавления от долговой нагрузки. Республика сохраняет четкую ориентацию на выполнение социальных обязательств, однако неконгруэнтные методы финансового администрирования обострили эти проблемы.

Мордовии удается демонстрировать высокие результаты в целом ряде сфер. Например, глава региона Владимир Волков вошел в топ-5 глав регионов в рейтинге развития конкурентной среды в региональной экономике. Результаты оценки свидетельствуют о положительной тенденции решения региональными властями вопросов, обозначенных в стандарте. Основным инструментом развития республики выступают национальные проекты. Мордовия вошла в топ-10 лидеров в реализации нацпроекта «Культура», в топ-30 по темпам ремонта дорог, в топ-10 по здоровому образу жизни. По достижению ключевых показателей Мордовия не отстает от соседей – Пензенской и Ульяновской областей. Однако соотношение объема госдолга к годовому доходу консолидированного бюджета Мордовии представляет собой системную проблему, которая обрушивает позиции субъекта. Именно поэтому республика лишилась субсидий за выполнение показателей деятельности органов исполнительной власти, которые в этом году дополняются показателями за выполнение нацпроектов. В условиях бюджетного дефицита Мордовия стала одним из трех регионов, которые не получат грантов.

На этом фоне в регионе обострились проблемы, которые при усилении негативных следствий долговой нагрузки могут привести к социальной, а затем и политической нестабильности в традиционном электорально управляемом регионе.

Задержка заработной платы стала главной угрозой социальной стабильности, с которой борется правительство республики Мордовия. На этом фоне реализуется ряд мер, который должен снизить градус недовольства в обществе. Ликвидация задолженности по зарплате во всех организациях, финансируемых из регионального и муниципальных бюджетов, относится к разряду ключевых. Дополнительные меры включают в себя «горячую линию» по вопросам задержки зарплат, на которую можно сообщить о нарушении сроков и длительных задержках зарплат, а также компенсации за каждый день задержки по выплате заработной платы. Направленные на решение социальных проблем, эти меры также должны способствовать стабилизации социально-психологической ситуации.

Очевидная угроза – сокращения в бюджетных учреждениях, в первую очередь в сфере здравоохранения, и связанное с ними недовольство жителей региона. Апогеем проявления недовольства со стороны жителей стала ситуация в Теньгушевском районе. Распространение слухов о закрытии лечебного корпуса Теньгушевской районной больницы стало серьезным вызовом для региональной власти. По сообщениям региональных telegram-каналов, это выразилось в публичных обращениях к президенту В. Путину и своеобразном «демонстративном сепаратизме»: жители района подготовили петицию, согласно которой в случае закрытия больницы хотели присоединиться к Нижегородской области. В министерстве здравоохранения Мордовии опровергли информацию о закрытии больницы.

Финансовое администрирование в условиях высокой задолженности требует очень тщательного подхода. Развитие инновационного кластера и сельского хозяйства обеспечивают динамичное развитие республики, однако ошибки финансового менеджмента способны обострить имеющиеся проблемы, задав тенденцию к их политизации. 

Перспективы: аграрный сектор, инновации, взаимодействие с центром

Взаимодействие с центром и продвижение инициатив республики становятся важными факторами формирования внутренней политики региона. Учитывая, что претензий по поводу целей расходования средств у Центра к региону нет, это обеспечивает возможность понимания федеральной властью уникальности ситуации и ослабления жесткости условий администрирования. Несмотря на отсутствие грантов, распоряжением Правительства РФ от 30 ноября утверждено распределение дотаций регионам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на 2019 год. Всего такую дотацию получили 22 региона. Мордовии выделена самая большая сумма среди этих субъектов – 2 млрд 160 млн 476 тысяч рублей. Эти средства будут направлены на решение первостепенных задач: выплату заработных плат работникам бюджетной сферы и исполнение всех мер социальной поддержки. Главная задача для обеспечения дальнейшего эффективного развития Мордовии – найти баланс между темпами сокращения государственного долга и созданием условий, при которых республика сможет системно и бесперебойно выполнять социальные обязательства перед жителями региона.

Несмотря на то, что подготовка к Чемпионату мира стала одной из причин увеличения закредитованности региона, проведение мундиаля стало импульсом для развития отраслей, не являющимися для региона базовыми. Так, в республике сохраняется тенденция роста турпотока, набранная в год проведения Чемпионата: с начала 2019 года количество туристов, прибывающих в Мордовию, выросло почти на 30 %. Сейчас работа в этом направлении продолжается. Например, расширяется маршрутная сеть нового аэропорта Саранска, чтобы на постоянной основе принимать международные рейсы. В регион привлекаются крупные спортивные мероприятия. В июне в Саранске проходил матч Россия – Сан-Марино. Игру посетили 42 тысячи зрителей, 20 тысяч из которых приехали из других регионов. В сентябре столица Мордовии принимала матч молодежных сборных России и Сербии. Развиваются и другие направления туризма. Например, для национальной республики важным остается культурный и этнический туризм (национальная составляющая широко представлена в брендовом маршруте Мордовии «Зов Торамы», одобренном Ассоциацией туроператоров России). Высокие темпы развития экологического туризма показывает Мордовский заповедник им. П.Г. Смидовича – он принимает более 10 тысяч посетителей в год. Сейчас Мордовия ищет инвестора для создания паломническо-туристического кластера «Саранск — Темников — Санаксарь». Проект должен объединить православные, исторические и природные объекты на территории Мордовии.

Экономика региона интенсивно развивается в базовых для нее сферах: сельском хозяйстве и производстве инновационной продукции. Ставка на инновации особенно значима в сложившейся ситуации. Развивающийся инновационный кластер Мордовии делает регион по-настоящему уникальным. В 2018 году в Мордовии было запущено первое в России производство полного цикла антибиотиков нового поколения. А в 2019-м завод «Биохимик» зарегистрировал препараты нового поколения «Эторикоксиб» и «Дексмедетомидин». Получение удостоверений на их производство оценивается экспертами как прорыв для всей российской фармацевтической промышленности. Мордовия превращается в регион, который за счет инновационного роста может не только развивать экономику, но и всегда находиться в фокусе позитивного внимания федерального центра.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: