Политика Владимира Волкова: гибкая управляемость, ставка на конкурентные отрасли и «эффект мундиаля»
Отсутствие политической и социальной турбулентности в межвыборный период, а также высокая поддержка действующей власти в период выборов – традиционные характеристики общественно-политической ситуации в республике Мордовия.
За свою «первую пятилетку» глава республики Владимир Волков сумел продемонстрировать высокую управляемость регионом, что обеспечило ему доверие и поддержку со стороны федерального центра. За период 2012-2017 годов в Мордовии были достигнуты значимые результаты в сфере промышленности и инноваций, АПК, дорог и ЖКХ, а также в решении проблем занятости населения и увеличения заработной платы. Все это позволило В. Волкову во второй раз возглавить республику в 2017 году. При этом население республики оказало действующему губернатору высокую поддержку — Волков переизбрался на пост губернатора с результатом 89,19% при явке 81,96%.
Такая поддержка после довольно значительного перерыва в прямых выборах главы региона (последний раз прямые выборы главы республики проходили в 2003 году) свидетельствует о высокой электоральной управляемостью в Мордовии. Это проявляется не только на выборах регионального главы, но и на выборах федерального значения. На выборах президента 2018 года Мордовия осталась в числе регионов с высокой явкой. При этом в республике все же наблюдается естественное снижение этого показателя: 77,75% в 2018-м против 89,58% в 2012 году.
При этом курс, который проводился предыдущим руководством республики, претерпел в период руководства Волкова существенные изменения: он стал более гибким, менее централизованным и жестким в отношении текущего управления и электоральных процедур. Произошла и смена общих приоритетов развития. Волков делает ставку на развитие конкурентных преимуществ республики: на инновационный кластер и на агропромышленный комплекс.
Госдолг – главный вызов для экономического развитияГосударственный долг – главный вызов социально-экономическому развитию Мордовии, и ответ на него региональной власти существенно корректирует проводимую политику.В конце 2018 года Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило рейтинг республики Мордовия на четыре ступени. Отмечается низкий уровень кредитоспособности региона: он может исполнять долговые обязательства, но при этом «присутствует высокая уязвимость при наличии неблагоприятных коммерческих, финансовых и экономических условий в Российской Федерации».Закредитованность региона является одной из главных проблем республики на протяжении длительного времени. Сейчас соотношение долга и собственных доходов в Мордовии выше 200%. Однако уже по итогам 2010 года соотношение долга и собственных доходов Мордовии превышало 100%, то есть к реализации майских указов президента и строительству объектов к Чемпионату мира регион подошел с очень большой долговой нагрузкой.По оценке АКРА, с 1 февраля объем списания средств составит 81% бюджета Мордовии. В случае их списания республика будет не способна исполнять свои обязательства по обслуживанию рыночного долга. При этом существует возможность продлить срок исполнения бюджетной меры принуждения. В конце октября 2018 года правительство Мордовии утвердило общие требования для продления срока исполнения бюджетной меры принуждения.Министерство финансов России подтверждает, что Мордовия является одним из двух регионов с критическим уровнем госдолга (критический уровень госдолга зафиксирован также в Костромской области). По состоянию на 1 января 2019 года госдолг составил 56,217 млрд. рублей. При этом Министерство финансов отметило, что не видит рисков для наступления дефолта в этих субъектах. Для них предусмотрен дополнительный механизм – санкционирование расходов через Федеральное казначейство, а также установление очередности платежей по расходам за счет доходов региона.Основная часть государственного долга стала результатом методов управления предыдущего политического менеджмента. Во многом госдолг Мордовии — это результат принятия популистских решений и издержки ручного управления.Важный фактор при оценке ситуации с нынешним госдолгом Мордовии – «целевой»: заемные средства использованы на исполнение майских указов и подготовку акций международного значения. Это означает, что у федерального центра нет претензий по поводу целей расходования средств.
Кадровая политика главы Мордовии: принципы
Меры по реструктуризации долга сопрягаются с изменением подходов в системе управления: они подчинены экономическим требованиям. Наиболее заметно это проявляется в принципах кадровой политики В. Волкова.
• Преемственность. Изменения в структуре правительства региона происходят с опорой на подтвердивших свою компетентность деятелей.
• Ориентация на повышение эффективности работы и бюджетную экономию. Показателен указ главы Мордовии о новой структуре правительства (Указ № 212-УГ об изменении структуры исполнительных органов государственной власти РМ). Главная цель, которой были подчинены значительные изменения в структуре регионального кабинета министров, — сокращение расходов на обеспечение деятельности управленческого аппарата как на региональном, так и на муниципальном уровнях. Можно также отметить отказ от органов власти с небольшим набором функций управления в пользу более крупных министерств, о чем свидетельствует исчезновение госкомитетов и инспекций. Сокращение госслужащих на 10% — это выраженный курс на жесткую бюджетную экономию.
• Поддержание баланса в элите. Ликвидация министерства целевых программ, возглавляемого А. Меркушкиным, можно отнести к общему изменению структуры правительства. Оно было создано в феврале 2013 года и было подчинено подготовке региона к проведению Чемпионата мира по футболу 2018 года. После завершения мундиаля функции министерства утратили актуальность. Преемником этого ведомства стало министерство спорта республики, которое расширило сферу ведения и было преобразовано в министерство спорта, молодежной политики и туризма Мордовии. При этом возглавлявшего 16 лет В. Киреева сменил А. Савилов из Новосибирска. В контексте сложившейся социально-экономической ситуации появление нового игрока с расширенным набором полномочий интерпретируется как предоставление правительству Мордовии дополнительных рычагов внешнего контроля и влияния, а ликвидация министерства целевых программ и уход его руководителя — как стремление поддержать баланс в элите, полностью отказавшись от подходов, характерных для предыдущего политического менеджмента.
Отказ от «старого» курса и характерных для него способов управления проявляется и в смене игроков на медийном рынке Мордовии. Борьба между двумя региональными компаниями за право вещать в цифровом формате на 21-м канале (через который будут распространяться местные новости) развернулась между «Народным телевидением Мордовии» (НТМ) и «Телесетью «Мордовия — 10 канал». В результате победителем была признана телекомпания НТМ. Критериями выбора стали объемы вещания, производство собственного продукта, доля национального контента, большее количество часов собственного вещания. НТМ имеет десять часов собственного вещания, «Мордовия – 10 канал» — четыре.
Развитие региональной экономики: ставка на конкурентные преимущества
По данным Министерства экономики республики, социально-экономическая ситуация в регионе в 2018 году характеризовалась положительной динамикой в приоритетных отраслях. Фиксируется рост валового регионального продукта (105% к 2017 году) — существенно выше, чем прирост ВВП России и среднего регионального ВРП.
В последние несколько лет в политике правительства республики прослеживается четкая ориентация на использование конкурентных преимуществ. Это ставка на развитие агропромышленного комплекса и инновационного кластера. Наблюдается увеличение объемов валовой продукции в аграрном секторе (101,1%). Мордовия — лидер в России по доле инновационной продукции в общем объеме (29%). Такие результаты позволяют не только влиять на темпы роста экономики региона, но и создавать имидж субъекта, который добивается решения стратегических задач федерального масштаба.
Инновационные приоритеты
Делать ставку на развитие инноваций позволяют республике достаточный потенциал и развитая инфраструктура, которая была преобразована за время работы команды В. Волкова.
Главным структурным элементом инновационной инфраструктуры Мордовии является АУ «Технопарк-Мордовия», который объединяет научные организации, высшие учебные заведения и производственные предприятия республики в единый механизм, а также создает дополнительные стимулы для развития бизнеса. В настоящее время «Технопарк-Мордовия» имеет 117 резидентов по 6 направлениям: энергосберегающая светотехника, оптоэлектроника и волоконная оптика, нанотехнологии и композитные материалы, биотехнологии, электронное приборостроение, информационные технологии.
Эффективность работы технопарка фиксируется по итогам IV Национального рейтинга технопарков России: «Технопарк — Мордовия» занял второе место среди 157 участников. Технопарк в сфере высоких технологий вошел в первую группу (А+) «Наивысший уровень эффективности функционирования технопарка». Такие показатели позволяют включить Мордовию в число наиболее развитых регионов в развитии инноваций.
Дополняет работу Технопарка первый в стране завод по производству оптоволокна, который уникален для России. Стратегическая важность развития этого предприятия обеспечивает внимание к региону федерального центра (так, за развитием АО «Оптиковолоконные системы» лично наблюдает министр промышленности и торговли Д. Мантуров).
Специальный экономический актор, который способствует развитию инновационных разработок, — завод «Биохимик». Разработка и выпуск собственных лекарственных препаратов решает масштабную задачу – снижение зависимости российской фармацевтической промышленности от импорта, что в условиях санкций особенно актуально.
Работа по развитию инноваций происходит в двух направлениях. Это разработка инновационных проектов внутри республики и расширение международных внешнеэкономических связей. Инновационные проекты – главный фактор привлечения в регион иностранных инвесторов.
Работа правительства республики по преобразованию инновационной инфраструктуры позволила занять Мордовии 13-е место в рейтинге инновационных регионов по итогам 2017 года, улучшив свои позиции. Сегодня Мордовия входит в группу субъектов — сильных инноваторов. Улучшить результат региону позволили результаты по новому блоку «Инновационная активность региона», в котором оценивается работа региональных властей в организации инновационных мероприятий и создании объектов инфраструктуры, активность участников в применении действующих федеральных инструментов поддержки и взаимодействие с федеральными институтами развития. В прошлом году в регионе было открыто 12 совершенно новых производств, началось строительство 6 заводов.
Республике удалось превратить инновации в механизм, с помощью которого развитие региона происходит в самых разных сферах: в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и спорте.
Агропромышленный комплекс: эффективные технологии
Достижения республики в сельском хозяйстве также во многом обеспечены инновационными разработками. Аграрный сектор для экономики Мордовии – базовый, его развитие — приоритетное. Около 25% всех новых технологий, внедряемых в сельском хозяйстве, — инновационные. Опыт применения передовых технологий в сфере АПК вызывает интерес и за пределами республики.
Мордовия занимает лидирующие позиции среди регионов ПФО по объему валовой продукции сельского хозяйства — 62 млрд. рублей (прирост – 101,1%). Урожай зерновых и зернобобовых культур составил 1 млн 137 тыс. тонн при урожайности 28,1 ц/га (в ПФО – 18,2 ц/га, в России – 26,2 ц/га). Более 60% произведенной продукции аграрного сектора экономики отправляется за пределы республики.
Новая Мордовия: эффект мундиаля
Одним из главных факторов развития республики Мордовия стало включение ее столицы в число городов-организаторов Чемпионата мира по футболу 2018 года.
Экономика
Еще в преддверии Чемпионата мира международное рейтинговое агентство Moody`s выпустило обзор, согласно которому среди всех субъектов, в которых проводятся матчи Чемпионата мира, Мордовия получает наибольшие преимущества (в основном это проявляется из-за небольшого размера экономики региона). Чемпионат мира стимулировал рост собственных доходов региона в основном за счет инфраструктуры, которая привлекала дополнительные налоговые доходы и сокращала при этом капитальные затраты. Саранск установил абсолютный рекорд среди городов-организаторов ЧМ-2018 по росту турпотока. Проведение чемпионата стало в республике экономически заметным: для большинства регионов вклад мундиаля составил 2-6% годового ВРП, для Мордовии — 17%.
Инфраструктура
Столица Мордовии отличилась тем, что все работы по подготовке к мундиалю проходили согласно заявленному плану. Это выгодно выделяет республику от некоторых других регионов-организаторов. Качественно проведенные работы по строительству и модернизации объектов размещения гостей и болельщиков (Отель «Адмирал», гостиничный комплекс «Тавла»), решение проблем водо- и электроснабжения, во многом благодаря новой электроподстанции, которая позволила снизить нагрузку с центральной части города, — все это привело к позитивным системным изменениям в развитии республиканской инфраструктуры.
Фактором, способным ослабить позитивное влияние мундиаля на ситуацию в республике, является главный инфраструктурный объект чемпионта, «Мордовия Арена». В отличие от возведенной дорожной инфраструктуры и благоустройства города в целом, «Мордовия Арена» по окончании мундиаля стала дополнительным бременем для регионального бюджета. В конце 2018 года было принято решение о том, что «Мордовия Арена» будет содержаться за счет федеральных средств до 2023 года, а не в течение одного года, как предполагалось ранее, что позволит адаптировать к этой нагрузке региональный бюджет. Кроме того, еще одно выигрышное решение по стадиону, которое в перспективе позволит его окупить, явное преимущество по сравнению с такого рода объектами в других регионах – расположение. Стадион построен в самом центре Саранска, находится на минимальном расстоянии от ключевых транспортных узлов города.
Внимание центра
Дополнительным позитивным эффектом для регионов, принимавших матчи Чемпионата мира, стало повышенное внимание к ним и их проблемам федерального центра. Для Мордовии, региона, не выделяющегося в информационном поле, это был шанс войти в федеральную повестку. И этот шанс был использован. В 2018 году глава Мордовии провел большое количество встреч с представителями федеральных ведомств, главной темой которых оставалась подготовка к Чемпионату мира в сочетании с решением региональных проблем. Так, в ходе встречи с министром здравоохранения Вероникой Скворцовой была достигнута договоренность о выделении федеральных средств на строительство поликлиники республиканского онкодиспансера – объекта, крайне необходимого ввиду остроты проблемы с онкозаболеваниями в республике. За время подготовки к чемпионату Саранск посетили В. Матвиенко, В. Мутко, В. Колокольцев.
Имидж республики и развитие внешних связей
На заседании совета по физкультуре и спорту и оргкомитета Чемпионата мира, состоявшегося в Калининграде, Мордовия была отмечена за кардинальное преображение к Чемпионату мира и впечатляющее гостеприимство. Благодаря мундиалю был сформирован новый позитивный имидж Мордовии, вырос уровень осведомленности о республике в мире. Доля республиканской экономики, ориентированная на внешние рынки, составила 80%. За период подготовки к мундиалю ВРП республики вырос на 125%, по этому показателю Мордовия входит в лидирующую группу субъектов Федерации. Проведение чемпионата стало дополнительной возможностью наладить сотрудничество со странами-участницами. За период подготовки к мундиалю было подписано 15 соглашений: с Китаем, Ираном, Африкой, Кубой и государствами Европы. Основные области сотрудничества — освещение и фармацевтика, отрасли, в которых на предприятиях Мордовии применяются инновационные разработки.