Приоритеты развития инвестиционной привлекательности Калининградской области
25-26 июля Калининградскую область посетил Президент РФ Владимир Путин. Побывав в Светлогорске, он обсудил с временно исполняющим обязанности губернатора региона Николаем Цукановым перспективы развития туризма в области, назвав Калининград «хорошей и перспективной площадкой». На следующий день президент принимал участие в праздновании Дня Военно-морского флота в Балтийске, а также утвердил новую морскую доктрину, в которой особый акцент был сделан на укреплении обороноспособности военно-морского флота страны в ответ на развитие инфраструктуры НАТО у границ страны.
Новые внешнеполитические условия серьезно изменили не только структуру притока и распределения ресурсов в Калининградской области, но и перспективы и приоритеты дальнейшего инвестиционного развития региона. Усиление военно-политического значения региона, с одной стороны, и приближающийся чемпионат мира по футболу – с другой требуют грамотного балансирования между геополитической конъюнктурой, стратегическими интересами развития страны и долгосрочным экономико-социальным развитием области.
Какими должны быть основные инвестиционные приоритеты Калининградской области в изменившихся условиях? Насколько область привлекательна для инвесторов сейчас и что нужно сделать для повышения этой привлекательности?
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в 2014 году присвоило Калининградской области инвестиционный рейтинг 3В1 («пониженный потенциал – умеренный риск»), поставив область на 33-е место среди всех субъектов и оценив наиболее высоко инфраструктурный потенциал региона (включающий в себя и экономико-географическое положение региона, и его инфраструктурную обеспеченность) и институциональный (степень развития институтов рыночной экономики). В то же время потребительский, финансовый и трудовой потенциал были оценены относительно низко. Национальное рейтинговое агентство в 2014 г. поместило Калининградскую область в группу с высокой инвестиционной привлекательностью (третий уровень) «IC3», также указав в качестве основных факторов привлекательности стратегическое географическое положение и высокую степень инфраструктурного и институционального развития.
Безусловно, выгодное географическое положение области, наличие выхода к морю, развитой транспортной сети, действующие институты рынка и развитые бизнес-ассоциации выгодно отличают регион от большинства других субъектов РФ. В то же время по своим экономическим показателям регион отстает от потенциально возможных, а высокие финансовые и временные издержки, связанные с прохождением дополнительных таможенных процедур, в значительной степени нивелируют географические преимущества Калининградской области:
Олег Скворцов (исполнительный директор ООО «Контакт»): «При попытке вывезти свою продукцию на основную территорию России инвестор сталкивается с тарифными барьерами со стороны соседних государств, излишним администрированием со стороны таможенных органов России и прочими бюрократическими препонами».
Не все благополучно с транспортной инфраструктурой: реконструкция аэропорта «Храброво» и доведение его до международных стандартов затягивается, портовые мощности не позволяют в настоящее время принимать суда океанского класса, пропускная способность железных дорог региона близка к достижению своего «потолка», а по данным социологических опросов, автомобильные пробки считают одной из самых острых проблем большинство жителей областного центра. Таким образом, Калининградская область по развитию транспортной инфраструктуры во многом уступает своим «соседям» по региону Балтийского моря.
Георгий Дыханов (уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области): «Одним из основных факторов развития региона, безусловно, должна стать его транспортная доступность: без обеспечения удобного и легкого транзита издержки могут значительно превышать выгоды. К решению транзитных проблем относится и упрощение, и повышение надежности прохождения таможенных процедур – в том числе с соседними странами (достаточно вспомнить белорусский случай, когда грузы были задержаны, а затем и изъяты). Область должна найти свою транзитную нишу, стать одним из важных транспортных узлов между Востоком и Западом и тогда она перестанет быть «последней милей», транспортным тупиком, который постоянно нужно дотировать».
18 июля стало известно о том, что Правительство России выделило почти 2,3 млрд рублей на финансирование в 2015 году Федеральной целевой программы (ФЦП) развития Калининградской области и 60 млн рублей – в рамках ФЦП по развитию транспортной отрасли, которые будут направлены на разработку проектной документации строительства международного морского терминала в Пионерском. Строительство глубоководного порта Министерство транспорта РФ запланировало провести в два этапа: сначала будет возведен международный пассажирский терминал с яхтенной мариной в городе Пионерский (пропускная способность составит до 1 млн человек в год), а затем будет построен и глубоководный грузовой порт.
Для автотранспорта за счет средств ФЦП будут построены Северный обход и Восточная эстакада в Калининграде. Кроме того, заслуживают внимания проекты модернизации трамвайного сообщения и других скоростных видов транспорта. Развитие наземной и морской транспортной инфраструктуры «потянет» за собой и сопутствующие отрасли: вагоностроение и машиностроение, судостроительную и судоремонтную отрасли.
Расчеты ученых Балтийского федерального университета им. И.Канта показывают, что в ближайшие годы будет возрастать потребность в воде и электроэнергии. Это потребует строительства объектов производства и распределения электроэнергии и воды. Некоторыми экспертами высказывались идеи создания вокруг крупных энергетических объектов кластеров предприятий, функционирующих на дешевой электроэнергии. Впрочем, независимо от формата, сам приоритет развития энергетики в области не вызывает возражений.
Георгий Дыханов: «Следующий важный момент – это энергетическая безопасность области. Данный вопрос в ближайшие годы будет становиться все актуальнее. Региону, на мой взгляд, нужна энергетическая независимость. Будет ли достроена Балтийская АЭС или модернизированы уже работающие ТЭЦ – отдельный вопрос, потому что всегда остается проблема обеспечения баланса спроса и предложения электроэнергии, которая может недопотребляться. Но региону нужно свое «энергетическое кольцо», которое сделает его независимым от внешних источников энергопотребления».
В то же время структура подготовки кадров для меняющейся экономики также требует модернизации: хотя у области есть для этого все необходимые мощности, формирование предприятиями регионального заказа на подготовку специалистов и согласование его с образовательными организациями региона – сложный и многоэтапный проект.
Социальная инфраструктура также требует серьезных инвестиций: несмотря на строительство в последние годы ряда важных социальных объектов, в том числе медицинских, образовательных и дошкольных, население по-прежнему отмечает проблему качества медицинского обслуживания — как в муниципалитетах, так и в Калининграде. В этом контексте строительство за счет ФЦП онкологического центра, начальных школ, хосписа, нового офтальмологического корпуса в Калининградской областной больнице представляется вполне актуальной задачей.
Необходимо и развитие инфраструктуры для формирования промышленных зон и кластеров: проведение газификации, строительство сооружений для забора, очистки и отведения воды, снабжения электроэнергией не только обеспечивает нужды имеющихся предприятий, но и способствует приходу новых инвесторов, повышает инвестиционную привлекательность муниципалитетов. В частности, развивается промышленная зона в Черняховском районе, в Гурьевском округе создан индустриальный парк, в Гусевском районе давно функционирует технополис компании «Дженерал Сателайт».
Учитывая благоприятные экологические условия и текущий уровень развития, одной из наиболее перспективных отраслей представляется сельское хозяйство. 22 июля директор Департамента животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства России Владимир Лабинов отмечал, что Калининградская область демонстрирует передовые темпы в развитии животноводства, находясь в лидерах по некоторым показателям. Позитивная динамика в целом была характерна в последние годы и для других направлений сельского хозяйства региона. В число приоритетных инвестиционных проектов в СЗФО Правительством РФ включены «Строительство вертикально интегрированного птицеводческого и птицеперерабатывающего комплекса» и «Строительство комплекса по глубокой переработке высокопротеиновых сельскохозяйственных культур». В то же время простого стимулирования создания новых хозяйств в текущих условиях может быть недостаточно: требуется создание инфраструктуры для предприятий региона.
Олег Скворцов: «По ряду направлений необходима поддержка фермерских хозяйств посредством субсидирования процентных ставок банковских кредитов. Естественно, что просто повышение урожайности на территории региона ничего не даст. Необходимо строить перерабатывающие производства, поддерживать малые формы хозяйствования, создавать условия для хранения произведенной продукции и ее последующей реализации».
Строительство объектов для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, обеспечение ее транспортировки не только позволят обеспечить продовольственную безопасность региона, но и развить экспортный потенциал отрасли — тем более что в регионе уже существуют успешные примеры крупных проектов – ЗАО «Содружество-СОЯ», ГК «Продукты питания».
Отрасль туризма также может стать одним из ключевых драйверов инвестиционной привлекательности области, даже в условиях международной напряженности. Снижение привлекательности зарубежных направлений отдыха россиян, проведение ряда акций в сфере культуры, имеющих имиджевый характер для регионального туризма, наличие характерного и запоминающегося образа региона дает области уникальные преимущества перед другими субъектами. Однако помимо известных трудностей доступности региона для посещения туристами в последние годы актуализировался вопрос о том, готова ли туристическо-рекреационная инфраструктура области к приему возрастающего потока туристов, особенно в преддверии чемпионата мира по футболу.
Заметны и риски, которые несут потенциальные инвесторы. По своим инвестиционным рискам Калининградская область оценивается агентством «Эксперт РА» более позитивно, чем годом ранее (22-е место по сравнению с 28-м в 2013 г.). Наименее существенными эксперты агентства назвали экологические и управленческие риски региона, а вот финансовые и экономические риски оцениваются ими достаточно высоко. Вместе с тем к числу ключевых рисков региона следует отнести, конечно же, уязвимость области перед изменениями ситуации в мире, существенную зависимость региона от решений федерального центра и тесно связанную с ними так называемую «Проблему-2016», обусловленную институциональной неопределенностью после прекращения действия федерального закона об особой экономической зоне.
Олег Скворцов: «Я с большим опасением ожидаю 1 апреля 2016 года. По ряду производимой продукции будет рост себестоимости до 30%, что не позволит конкурировать с предприятиями на основной территории России».
Вместе с тем, само бизнес-сообщество указывает и на значительные административные барьеры, которые не только затрудняют ведение и развитие бизнеса в регионе, но и отпугивают потенциальных инвесторов:
Георгий Дыханов: «Местные предприниматели говорят о необходимости повышения прозрачности и скорости бюрократических процедур, снижения коррупционной составляющей на всех этапах бизнеса. Правила игры должны быть прозрачными, надежными и соблюдаться всеми. Без этого крупный или средний бизнес не пойдет в регион, это, на мой взгляд, ключевое условие».
Таким образом, в настоящее время регион обладает существенным инвестиционным потенциалом, который в значительной степени нивелируется издержками геополитического положения области и институциональной неопределенностью в среднесрочной перспективе. Вместе с тем в рамках специальной комиссии в настоящее время активно идет совместная работа федерального и регионального правительства по разработке нового экономического механизма, который бы создал привлекательные регулятивные рамки для развития экономики Калининградской области. Выделение значительных средств на развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры региона позволяет создать серьезнейшую базу для улучшения условий реализации инвестиционных проектов, фундамент качественного повышения его инвестиционной привлекательности. Область в ближайшие три года должна решить проблемы транспортной доступности и институциональной надежности, создать конкурентоспособную инфраструктуру. Необходимые инструменты у руководства страны и региона для этого есть.