ДТП в Забайкалье: как предотвратить трагедии на дорогах?
В Забайкальском крае, где 19 человек погибли в результате падения с моста рейсового автобуса, проверят весь транспорт, осуществляющий пассажирские перевозки. Такое поручение дал губернатор Александр Осипов. По факту ДТП возбуждено уголовное дело, расследование контролирует центральный аппарат Следственного комитета России. В больницах региона находятся 19 пострадавших пассажиров. Собеседники «РК» говорят о проблеме высокой изношенности общественного транспорта в регионах России и призывают усилить контроль над перевозчиками.
Лопнувшее колесо?
Трагедия в Сретенском районе Забайкальского края произошла около 15:00 по местному времени (09:00 мск). Автобус Kia Granbird, выполнявший рейс Чита – Сретенск, упал с моста в реку Куэнгу и перевернулся на льду. В салоне находились 44 человека, 19 из них погибли, в том числе водитель автобуса. Еще 19 человек с различными травмами находятся в больницах региона.
Краевое управление ГИБДД представило предварительную версию трагедии: у автобуса лопнуло переднее колесо, после чего водитель не смог справиться с управлением, сообщает «Коммерсантъ».
Часть пассажиров оказались заблокированными в автобусе, их пришлось доставать спасателям МЧС. На месте трагедии работал губернатор Александр Осипов. Также он посетил Нерчинскую больницу, где пообщался с пациентами и врачами и поставил задачу краевому Минздраву обеспечить медучреждения необходимыми медикаментами. Из Нерчинска глава региона приехал в Шилку, где также встретился с пострадавшими и персоналом больницы.
Осипов заявил, что правительство региона окажет помощь пострадавшим и семьям погибших. 2 декабря объявлено в регионе днем траура.
Исполняющий обязанности заместителя председателя правительства Забайкальского края Андрей Кефер позже уточнил, что семьям погибших будет выплачено по 1 млн рублей, пострадавшим средней и тяжелой степени – по 400 тысяч, пострадавшим легкой степени – по 200 тысяч рублей.
«Выплаты будут обеспечены в максимально короткие сроки, никто не окажется вне списка. Ориентировочно общая сумма составит порядка 25–27 млн рублей, средства будут направлены из резервного фонда правительства Забайкалья», – сообщил он.
Власти региона также объявили сбор средств для помощи семьям погибших и пострадавшим.
Кроме того, губернатор Александр Осипов сообщил журналистам, что в крае проверят весь транспорт, осуществляющий пассажирские перевозки.
«Ввиду того что и зимний период сейчас у нас, и это событие произошло, целый ряд таких событий или близких к ним по характеру произошел в других регионах страны, прокуратурой уже отданы указания о проведении тщательной проверки всех транспортных средств, занимающихся пассажирскими перевозками», – сказал губернатор.
Премьер-министр Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким погибших в ДТП в Забайкалье. Глава российского правительства по телефону поручил вице-премьеру Татьяне Голиковой принять все необходимые меры для оказания помощи пострадавшим и родственникам погибших.
По факту аварии в Сретенском районе возбуждено уголовное дело по по ч. 3 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух и более человек).
Помимо этого, прокуратура Забайкальского края начала проверку. Будет дана оценка действиям как перевозчика, так и местных властей, отвечающих за безопасность на данном участке дороги.
Также проверку проведет Ространснадзор.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поставил на контроль расследование ДТП и поручил решить вопрос об изъятии дела из полиции для передачи Следственному комитету.
Между тем перевозчик Сергей Пнёв заявил ТАСС, что автобус имел лицензию на перевозки и прошел все необходимые технические осмотры.
«Все лицензии были, страховка была, водитель опытный, машина проходила все процедуры по техрегламенту: технический, медицинский, регулярный технический государственный осмотры», – сказал он.
Однако, по информации из базы данных СПАРК, автоперевозчика, осуществляющего перевозки по маршруту Чита – Сретенск в Забайкальском крае, проверяли в этом году трижды и выявляли нарушения, связанные с отклонением от установленного маршрута и нарушением графика смены водителей.
Реакция в Telegram
По данным Telegram-канала «Забайкальский рабочий», предприниматель Сергей Пнёв, которому принадлежал разбившийся 1 декабря в Сретенском районе Забайкальского края автобус Kia Grandbird, с 2013 по 2018 год стабильно выигрывал контракты на оказание транспортных услуг по перевозке школьников города Читы до месту обучения и обратно.
«В информационной системе проверки контрагентов «СПАРК Интерфакс» мы отыскали несколько десятков таких контрактов. В разные годы транспорт Пнёва подвозил до места учебы школьников отдаленных читинских школ № 23, 24, 36, 45, 48 и 7, за что получил 5,666 млн рублей», – замечают авторы.
По их данным, стаж погибшего в ДТП водителя автобуса составлял более 20 лет.
Канал «75. Ru. Новости Забайкалья» пишет, что забайкальцы несут цветы и свечи к фонтану на вокзале в Чите в память о погибших в ДТП с автобусом в Сретенском районе.
Канал «Алиса в Забайкалье» констатирует, что ЧП и ЧС случаются в Забайкальском крае достаточно или даже слишком часто. Однако, добавляют авторы, раньше «за неимением адекватной реакции властей» их работу начинали выполнять добровольцы: собирали деньги пострадавшим, возили вещи, тушили пожары и так далее. По мнению блогеров, именно поэтому в Забайкалье сейчас одно из самых развитых добровольческих движений в стране: добровольцы закрывали собой дыры в управлении.
Теперь же, как считают авторы, все изменилось. «С ЧС разбираются чиновники. Поэтому мы не видим особенно активных сборов средств, вещей и так далее, организованных простыми людьми. Либо эти сборы идут совместно или под контролем министерств. Раньше люди были сами по себе. Сами себя спасали. Теперь наконец власть занялась своим делом», – резюмируют они.
Канал «Караульный» тем временем опасается, что наказание за трагедию в Забайкалье никто не понесет.
«Все свалят на лопнувшее колесо. Проверка владельца автобуса не выявила никаких нарушений. Конечно, у нас же до сих пор никто не запрещает возить живых людей на раритетных иномарках. Мы уверены, что автобус древний, потому что «людской отсек» просто сложился под тяжестью багажного Посмотрите внимательно на кадры аварии и сами это увидите. Значит «уставший» металл просто не дал многим выбраться, их расплющило. Как теперь вообще ездить куда-то автобусом, если лопнувшего колеса достаточно, чтобы уже никогда не вернуться домой?» – эмоционально пишут авторы.
А канал «Раньше всех. Ну почти.», в свою очередь, сообщает, что госавтоинспекция России прогнозирует увеличение уровня смертности на дорогах страны. Как заявил замглавы ГИБДД Олег Понарьин, с начала года уже погибли более 15 тысяч человек.
Жесткий контроль и другие меры
Собеседники «РК» констатируют, что общественный транспорт в регионах России работает на износ, и это системная проблема. По словам генерального директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, междугородные автобусы в стране часто работают по принципу «пока едет, пусть едет».
«Наше счастье, что таких трагедий не стало больше. Ведь мы же знаем, что такое Забайкальский край, а лично я там жил какое-то время: бедность огромная, промышленности в столице региона практически нет, рабочих мест мало и, думаю, междугородный пассажирский транспорт соответствующий. Конечно, колесо может лопнуть и новое – всегда есть вероятность трагической случайности. Но если говорить о системных проблемах, то вряд ли в случае с трагедией в Забайкалье были самые новые автобус и колеса и самый высококлассный шофер», – отмечает Журавлев.
По его мнению, пассажирские перевозки нужно жестко контролировать, причем с федерального уровня.
«Потому что регион всегда скажет: «У меня нет денег – я контролировать не могу, потому что все автобусы поставить на стоянку не получится». Значительная часть бюджета у нас на федеральном уровне находится. Во-вторых, нужно больше платить водителям, техникам, больше тратить на запчасти. Но второго без первого не будет, потому что, если просто передать деньги транспортным предприятиям, они уйдут в их прибыль, а автобусы останутся изношенными. Поэтому расходование финансов должен контролировать федеральный центр», – объясняет свою позицию Журавлев.
Он также считает целесообразным создать условия, при которых в случае аварии транспортные предприятия будут платить серьезный штраф. «То есть транспортные предприятия, в том числе частные, должны быть заинтересованы в том, чтобы их автобусы были нормальными», – подчеркивает собеседник «РК».
Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский между тем считает, что транспортные компании начнут следить за техникой, когда суды будут по максимуму удовлетворять иски пострадавших в ДТП к перевозчикам.
«Когда транспортное предприятие, по вине которого произошло это ДТП, по решению суда получит десятки исков на миллионы рублей и суд их удовлетворит, а предприятие разорится, то у других возникнут серьезные стимулы к тому, чтобы заниматься контролем состояния автомобилей. Сейчас подобные иски в основном удовлетворяются незначительно. Плюс государство само выплачивает компенсации пострадавшим, то есть, по сути, делает то, что должны делать сами коммерческие транспортные компании. И это тоже проблема, потому что крупный иск за трагическое ДТП является еще и профилактической мерой», – заявляет Еловский.
Он также обращает внимание на качество дорог, которое во многих регионах России оставляет желать лучшего. Из-за этого идет повышенный износ механизмов транспортных средств. «А чтобы повысить качество дорожного покрытия, нужно прекратить повсеместно разворовывать средства дорожного фонда и жестко контролировать дорожные работы – других рецептов нет», – резюмирует Еловский.
Председатель Законодательного собрания Забайкальского края Игорь Лиханов подчеркивает, что сейчас нужно разобраться детально, какой транспорт эксплуатируется пассажирскими компаниями в регионе, как выдается допуск водителям.
По словам Лиханова, в последнее время выделяются очень большие средства на ремонт федеральных и региональных дорог, однако этих денег все равно не хватает, чтобы отремонтировать все дороги и сделать их качественными.
«Также необходимо качественное обслуживание дорог. Ведь трагическое ДТП в Забайкалье произошло после того, как выпал снег, образовался гололед на этом участке, к тому же там непростой участок дороги – с поворотом», – отметил Лиханов. Он уверен, что власти региона сделают выводы из этой трагедии.