Эффективная коммуникация как основа социальной политики и развития инфраструктуры Ямала


  1. Укрепление позиций Дмитрия Артюхова: рост доверия 

В мае 2018 года президент В. Путин назначил временно исполняющим обязанности главы Ямало-Ненецкого автономного округа Д.Артюхова, который стал самым молодым руководителем региона в России на тот момент. Новый глава региона за три года смог выработать собственный управленческий стиль, укрепить свои позиции и позиции региона.  

Специфика процедуры выбора глав автономных округов, входящих в состав «Большой Тюмени», в частности, Ямало-Ненецкого автономного округа, не позволяет оценить уровень доверия к губернатору на первоначальном этапе. Нового главу избирали тайным голосованием депутаты заксобрания ЯНАО из числа трех кандидатур, отмеченных президентом. Поэтому избрание Д.Артюхова большинством голосов (14 из 18 депутатов) свидетельствует о поддержке губернатора региональными и федеральными структурами, а также местными элитами, но не непосредственно жителями региона. При этом за три года в ЯНАО проходили избирательные кампании с прямым голосованием. На выборах в Заксобрание ЯНАО в 2020 году «Единая Россия» получила 64,64% голосов. Сохранение партией большинства в законодательном органе свидетельствует о доверии населения — в том числе и к региональным органам власти. В 2020 году Ямал стал регионом-лидером по поддержке поправок к Конституции. За поправки проголосовали 89,16% жителей Ямало-Ненецкого автономного округа. Обеспечить такой результат было бы невозможно при низкой поддержке населением регионального главы.

В этом году различные рейтинги фиксируют устойчивость и рост позиций Д.Артюхова, в том числе на фоне других глав субъектов. Так, Д.Артюхов входит в группу глав регионов с очень сильным влиянием в ежемесячном рейтинге влияния глав субъектов АПЭК.  Глава Ямала формирует позитивную информационную региональную повестку, это подтверждает его лидерство в рейтинге позитивных упоминаний в соцсетях.

Еще один фактор, который свидетельствует об укреплении позиций главы региона, — место субъекта в основных федеральных рейтингах. Высокие позиции округа на фоне остальных регионов – это признак эффективности работы региональной команды. VIII Ежегодная оценка инвестиционной привлекательности регионов России Национальным Рейтинговым Агентством (НРА) закрепляет за ЯНАО третье место и подтверждает высокий уровень инвестиционной привлекательности субъекта по итогам 2020 года. Ямало-Ненецкий автономный округ признан лидером социально-экономического роста в России по итогам 2020 года (согласно исследованию ФОРГО). В этот рейтинг вошли 20 субъектов с самыми высокими показателями — зарплатой, прожиточным минимумом, стоимостью всех произведенных в субъекте товаров, работ и услуг к численности экономически активного населения. Об устойчивом социально-экономическом положении Ямала свидетельствует одиннадцатый рейтинг экспертов РИА «Новости»: Ямало-Ненецкий автономный округ вошел в десятку регионов с наилучшими показателями, заняв 6 место.

Важной составляющей прочных позиций Д.Артюхова также является уровень доверия к губернатору среди ямальцев. В январе 2021 года внутриполитический блок Кремля подвел итоги выполнения KPI для регионов, а также назвал пятерку регионов – лидеров по уровню доверия главе субъекта. Попадание Ямало-Ненецкого автономного округа в топ-5 регионов по уровню доверия губернаторам означает, что Д.Артюхов обладает высоким уровнем поддержки населения: жители ощущают эффективность политического курса губернатора. 

  1. Управленческий стиль Дмитрия Артюхова: эффективная коммуникация и эволюция методов контроля над территорией 

Значимым фактором, который позволил администрации Ямала сохранить политический контроль после двух мощных вызовов 2020 года: пандемии коронавируса и падения цен на углеводороды – стал оформившийся управленческий стиль Д.Артюхова, основой которого выступила постоянная коммуникация с жителями региона. Черты, привнесенные в политическую жизнь Ямала Д.Артюховым, позволили адекватно и своевременно ответить на новые вызовы. Кроме того, новые методы Д.Артюхова стали дополнительными факторами, повышающими уровень доверия к губернатору.  

Ключевыми характеристиками управленческого стиля главы Ямала являются следующие.

  • Новаторский подход. В первую очередь он был обозначен в ежегодном послании губернатора в марте 2021 года. Кардинальное изменение формата послания: появление визуального сопровождения и отказ от выступления перед узким кругом зрителей — четко определяют в качестве главного адресата жителей округа. Такой подход служит решением сразу трех задач: соответствует ориентирам федерального центра (визуализация послания была использована президентом В.Путиным), отвечает на вызов времени (пандемии коронавируса), а также ставит человека, жителя региона, в центр политический жизни и политических изменений.
  • Активное использование новых методов: эффективная коммуникация с различными аудиториями. Одним из инструментов, который использует Д.Артюхов для коммуникации с населением и составления реальной картины происходящего в округе, являются социальные сети. В ситуации коронавирусных ограничений этот способ связи стал практически единственным из возможных. Активность губернатора в социальных сетях, в частности, проведение прямых эфиров, позитивно оценивается как экспертным сообществом, так и жителями региона. Учитывая то, что губернатор привнес новые механизмы коммуникации уже на первом этапе управления регионом (до коронавирусных ограничений), обращение к нему через такой канал стало частью политической культуры ямальцев еще до пандемии и превратилось в инструмент контроля над ситуацией в регионе в период локдауна. Такие традиционные способы коммуникации, как ежегодное послание, остаются в арсенале губернатора, они позволяют точечно обратиться к различным аудиториям. В последнем послании в фокусе внимания губернатора находились малый и средний бизнес, медицинские работники, молодые семьи, малоимущие и многодетные семьи, пожилые ямальцы, коренные народы Севера (КМНС).
  • Эволюция форматов работы и инструментов контроля. Выстраивание партнерских отношений с населением и обеспечение постоянной обратной связи стало отличительной чертой управленческого стиля Д.Артюхова. На протяжении трех лет губернатор тестировал адекватные форматы работы с населением. Одной из новых нестандартных форм контроля стала ежегодная десятидневная поездка губернатора Ямала по территории округа. Поездки осуществлялись в 2019, 2020 и 2021 годах, причем формат был постепенно скорректирован – он позволяет теперь не только взаимодействовать жителям с губернатором лично, но и оставить свои вопросы и предложения в социальных сетях, проголосовать и повлиять на маршрут губернатора. Прямой способ коммуникации с гражданами – это возможность для главы региона получить реальную информацию, необработанную административным аппаратом, а также оценить эффективность работы местных глав. Кроме того, по мере развития способов коммуникации и контроля происходит эволюция восприятия губернатора населением. Специфика выборов губернатора ЯНАО формирует представление о главе округа как о назначенце. Активная позиция Д.Артюхова, его ориентация на прямое общение превращают его в реального политика.
  • Погружение в повестку и постановка промежуточных целей. Помимо долгосрочных стратегических целей, губернатор выделяет задачи на ближайшую перспективу. В частности, решение жилищных проблем ямальцев проходит в несколько этапов. В конце этого года Ямал планирует выйти на 330 тысяч квадратных метров нового жилья и выполнить поставленную стратегическую задачу на треть. За предыдущий год правительству региона удалось решить проблему с жильем для трех тысяч семей. Постановка целей и достижение промежуточных результатов задает для правительства региона и его жителей общую систему координат. Это позволяет жителям адекватно подходить к оценке эффективности региональной власти, а администрации создает дополнительный стимул соответствовать заявленному графику исполнения.
  • Новые возможности и кадровые лифты. 2021 год объявлен в ЯНАО годом талантов. Это означает смещение фокуса внимания окружной власти на совершенствование условий для развития ямальских детей. В программу войдут оснащение школ (включая школы искусств), организация детского отдыха, поддержка одаренных детей, создание корпоративных классов. Работа по созданию дополнительных возможностей и «социальных лифтов» – одна из характеристик политического курса губернатора.

Управленческий стиль Д.Артюхова, основанный на выстраивании системы партнерских отношений с жителями региона, создает дополнительные преимущества для развития ЯНАО — помимо тех, которые связаны с ресурсообеспеченностью округа.

Во-первых, создаются новые инструменты для активного участия жителей в жизни региона (электронное голосование по различным вопросам, организованные массовые встречи с губернатором, коммуникация через социальные сети), что поддерживает формирование активистской политической культуры: люди имеют возможность воздействовать на политические процессы и артикулировать собственные интересы. Политический курс Д.Артюхова сделал обратную связь с жителями важным этапом процесса принятия политических решений в ЯНАО и усилил роль граждан как актора муниципальной и региональной политики. Такой подход компенсирует издержки непрямых выборов главы Ямала.

Во-вторых, постоянная прямая связь с жителями повышает уровень их доверия к главе региона. В результате достигается электоральная управляемость, а это дополнительная возможность лоббирования и продвижения региональных инициатив на федеральном уровне.

В-третьих, высокий уровень поддержки губернатора Д.Артюхова, обеспеченный за счет налаженной системы коммуникации с жителями, позволяет главе фокусироваться преимущественно на социально-экономических проблемах округа. Стабильная политическая ситуация – необходимое условие для реализации социального курса и обеспечения инфраструктурного развития территории. Поддержка населения – это ресурс, с помощью которого реализуются социальные проекты.

  1. Социальная политика: системный курс с опорой на доверие 

Пандемия повлияла на бюджет Ямала-Ненецкого автономного округа. Принятый на период 2021–2023 гг. бюджет Ямала, как и у нефтегазовых соседей (ХМАО-Югры, Тюменской области), будет дефицитным. Общий объем доходов окружного бюджета в следующем году составит 191 млрд рублей, расходы достигнут 246 млрд рублей.  Общий дефицит окружного бюджета в 2021 году составит 54 млрд руб. При этом региональная управленческая команда контролирует финансовую ситуацию.

  • Экономически безопасный уровень госдолга. В 2020 году долг Ямало-Ненецкого автономного округа снизился на 40% и составил 10 млрд рублей. В рейтинге субъектов РФ по уровню долговой нагрузки регион занимает лидирующие позиции, что говорит не только о продуманной финансовой политике региональной команды, но и дает региону приоритетное право на использование нового федерального механизма поддержки субъектов – инфраструктурных кредитов.
  • Бюджеты муниципальных образований на среднесрочный период сформированы без дефицита. Общий объем межбюджетных трансфертов в 2021 году – 88 млрд рублей. Доля межбюджетных трансфертов в расходах окружного бюджета составляет 38%. Это гарантия продолжения реализации местных проектов и территориального развития.
  • Основная причина снижения прогноза доходов – снижение налога на прибыль организаций. Это произошло в результате падения спроса и цен на нефтяном рынке. Для стабилизации ситуации региональная управленческая команда делает ставку на запуск нового СПГ-проекта (реализует «Роснефть»).

Все это позволило ЯНАО сохранить социальные приоритеты. Ямал вошел в число регионов-лидеров по расходам на социальную сферу, заняв четвертое место. К социальным статьям отнесены расходы на здравоохранение, образование, культуру, кинематографию, физическую культуру и спорт, социальную политику, которая включает расходы на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства.

Здравоохранение. Пандемия коронавируса задала четкий ориентир на укрепление региональной системы здравоохранения. Сейчас показатель охвата тестированием на COVID-19 у Ямала почти в 5 раз выше, чем в среднем по стране, фиксируется низкая летальность от коронавируса – регион занимает 85 место среди всех субъектов по этому показателю. Можно выделить масштабное оснащение больниц, активное строительство инфекционных центров, специальные наборы ОРВИ, в которые входит до 13 лекарств (таких наборов нет ни в одном регионе). При этом развитие здравоохранения не сводится к борьбе с коронавирусом. Приоритетные задачи будущего года: борьба со смертностью, привлечение специалистов и создание для них привлекательных условий, строительство новых медучреждений (крупные объекты запланированы в Новом Уренгое, Ноябрьске, Салехарде, Тарко-Сале), развитие телемедицины, борьба с онкологией и сердечно-сосудистыми заболеваниями.

Строительство жилья и программы по расселению аварийного жилья. Проблема аварийного жилья на Ямале – одна из ключевых, поэтому, несмотря на коронакризис, была запущена еще одна программа переселения из аварийного фонда. Помимо стимулирования темпов строительства жилья, правительство ЯНАО расширяет возможности для переселения. Теперь программа «Сотрудничество» оказывает поддержку по переселению не только в Тюмень, но и другие города, в которых ямальцы имеют корни. Кроме того, вопрос строительства жилья сейчас рассматривается шире и включает обязательность комплексной застройки, то есть момент заселения нового района предусматривает готовность всей необходимой инфраструктуры.

Поддержка молодых семей, малоимущих и многодетных семей, пожилых ямальцев. Отличительная особенность Ямала — беспрецедентные меры по сравнению с другими регионами по защите социально незащищенных слоев населения. Региональный материнский капитал Ямала – самый большой в России (500 тысяч рублей). Особое место среди мер поддержки семей занимают льготная ипотека и программа «Молодая семья».  ЯНАО стал самым оперативным регионом по реализации увеличенных выплат на детей от трех до семи лет (по поручению президента) – семьи Ямала получили эти выплаты первыми еще в феврале. Расширяются меры поддержки для пожилых жителей региона: для пенсионеров, переезжающих с Севера в любой другой регион, будет сохранено право на дополнительную выплату к пенсии.

Образование. Как уже отмечалось, 2021 год в ЯНАО объявлен годом талантов, что означает смещение фокуса внимания окружной власти на совершенствование условий для развития ямальских детей. В планах – за пять следующих лет построить 25 школ, а также провести реновацию 58 школ. Особое внимание будет направлено на оснащение школ (включая школы искусств), организацию детского отдыха, создание корпоративных классов. Продолжится внедрение цифровых образовательных платформ, которое на Ямале началось еще до пандемии коронавируса и стало стратегическим преимуществом региона в период локдауна.

Развитие спорта. Масштабное открытие спортивных объектов ожидает Ямал в ближайшем будущем. Принято решение создать сеть залов единоборств «Северный характер» на всей территории региона: Лабытнанги, Губкинский, Новый Уренгой, Тарко-Сале. Будут запущены спорткомплексы в Новом Порту, в поселке Уренгой и Коротчаево. Кроме того, окружная столица получит два новых льда, большой олимпийский бассейн и универсальный спортзал.

Поддержка коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Региональная поддержка КМНС – это поддержка многодетных семей с учетом северной специфики. Предоставляя меры поддержки для многодетных семей, ведущих кочевой образ жизни, правительство региона демонстрирует масштаб реализуемой социальной политики. Инициатива губернатора – «чумовой капитал» – была позитивно воспринята и экспертным сообществом, она предоставляет возможность многодетным семьям получить собственное национальное жилище.

  1. Инфраструктурные проекты ЯНАО и развитие Арктики 

Дорожный вопрос и проблема инфраструктурного развития Ямала имеют особое значение, поскольку влияют не только на развитие территории региона, но и пересекаются со стратегической национальной задачей – освоением Арктики. Упоминание о необходимости развития Арктической зоны в послании президента означает, что в ближайшем будущем это направление останется приоритетным.

Три года управления регионом Д.Артюхова оказались знаковыми в том смысле, что именно на этот временной период пришлось завершение крупных инфраструктурных проектов, начатых еще предшественниками губернатора, Ю. Неёловым и Д. Кобылкиным. В конце прошлого года была открыта дорога Надым-Салехард, которая соединяет Запад и Восток Ямала. Уже в первые месяцы после открытия проявился экономический эффект – значительно увеличился выбор продуктов, некоторые из них стали дешевле. Логистическая доступность Полярного Урала – значимый фактор, способный повлиять на турпоток. К значимым завершенным инфраструктурным проектам также можно отнести строительство моста через реку Пур. Завершается строительство транспортной развязки в районе ПМК- 9 и реконструкция на пути от Коротчаево до Нового Уренгоя. На 2021 год запланировано сдать 125 км дорог.

Помимо обеспечения удобства и безопасности, развитие инфраструктуры Ямала – это работа на перспективу. После реализации более крупных проектов, в частности, строительства Северного широтного хода, интенсивность движения поездов вырастет, поэтому развитие дорожной сети сейчас должно помочь избежать транспортных проблем в будущем. Северный широтный ход (СШХ) становится главным инфраструктурным проектом ближайшего будущего. Готовность федерального центра предоставить Ямалу новый инструмент поддержки по его реализации, инфраструктурный кредит, закрепляет за Ямало-Ненецким округом роль форпоста в освоении Арктической зоны.

Северный широтный ход не является региональным проектом, он имеет федеральное и глобальное значение. При этом правительство региона не обладает абсолютным контролем в его реализации. В реализации проекта задействованы еще два автономных игрока: РЖД и «Газпром». Упоминание президентом СШХ в послании – это сигнал крупным экономическим игрокам и федеральным министерствам о необходимости поддержать его. Президент отметил важность предоставления регионам инфраструктурных кредитов по сниженной ставке – не более 3% – сроком на 15 лет.  Правительство  региона планирует привлечь кредит в 50 млрд рублей для строительства моста через реку Обь как части проекта СШХ.

Один из ключевых ямальских инфраструктурных проектов — контролируемое НОВАТЭКом предприятие «Ямал СПГ», значение которого по мере развития судоходства по Северному морскому пути и включения России в глобальную суть поставок сжиженного природного газа будет только возрастать. Пока проект требует дополнительных инвестиций и разработок, в том числе по части строительства специальных танкеров, но в перспективе открывает для российского газа азиатские рынки, куда не проведены газопроводы. В мае  НОВАТЭК вывел на стопроцентную загрузку четвертую линию завода «Ямал СПГ», что позволит увеличить производство уже в 2021 году. С учетом негативных прогнозов относительно позиций России на мировом рынке поставок газа (эксперты не исключают, что США и Катар со временем могут вытеснить Россию с позиции лидера) развитие проектов СПГ становится базовым условием сохранения конкурентоспособности. Около 80% поставок продукции предприятия «Ямал-СПГ» направляется на традиционные европейские рынки, так как недостаточно развита инфраструктура Северного морского пути. Поэтому сейчас особенное внимание уделяется сознанию перевалочных пунктов в других арктических регионах.

За последние несколько лет произошла эволюция политики федерального центра в отношении развития Арктической зоны, кардинально изменена нормативно-правовая база, регулирующая этот процесс. Так, основные документы были приняты в последние три года: указ президента от 5 марта 2020 г. № 164 «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года», указ президента от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; указ президента «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» от 26 октября 2020 г. Государственная программа развития Арктики – «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» — утверждена правительством 30 марта 2021 года.

Несмотря на значительное обновление нормативно-правовой базы и изменение подходов к процессу освоения и развития Арктической зоны, Ямал остается основным опорным регионом. Ямало-Ненецкий округ добивается наибольших успехов в привлечении инвестиций среди субъектов, входящих в состав Арктической зоны России — 72% инвестиций в российскую Арктику и 50% произведенной продукции арктических регионов приходится на ЯНАО.

Основными направлениями реализации стратегии развития Арктической зоны в Ямало-Ненецком автономном округе в части инфраструктуры также являются: развитие морского порта Сабетта с отгрузочными терминалами и морского судоходного канала в Обской губе; строительство железнодорожных магистралей Обская — Салехард — Надым — Пангоды — Новый Уренгой — Коротчаево и Обская — Бованенково – Сабетта.

Продолжается строительство нового терминала аэропорта в Новом Уренгое, начатое в конце прошлого год в формате государственно-частного партнерства. Согласно текущим планам, терминал может быть открыт уже к 2022 году, что позволит увеличить пропускную способность аэропорта и даже открыть международные направления.

В рамках Петербургского экономического форума (ПМЭФ) правительство Ямала заключило соглашение с банком «Открытие» о финансировании инфраструктурных проектов в регионе. Банк «Открытие» готов принять участие в проектах государственно-частного партнерства при строительстве водовода из поселка Харп в Лабытнанги, а «Балтийский лизинг» (дочерняя компания банка «Открытие») присоединится к проектам обновления парков городского транспорта.

Таким образом, формат государственно-частного партнерства становится довольно распространенным при реализации инфраструктурных проектов в ЯНАО, что позволяет в значительной мере снизить нагрузку на региональный бюджет. В дальнейшем сеть инвесторов планируется только расширять.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: