Передача регионам налога на прибыль как импульс к перестройке межбюджетных отношений


На мой взгляд, высказывание вологодского губернатора Олега Кувшинникова о полной передаче регионам налога на прибыль находится в русле уже запущенной дискуссии по поводу того, как должны выглядеть межбюджетные отношения в новом политическом цикле. На днях достаточно определенно высказался по этому поводу президент Татарстана Рустам Минниханов на Гайдаровском форуме, когда попросил федеральных министров по меньшей мере ничего не менять в течение следующих 5 лет в тех условиях работы регионов, которые сегодня созданы. Потому что главный риск для региональных финансов — это постоянная перемена правил игры, нестабильность условий, смена правил предоставления федеральных трансфертов, различного рода решения, которые принимаются без учета мнения местных властей.

Например, законопроект о централизации в бюджет одного процентного пункта от налога на прибыль, что обсуждалось еще в прошлом году (прим.ред. Минфин РФ принял решение в 2017 году перераспределить 1% от налога на прибыль от богатых регионов в пользу бедных. Сейчас из 20% налога на прибыль 2 процентных пункта идет в федеральный бюджет, а 18 процентных пунктов – в региональные). Поэтому высказывание вологодского губернатора, на мой взгляд, вполне укладывается в русло этой дискуссии.

Что касается конкретно этого предложения, трудно давать ему сейчас какую-то однозначную оценку. Его стоит рассматривать как стимул или импульс в обсуждении этой проблемы, перестройки межбюджетных отношений и поиску оптимальных решений. Здесь требуется очень точный расчет, чтобы данные меры не свелись к какому-то однократному действию. Думаю, передача регионам налога на прибыль если и даст какой-то эффект, то только в целом пакете предложений, которые прояснят, как расширившиеся на сегодняшний день естественные полномочия регионов (в том числе местных органов власти) обеспечить дополнительными и устойчивыми источниками финансирования.

Важно также провести тщательную ревизию эффективности налоговых льгот не только в центре России, но и в регионах, многие из них неэффективны. Их отмена могла бы укрепить те же региональные финансы. А что-то наоборот рекомендовать к использованию в регионах более интенсивно. Для этого нужно иметь представление о том, как компенсировать выпадающие расходы в субъектах Федерации. Все эти вещи требуют тщательного взвешенного подсчета и решения.

Кроме того, уже назрело решение вопроса о централизации и укрупнении огромного количества целевых трансфертов, субсидий и дотаций, которые предоставляются из центра бюджетам на местах. Но они, как правило, связаны с жестким целевым назначением, что не позволяет регионам иметь достаточную свободу маневра для распоряжения своими собственными средствами в расходной части бюджета. Данная проблема тоже назрела, ее нужно решать. Укрупнение статей, вокруг которых происходит передача трансфертов в регионы, тоже даст возможность местным властям более свободно и оперативно пользоваться своими возможностями.

Я думаю, что в данном случае губернатор Вологодской области прав в том, что не воздерживается от участия в дискуссии и высказал свою позицию. Что касается эффективности данной конкретной меры, здесь необходима серьезная проработка, потому что только к ней свести вопрос об исправлении текущих перекосов, конечно, не представляется возможным. Эта проблема шире и для ее решения потребуется целый комплекс мер и инструментов.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: