Парламентская кампания и выборы губернаторов: региональная специфика


 1. Специфика кампании-2021 – сочетание пандемии и «сглаженного» хода как парламентских, так и губернаторских выборов. Опросы общественного мнения фиксируют уровень поддержки «Единой России», достаточный для получения конституционного большинства в Государственной думе. По данным ФОМ, уровень поддержки партии в преддверии и на начальном этапе парламентской кампании (с конца мая по начало июля 2021 года) колебался в диапазоне 30-32%. АПЭК прогнозирует сохранение дифференциации между регионами по уровню поддержки партии большинства. С высокой вероятностью уровень максимально высокой поддержки партии сохранится в патерналистских регионах Южного, Северо-Кавказского, ряде субъектов Приволжского федерального округа, регионах Уральского (Ямало-Ненецкий автономный округ, Тюменская область), Сибирского (Республика Тыва, Кемеровская область), Дальневосточного федерального округа (Чукотка); уровень выше среднего по стране – в ряде регионов Центрального федерального округа (прежде всего Центрально-Черноземного экономического района).

2. По предварительной оценке АПЭК, повышенный по сравнению с другими территориями потенциал протестного голосования на парламентских выборах – в 15-18 регионах. К полюсу выраженных протестных настроений традиционно можно отнести большинство территорий Северо-Западного (с сохранением зон более ярко выраженного лояльного голосования, что может быть характерно, например, для Ленинградской области), часть территорий Центрального (прежде всего, Центрального Нечерноземья), Уральского, Сибирского (в первую очередь можно отметить Новосибирскую, Омскую, Иркутскую области, Алтайский край и Республику Алтай, Хакасию), Дальневосточного (Забайкальский, Хабаровский края, Якутия) федеральных округов. По предварительной оценке АПЭК, вероятно сохранение поддержки ЛДПР выше средней по стране в ряде дальневосточных и северных регионов (включая часть территорий Уральского и Северо-Западного федеральных округов), КПРФ – в ряде регионов южной Сибири на фоне высокой конкуренции между этими партиями за протестный электорат Центрального федерального округа (вероятно, при усилении конкуренции за оппозиционных избирателей Москвы). Для «Справедливой России – За правду» регионами с более высокими показателями поддержки, вероятно, могут остаться субъекты Федерации, «базовые» для входящих в список партии узнаваемых оппозиционных политиков (в том числе, возможно, Якутия, Челябинская, Астраханская, Ярославская области), а также ряд территорий Северо-Западного и Уральского федерального округов.

3. Можно прогнозировать  лишь общие тенденции парламентских выборов, на результаты которых существенное влияние окажут последние три недели кампании.  По предварительной оценке АПЭК, вероятно перераспределение протестного электората между оппозиционными партиями в ряде регионов (например, не исключен определенный отток сторонников от ЛДПР в Хабаровском крае и Владимирской области, от КПРФ – в Хакасии),  а также ограниченное снижение уровня лояльного голосования в ряде патерналистских регионов, где в период между парламентскими выборами произошли отставки популярных губернаторов-«старожилов». При этом даже относительно инерционный сценарий ведения кампании «Единой Россией» может предполагать  достаточно эффективную мобилизацию ее сторонников в регионах с протестным потенциалом, где в последние годы были избраны губернаторы, работающие с социальной повесткой, более благоприятный для партии сценарий – наращивание ее поддержки в  ряде крупных городов и индустриальных регионов.

 4. Для непарламентских партий может быть характерна активная кампания в крупных городах при сохранении более высоких результатов в ряде базовых для них регионов (например, где баллотируются в Госдуму по округам наиболее сильные кандидаты этих политических сил). Например, для «Яблока» результаты выше среднего по стране можно ожидать в Москве и ряде регионов Северо-Запада (включая Санкт-Петербург), для «Родины» — в Москве, Тамбовской, Новосибирской области, для «Новых людей» — в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирской, Томской областях, возможно, некоторых дальневосточных регионах. Более высокая явка избирателей в сочетании с инертной или недостаточно эффективной кампанией партий думской оппозиции, по оценке АПЭК, может способствовать определенному повышению поддержки части непарламентских сил в крупных городах — но, скорее всего, до уровня, недостаточного для прохождения в Госдуму.

5. В сентябре 2021 года выборы пройдут в трех ярко выраженных патерналистских регионах (Республики Мордовия, Тыва, Чеченская Республика); четырех политически стабильных  субъектах Федерации, в составе которых есть территории с более высоким протестным потенциалом (традиционно выше уровень лояльного голосования – в Белгородской, Пензенской, Тульской областях, несколько выше уровень протестных настроений — в Тверской области), а также двух  регионах с традиционно высоким уровнем поддержки оппозиционных сил (Ульяновская область, Хабаровский край). Состоятся и выборы депутатов заксобраний 39 регионов, также охватывающих территории разных типов – от ярко выраженных патерналистских (Мордовия, Чечня) и политически стабильных, но включающих протестные территории (Самарская, Курская области) до более выраженных протестных, к числу которых можно отнести ряд  субъектов Северо-Западного (среди которых Санкт-Петербург, Карелия, Новгородская область), Центрального (Орловская область), Уральского (Свердловская область), Сибирского (Алтайский край, Омская область) федеральных округов.

 6. Губернаторские кампании 2021 года в ярко выраженных протестных регионах объединяет участие в них врио, представляющих партии парламентской оппозиции, но являющихся «варягами» для этих территорий: выходца из КПРФ Алексея Русских в Ульяновской области и представителя ЛДПР Михаила Дегтярева в Хабаровском крае. Если кампания в Ульяновской области, по предварительной оценке АПЭК, связана с минимальным уровнем политических рисков для идущего на выборы врио главы региона Алексея Русских, то более явное противодействие Михаилу Дегтяреву со стороны части региональных элит, а также информационные кампании, направленные на мобилизацию оппозиционной среды в Хабаровском крае, способствуют сохранению рисков протестной консолидации вокруг одного из альтернативных кандидатов. Этот рискованный сценарий можно сопоставить с опытом выборов главы Хакасии в 2018 году (победа Валентина Коновалова, не относившегося к числу наиболее узнаваемых и опытных оппозиционных политиков республики). Хабаровский край является единственным регионом, где существует вероятность второго тура на губернаторских выборах. АПЭК оценивает такую вероятность как среднюю.

7. Совмещение парламентских выборов с губернаторскими кампаниями может иметь двоякое влияние на их ход. С одной стороны, в этих условиях риски для идущих на выборы действующих руководителей регионов возрастают. В ситуации, когда федеральные парламентские выборы становятся дополнительным мобилизующим фактором для оппозиционного электората, для протестных и, в несколько меньшей степени, политически стабильных регионов с протестными территориями существенно снижается эффективность губернаторских кампаний низкой интенсивности (предполагающих минимальную публичную активность главы региона на фоне минимальных усилий по информированию широкой аудитории о ходе кампании и ориентации на низкую явку избирателей). При этом для глав политически стабильных регионов возрастает вероятность роста интенсивности информационных атак против них, осуществляемых через федеральные СМИ на фоне возросшей политизированности населения в период общенациональных выборов. С другой стороны, чем выше эффективность федеральной кампании «Единой России», тем большее влияние она может оказать на мобилизацию лояльного электората, что может стать позитивным фактором для кандидатов, поддерживаемых этой партией.

 8. 5 из 7 идущих на выборы губернаторов и врио глав регионов, не принадлежащих к оппозиционным партиям, возглавляют региональные группы предвыборного списка «Единой России» (Олег Мельниченко, Артем Здунов, Игорь Руденя, Вячеслав Гладков, Рамзан Кадыров). Темы, поднимаемые в ходе губернаторских кампаний руководителей и врио глав политически стабильных регионов, могут способствовать усилению ряда аспектов предвыборной повестки «Единой России» — например, по вопросам развития сельских территорий (отметим акцентирование этой тематики в рамках позиционирования врио главы Мордовии Артема Здунова), поддержки семей с детьми (показателен ряд инициатив врио губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова), инфраструктурного развития (можно отметить ряд предложений врио главы Пензенской области Олега Мельниченко и губернатора Тверской области Игоря Рудени).

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: