Последствия коронакризиса в Новгородской области: стресс-тест для системы управления и новая политика развития
Как и для управленческих команд большинства регионов России, для губернатора Новгородской области Андрея Никитина и правительства региона основной тактической задачей в период пандемии новой коронавирусной инфекции было снижение последствий «коронакризиса» для качества жизни людей в регионе, а также для его экономического развития.
При этом важной стратегической целью оставалось сохранение на фоне складывающейся неблагоприятной ситуации стратегического вектора на развитие региона, в первую очередь по тем направлениям, которые были заданы в стратегии социально-экономического развития Новгородской области, а ранее – в «Стратегии пяти шагов» Андрея Никитина.
Развитие ситуации требовало от управленческой и политической элиты региона больших усилий и консолидации вокруг этих стратегических целей. Причем инструменты, использовавшиеся для достижения этих целей ранее, должны были использоваться и для эффективного решения тактических задач, связанных с противостоянием угрозе пандемии.
Консолидация региональной элиты
На пике пандемии губернатор Андрей Никитин на практике продемонстрировал личную ответственность перед жителями Новгородской области за ситуацию в регионе. Как только в регионе был подтвержден первый случай заболевания (25 марта), глава региона использовал запланированное ранее выступление перед депутатами Новгородской областной Думы для обращения ко всему населению региона. В нескольких тезисах он адекватно и ясно спрогнозировал развитие событий и заверил новгородцев: власти сделают всё возможное для сохранения ситуации под контролем.
Губернатор подчеркнул, что ответственность за противостояние коронавирусу не будет концентрироваться на районном уровне. Задача медицинских организаций в муниципалитетах по решению губернатора ограничивалась выявлением потенциального больного и передачей оперативного сигнала в областной центр. Работа же с пациентами, у которых есть подозрение на коронавирус или подтвержденное заболевание, велась на базе областной инфекционной больницы. На этой логике были основаны обмен оперативной информацией и медицинская помощь пациентам.
Но главным позитивным эффектом от публичного выступления Андрея Никитина стало спокойствие в обществе. Губернатор учитывал, что ранее изменения в системе регионального здравоохранения стали поводом для политических манипуляций оппозиционных лидеров. Потому в ходе своего выступления он недвусмысленно дал понять: перед лицом коронавирусной инфекции использование сложной ситуации для получения дивидендов за счет популизма недопустимо. И региональные руководители парламентской оппозиции согласились подтвердить свой статус лидеров общественного мнения, став своего рода гарантами спокойствия для традиционных для них групп избирателей.
С 6 марта на территории Новгородского региона уже был введен режим повышенной готовности и сформирован оперативный штаб по ситуации с новой коронавирусной инфекцией. С 16 марта штаб заседал в ежедневном режиме под руководством Андрея Никитина, контролируя ситуацию. За время пандемии штаб стал площадкой, на которой были приняты десятки оперативных решений по координации работы между различными органами и структурами. Например, между органами здравоохранения и социально ответственным бизнесом или Роспотребнадзором и региональным управлением МЧС. Здесь же, в составе оперативного штаба, были представлены и руководители, осуществлявшие оперативное взаимодействие с общественными организациями и волонтерскими объединениями.
Отличительной чертой работы новгородского оперштаба стало ежедневное распространение официальной информации о ситуации. Причем, использовались для этого каналы, традиционно считающиеся источником слухов или данных, которые официальные власти предпочитают скрывать. Так пресс-служба правительства Новгородской области контролировала один из наиболее популярных региональных telegram-каналов.
Курс на открытый диалог с местным сообществом на удобных для его представителей площадках, которому все последние годы следовала управленческая команда Новгородской области, подтвердил эффективность и в кризисной ситуации. Распространения слухов или мифов, связанных с коронавирусом, в Новгородской области практически не было — как и панических настроений.
Мобилизация ресурсов, сдерживание угрозы
Особенностью управленческих решений Андрея Никитина и его управленческой команды, которую не раз отмечали наблюдатели и эксперты, остается объединение для решения общих задач совершенно различных структур. Так, при планировании развития системы здравоохранения в регионе учитываются состояние дорог опорной сети и возможность открытия частных медицинских учреждений, способных удовлетворить потребности граждан.
В ситуации пандемии примером такого стиля управления, выходящего далеко за границы манипулирования цифрами отраслевой статистики, стало решение проблемы обеспечения граждан средствами индивидуальной защиты дыхания. К нему оперативно подключилось региональное министерство промышленности и торговли, достигнув договоренности с местными производителями – предприятие по производству косметики, расположившееся на территории опережающего экономического развития «Угловка», оперативно нарастило производство антисептических средств. А местное предприятие по производству одноразовых масок ежедневно начало осуществлять резервирование продукции для нужд региона. Множество малых предприятий, в том числе участников новгородской «креативной экономики», в частности – индустрии моды, ранее получивших поддержку благодаря созданию в регионе фонда поддержки такого рода предпринимательских инициатив, переключились на производство многоразовых масок.
Подобные оперативные меры позволили специальным службам региона продержаться до начала помощи с федерального уровня. Они продемонстрировали антикризисный эффект от реализации инициатив Андрея Никитина, которые стартовали задолго до появления глобальной вирусной угрозы.
При принятии оперативных решений действующая управленческая команда жестко следовала основному принципу: ставить во главу угла благополучие людей. Андрей Никитин не стеснялся при этом публично отвечать на острые вопросы федерального руководства.
Так, в конце апреля премьер-министр Михаил Мишустин на совещании со своими заместителями перечислил регионы страны, допускающие недостаточное, по его мнению, расходование средств федерального бюджета, направленные на борьбу с коронавирусом. Новгородская область была названа в числе этих субъектов Федерации. В ходе ближайшего выступления перед депутатами Новгородской областной Думы губернатор спокойно и уверенно прояснил ситуацию: средства должны быть направлены на закупку дополнительных аппаратов искусственной вентиляции легких; деньги не будут перечислены поставщикам до тех пор, пока качество аппаратов не будет проверено.
Правота этой тактики впоследствии подтвердилась. В нескольких столичных больницах произошли пожары из-за аппаратов ИВЛ, не соответствовавших требованиям безопасности. В Новгородскую область также было поставлено несколько аппаратов этого производителя, но они не использовались и не стали причиной чрезвычайных происшествий.
Правящая партия – центр социальной политики
С самого выдвижения своей кандидатуры на пост губернатора Новгородской области Андрей Никитин сохранял за собой статус сторонника правящей партии. В конце марта губернатор Новгородской области вступил в ряды «Единой России» и приступил к исполнению полномочий секретаря ее регионального отделения.
Первым решением в партийном статусе Андрей Никитин объявил о создании в регионе единого волонтерского центра по оказанию помощи гражданам, испытывающим трудности в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции. В рамках единой управленческой схемы административные усилия были объединены с работой актива «Единой России», с молодежными и студенческими волонтерскими движениями, обеспечивавшими маршрутизацию помощи и логистику. На волонтерский центр через горячую линию ориентировались граждане.
Вокруг волонтерского центра были аккумулированы ресурсы, выделяемые социально ответственным бизнесом в рамках соглашений о сотрудничестве с важнейшими деловыми объединениями. Система была организована таким образом, чтобы, с одной стороны, возможность оказания помощи была реализована наиболее полно, а с другой – чтобы никто из значимых игроков не мог узурпировать политические дивиденды от ее оказания.
Немногочисленные сбои в быстро развернутой системе партнерства, позволяющей оказывать помощь гражданам, попавшим в группу риска по различным причинам, эффективно и безопасно, лишь подтвердили её эффективность. Например, когда в мае некоторые пожилые граждане неверно поняли механизм распределения продуктовых наборов нуждающимся или неточно были проинформированы о выработанном механизме, возникла проблемная ситуация. Была зафиксирована очередь из желающих получить продуктовые наборы у Новгородского социально-реабилитационного центра. Наборы же доставлялись по месту жительства (самоизоляции) силами волонтеров и социальных служб, как и другие виды помощи, быстро и безопасно.
Губернатор Андрей Никитин продемонстрировал свою позицию и личным примером, запустив на площадке регионального отделения партии «Единая Россия» проект «Доверие». Он первым сформировал несколько продуктовых наборов за свой счет и лично вручил их нуждающимся гражданам. Ориентируясь на главу региона, первые лица региона и муниципалитетов, депутаты всех уровней и предприниматели сформировали в рамках проекта около полутора тысяч таких наборов.
Оперативные решения, успешные кейсы
Консолидация профессиональных сообществ и влиятельных общественных организаций, в первую очередь профсоюзов, вокруг решения общих задач была продемонстрирована в ходе разрешения ситуации с выплатами медикам. Так, региональное отделение ФНПР подключилось к соблюдению прав медиков на получение выплат в полном объеме. Выявленная региональной управленческой командой в результате совместной работы с профсоюзными деятелями нехватка разъяснений выплаты средств была оперативно доведена до федерального Министерства здравоохранения. Спорная ситуация была разрешена в пользу врачей и медсестер, оказывающих помощь больным с потенциальным и подтвержденным заражением.
В дополнение к ним губернатором были введены выплаты из регионального бюджета, которые были начислены той части персонала медучреждений, которых не учли в расчетах на федеральном уровне. Это ещё раз продемонстрировало безусловную ориентацию губернатора Андрея Никитина на сохранение благополучия людей, в данном случае — сотрудников учреждений здравоохранения.
В условиях необходимости сохранения работы системы школьного, специального и высшего образовании при соблюдении режима самоизоляции сработала ставка управленческой команды Андрея Никитина на развитие высокотехнологичных услуг в этой сфере. Удаленное обучение на базе нескольких популярных образовательных платформ было развернуто достаточно быстро. Целый ряд социально ответственных предприятий пожертвовали семьям компьютерную технику, оставшуюся после обновления. Только что созданные «Точки роста» в учебных учреждениях муниципальных районов смогли предоставить во временное пользование необходимую компьютерную технику сотням учащихся. А для обеспечения возможностями удаленного обучения в дальнейшем был подключен совместный с Агентством стратегических инициатив благотворительный проект «Помоги учиться дома».
Вынужденные меры и их экономические последствия
Перед управленческой командой Андрея Никитина возникла необходимость сохранить и поддержать субъекты экономической деятельности. Вынужденные ограничения ударили по целому ряду значимых для Новгородской области компаний. Стратегически важные промышленные предприятия практически сразу же ввели на своих объектах сложные системы соблюдения санитарной дистанции и прочих рекомендаций органов санитарного надзора. Но индустрия гостиничного бизнеса и общественного питания, в начале туристического сезона ориентированная на гостей региона, практически полностью прекратила свою деятельность, как и некоторые направления торговли.
Первой задачей было организовать оперативный обмен информацией о мерах поддержки и требованиях, предъявляемых к предпринимателям, на них претендующим. Она была успешно решена благодаря сформированным ранее партнерским отношениям с деловыми объединениями и предпринимательским сообществом в целом.
Все профильные министерства и институты поддержки предпринимательства на территории Новгородской области в ежедневном режиме — на площадке одного из крупнейших на Северо-западе России центра «Мой бизнес» — в прямом эфире общались со всеми стремящимися к взаимодействию предпринимателями. Впоследствии прямой контакт предпринимателей и руководителей профильных министерств, государственных и муниципальных организаций не раз был отмечен экспертами федерального уровня как лучшая практика периода коронакризиса.
Управленческая команда региона и лидеры предпринимательских организаций не только разъясняли общие нормы и отвечали на вопросы конкретных участников экономической деятельности, но и тут же, в режиме круглого стола, вырабатывали специфические решения с учетом специфики Новгородской области. Многие из выработанных таким образом решений были впоследствии экстраполированы на всю страну. Один из примеров: в перечень пострадавших отраслей были включены народные промыслы, на поддержку которых делает ставку Новгородская область.
Группа владельцев торговых предприятий из города Боровичи, организовавших акцию протеста против ограничительных мер, смогла провести личную встречу с губернатором во время его очередной поездки в этот промышленный центр. Андрей Никитин лично изучил ситуацию в городе и — с учетом мнения регионального делового сообщества – скорректировал местные меры противодействия распространению коронавируса. Различные территории Новгородской области в начале лета были разделены на районы в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации.
Активность политических игроков
Угроза распространения новой коронавирусной инфекции стала причиной ограничения для всех массовых мероприятий, что отразилось на политическом процессе. Так, была приостановлена кампания по дополнительным выборам депутата Новгородской областной Думы по «университетскому» округу №9. Это можно считать вынужденным, но принятым всеми участниками политического процесса решением. При этом старт кампании вызвал интерес для абсолютного большинства политических сил.
Основные политические игроки, представленные в регионе, могли заявить позицию в ходе кампании по внесению поправок в Конституцию России. Значительная для региона явка избирателей (на участки пришла примерно половина из них) продемонстрировала: консенсус между лидерами парламентских партий по этому вопросу, который был достигнут еще до коронакризиса, сохранился. Особенность кампании общероссийского голосования для региона — значительный рост влияния Общественной палаты Новгородской области.
Политическим партиям и неформальным группам политического влияния необходимо было переключиться на масштабную кампанию по выборам в органы местного самоуправления, и это произошло. В муниципалитетах ситуация с распространением инфекции значительно лучше, чем в региональной столице. В сентябре избирателям предстоит наделить полномочиями более девятисот муниципальных депутатов различного уровня и пятьдесят глав поселений. Это серьезный вызов – прежде всего для оппозиции: мобилизовать необходимое количество сторонников ни одной из политических сил, альтернативных партии большинства, в регионе явно не под силу.
Положение «Единой России», напротив, заметно улучшилось после прихода к руководству региональным отделением Андрея Никитина. Исполнительный комитет был серьезно усилен, как и общественные советы по реализации на территории региона партийных проектов. Значительно возросло и участие в повседневной партийной жизни лидеров неформальных групп влияния внутри организации, что демонстрирует наличие консенсуса вокруг лидера и его программы. Промежуточный и явно благоприятный результат: по итогам предварительного голосования партия большинства готова выдвинуть своих представителей на каждый из вакантных мандатов в новгородских муниципалитетах.
Губернатор как гарант стратегии развития
Консолидация политических элит в регионе, которой характеризуется прохождение Новгородской области через коронакризис, объясняется не только глобальным характером преодолеваемой угрозы. На фоне необходимости мобилизовать все силы для сдерживания распространения инфекции губернатор Андрей Никитин остается гарантом реализации заявленных ранее планов развития территории.
В Великом Новгороде стартовали и продолжались всё это время работы по строительству общественного пространства нового поколения на берегу реки Волхов. Не без проблем, но продолжается строительство детских садов в Великом Новгороде и Окуловке. Восемьдесят объектов культуры на селе должны быть подвергнуты капитальному ремонту и техническому перевооружению в рамках проекта «Культура малой Родины» — как и несколько десятков спортивных залов в школах региона.
Это далеко не полный перечень позитивных изменений, происходящих в регионе вопреки коронакризису. Ставка, сделанная на развитие социальной инфраструктуры и обновление всей системы образования: начального, среднего и высшего – приносит действующей управленческой команде политические дивиденды даже быстрее, чем приходит отдача в экономику региона. А это значит, что завершающийся коронакризис не остановил реализацию стратегии долгосрочного устойчивого развития Новгородской области.