Ключевой проект для Арктики: какие перспективы СШХ даст России и Ямалу


Объекты Северного широтного хода (СШХ) начнут строить уже в этом году. Соответствующее поручение кабмину и задействованным в проекте компаниям дал президент России Владимир Путин. По мнению собеседников РК, реализация проекта СШХ важна с точки зрения развития не только Ямала, но и экономики всей России. Почему необходимо начать строительство именно в этом году и какую роль в продвижении проекта на федеральном уровне сыграл глава ЯНАО Дмитрий Артюхов – в обзоре РК.

Принципиально важный проект

Начать строительство объектов Северного широтного хода необходимо в 2022 году. Такое поручение Владимир Путин дал во время совещания по вопросам развития Арктической зоны РФ.

По его словам, чтобы увеличить потребление энергоресурсов на внутреннем рынке, а также нарастить их поставки в другие страны, где «они действительно нужны», важно использовать все имеющиеся возможности, включая развитие транспортных коридоров. В том числе речь идет о железнодорожном Северном широтном ходе.

«Мы давно занимаемся Северным широтным ходом. Запуск этого проекта позволит в том числе разгрузить БАМ и Транссиб, и это принципиально важно с учетом переориентации на восток наших основных экспортных ресурсов», – сказал президент.

Глава ЯНАО Дмитрий Артюхов поблагодарил президента за внимание к российскому Северу. Он подчеркнул, что очень важно было услышать прямое поручение Путина компаниям начать активное строительство СШХ уже в этом году.

«Ключевой проект для Арктики. Он в разы снизит расходы на логистику для существующих и перспективных промышленных проектов. Все готово, чтобы приступить к строительству самой сложной части СШХ – моста через Обь», – написал Артюхов на своей странице во «ВКонтакте».

Северный широтный ход – проект железной дороги в Ямало-Ненецком автономном округе протяженностью 707 км. Она должна связать западную и восточную части округа, а также Северную железную дорогу со Свердловской. Согласно проекту, объем перевозок по СШХ может составить порядка 23,9 млн т грузов в год. Стоимость проекта оценивается в 292,3 млрд рублей.

В дальнейшем в рамках проекта планируется построить железнодорожную магистраль Бованенково – Сабетта. Это позволит обеспечить круглогодичный наземный доступ к Северному морскому пути.

В конце марта вице-премьер РФ Марат Хуснуллин сообщил, что правительство предложило поставить проект СШХ на паузу и перенаправить 50 млрд рублей инфраструктурного кредита на другие проекты. В то же время Артюхов в интервью «Ямал-Медиа» замечал, что проект не приостановят, а возобновят в новом формате: будет изменена модель финансового обеспечения. Поскольку в условиях санкций брать деньги у банков нецелесообразно, планировалось искать иные источники финансирования.

Кроме того, Артюхов отмечал, что денежных средств на проект потребуется меньше, так как в сравнении с прошлым годом резко снизились цены на металл, соответственно, себестоимость моста через Обь и железнодорожной инфраструктуры тоже значительно снизится.

Во время совещания Владимир Путин обратил внимание на то, что сейчас необходимо уделять особое внимание «с учетом разного рода внешних ограничений и санкционного давления всем проектам и планам, связанным с Арктикой».

«Не откладывать их, не сдвигать вправо, а, напротив, на попытки сдержать наше развитие мы должны ответить максимальным наращиванием темпов работы как по текущим, так и по перспективным задачам», – отметил президент.

Поворот на Восток 

Telegram-канал «Арктика онлайн» передает, что сейчас правительство изучает вариант поэтапной реализации проекта. Предполагается, что на первом этапе к 2028 году ежегодную провозную мощность дороги доведут до 14 млн т, а затем – при необходимости и при наличии грузовой базы – до 23,9 млн т.

Владимир Путин намерен выиграть битву за Арктику, а Ямал будет в числе главных бенефициаров будущей победы, считают авторы Telegram-канала «Сова сказала».

«Пока западные страны подсчитывают убытки и облизываются на природные богатства Крайнего Севера, Россия принимает судьбоносные для всего мира решения: строить ледокольный флот, расчищать с его помощью Севморпуть, параллельно доводить до ума и воплощать в жизнь проект Северного широтного хода с переориентацией на Восток, что сделает более эффективной логистику шельфовых проектов и Тамбейской группы месторождений. И конечно же, не забывать про людей и их среду обитания», – пишут блогеры.

По их мнению, именно арктические запасы природных ресурсов обеспечат геополитическую роль России на ближайшее десятилетие.

Авторы канала «Как-то вот так» обращают внимание, что в ЯНАО о важности и перспективах Северного широтного хода напоминали даже тогда, когда в высоких кабинетах проект ставили на паузу, а глава региона Дмитрий Артюхов постоянно обсуждал строительство СШХ с профильными министерствами, отмечая, что Ямал крайне заинтересован в проекте и готов работать.

«Именно благодаря этой «домашней работе» регион сейчас, когда Путин дал прямое поручение строить объекты СШХ уже в этом году, оказался полностью готов к реализации проекта. Передача земельных участков, оформление необходимой документации, положительные заключения госэкспертизы – все это ЯНАО проделал при Артюхове и при его непосредственном участии», – замечают авторы.

Артюхов – один из главных лоббистов СШХ

По­ли­то­лог, член Об­ще­ствен­ной па­ла­ты Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции Евгений Забродин отмечает, что развитие инфраструктурных проектов имеет высокий мультипликативный эффект, а строительство СШХ очень значимо не только для региона, но в первую очередь и для экономики России.

«Дмитрий Артюхов – один из главных лоббистов этого проекта, один из главных локомотивов того, чтобы проект начал реализовываться. То, что он сумел организовать, в том числе и убедить президента, дорогого стоит. Не все главы регионов могут такое сделать», – добавляет политолог.

Забродин уверен, что строительство СШХ должно начаться именно в этом году, так как пока еще достаточно неплохая экономическая ситуация и импульс для экономического развития нужен сейчас, а не через год. Соответственно, чем быстрее проект будет реализован, тем лучше.

Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций в ЯНАО Сергей Зубанов утверждает, что лоббистские возможности Артюхова сочетаются с интересами страны.

«Основным покупателем ресурсов, которые добываются на Ямале, будет Азия, а не Европа. Европа никуда не денется, но, чтобы она не могла нами манипулировать, было принято такое очень серьезное решение. Для Ямала это большой шаг. Ямал – крупный регион, здесь огромные территории, при этом население около 550 тысяч (и около 100 тысяч вахтовиков). Доставить груз здесь очень тяжело, даже из Свердловской области или Тюмени нужно везти фактически через Москву. Отсутствие дорог очень серьезно влияет на развитие. СШХ очень важен для Ямала. Он реально даст огромный импульс к развитию», – комментирует Зубанов.

Он подчеркивает, что сейчас происходит масштабное начало второй волны промышленного освоения Севера, в результате которого России удастся на многие годы обеспечить энергетическую безопасность.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: