Вол­го­град по­лу­чил пра­во при­нять у себя игры Чем­пи­о­на­та мира по фут­бо­лу 2018 года, и это вы­зва­ло про­ти­во­ре­чи­вую ре­ак­цию: от без­удерж­ной ра­до­сти до «пора ва­лить». Зо­ло­тая се­ре­ди­на со­сто­ит в при­зна­нии того, что ЧМ-2018 – это шанс для го­ро­да. Но в чем он со­сто­ит? Толь­ко ли в пер­спек­ти­ве по­лу­чить фе­де­раль­ные сред­ства на го­род­ское раз­ви­тие? Сама по себе эта пер­спек­ти­ва – еще не за­лог пол­но­цен­но­го раз­ви­тия. Шанс в ко­рот­кий срок сде­лать Вол­го­град тер­ри­то­ри­ей, по-на­сто­я­ще­му ком­форт­ной для про­жи­ва­ния, бу­дет ре­а­ли­зо­ван при од­ном усло­вии: го­род­ское со­об­ще­ство за­ста­вит себя пе­рей­ти от част­но­го к об­ще­му.

Пре­жде все­го (и это важ­но) – у Вол­го­гра­да по­явил­ся осмыс­лен­ный го­ри­зонт стра­те­ги­че­ско­го пла­ни­ро­ва­ния. Ма­гия круг­лых цифр «Стра­те­гии-2020» непо­нят­на: что та­ко­го долж­но слу­чить­ся в этом году, по­че­му имен­но к это­му сро­ку у нас что-то долж­но из­ме­нить­ся и что имен­но? Стра­те­гия-2018 – это яс­ная цель: го­род дол­жен быть го­тов при­нять боль­шое ко­ли­че­ство лю­дей, при­чем не в ущерб соб­ствен­но­му на­се­ле­нию, без па­ра­ли­ча обы­ден­ной жиз­ни. При­чем сде­лать это надо не к 2018 году: гло­баль­ные строй­ки в го­род­ской чер­те мо­гут по­верг­нуть нас в транс­порт­ный кол­лапс зна­чи­тель­но рань­ше.

Ко­гда сто­и­ли ме­мо­ри­аль­ный ком­плекс Ма­ма­е­ва кур­га­на, гру­зо­ви­кам, ве­зу­щим бе­тон на строй­ку, было раз­ре­ше­но не оста­нав­ли­вать­ся на крас­ный свет. Се­год­ня это не сра­бо­та­ет. Кро­ме того, ре­ги­он не по­лу­чит та­кую под­не­воль­ную ра­бо­чую силу, как на стро­и­тель­стве пер­вой же­лез­ной до­ро­ги Ца­ри­цын-Ка­лач или Вол­го-Дон­ско­го ка­на­ла: ны­неш­ние стро­и­те­ли не бу­дут жить в ба­ра­ках и зем­лян­ках у кот­ло­ва­нов. А стро­ить пред­сто­ит мно­го. Зна­чит, ре­ше­ние и так боль­ных во­про­сов го­род­ской ло­ги­сти­ки нуж­но на­чи­нать бук­валь­но се­год­ня.

Есть со­блазн пой­ти по при­выч­но­му пути – рас­ши­рить го­род­ские до­ро­ги, на­при­мер, за счет тро­туа­ров и зе­ле­ных зон. Но это ни­че­го не ре­шит, мы уже зна­ем: в 2006 г. на пол­по­ло­сы рас­ши­ри­ли про­спект Ле­ни­на в цен­тре, но ско­рость дви­же­ния там не вы­рос­ла, про­сто ста­ло чуть-чуть про­ще при­пар­ко­вать­ся под зна­ком «оста­нов­ка за­пре­ще­на».

Что­бы уско­рить пе­ре­ме­ще­ние по го­ро­ду, нуж­ны нетри­ви­аль­ные ре­ше­ния на ос­но­ве, как уже ска­за­но выше, пе­ре­хо­да от част­но­го к об­ще­му: то есть раз­ви­тия об­ще­ствен­но­го (не обя­за­тель­но му­ни­ци­паль­но­го) транс­пор­та. Под­сче­ты слиш­ком ба­наль­ны: ав­то­бус с 70-ю пас­са­жи­ра­ми за­ни­ма­ет на до­ро­ге столь­ко же ме­ста, сколь­ко ав­то­мо­би­ли, ве­зу­щие дво­их-тро­их че­ло­век. Го­ро­ду при­дет­ся опре­де­лить­ся и с марш­рут­ны­ми так­си. Жа­ло­бы на то, что они все за­по­ло­ни­ли, но уехать невоз­мож­но, при­хо­дит­ся ехать стоя там, где мож­но толь­ко сидя, – это сви­де­тель­ство непро­ду­ман­ной ло­ги­ки сети, дуб­ли­ру­ю­щей му­ни­ци­паль­ный транс­порт там, где он есть, и от­сут­ству­ю­щей там, где нет во­об­ще ни­че­го.

В этом све­те пред­став­ля­ют­ся не та­ки­ми уж уто­пи­че­ски­ми про­ек­ты раз­ви­тия вод­но­го со­об­ще­ния меж­ду рай­о­на­ми Вол­го­гра­да (вод­ное марш­рут­ное так­си) и стро­и­тель­ства ка­нат­ной до­ро­ги Крас­но­ар­мей­ский рай­он – ост­ров Сар­пин­ский – Цен­траль­ный рай­он (с тре­тьей вет­кой на ле­вый бе­рег, но о ней чуть поз­же). Эти про­ек­ты – не фан­та­зия чи­нов­ни­ков, за ними сто­ят ре­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, го­то­вые вло­жить­ся при усло­вии по­мо­щи го­ро­да в вы­де­ле­нии зем­ли – не где по­лу­чит­ся, а в чет­ко вы­ве­рен­ных точ­ках.

Ин­ди­ви­ду­а­лизм остав­ля­ем ве­ло­си­пе­ди­стам, тем бо­лее, что за­прос на ве­ло­ин­фра­струк­ту­ру ста­но­вит­ся все бо­лее оче­вид­ным, и он дол­жен быть удо­вле­тво­рен, при­чем с хо­ро­шим за­па­сом.

Ком­плекс мер в ито­ге дол­жен при­ве­сти к тому, что об­ла­да­ние ав­то­мо­би­лем пе­ре­ста­нет быть усло­ви­ем жиз­ни в боль­шом го­ро­де. Сей­час без лич­но­го транс­пор­та не до­брать­ся ни на ра­бо­ту, ни к ме­сту от­ды­ха: что­бы по­си­деть на трав­ке или ис­ку­пать­ся в Вол­ге опять-таки нуж­на своя ма­ши­на. В ре­зуль­та­те мы име­ем ди­кий па­ра­докс: мо­ло­дежь по­ку­па­ет ма­ши­ны, не имея соб­ствен­но­го жи­лья. А ло­ги­ка про­стая: без ма­ши­ны не до­бе­решь­ся на ра­бо­ту, и чем же пла­тить за ипо­те­ку? Вы­вер­нуть эту си­сте­му при­о­ри­те­тов в пра­виль­ном на­прав­ле­нии мы мо­жем толь­ко од­ним спо­со­бом – раз­ви­ти­ем об­ще­ствен­но­го транс­пор­та.

Но не толь­ко транс­пор­та. До­ро­га – это не толь­ко соб­ствен­но дви­же­ние, но и оста­нов­ки в пути. Раз­ви­тие об­ще­ствен­ных мест для от­ды­ха – тоже важ­ней­шая часть обу­строй­ства ком­форт­но­го го­род­ско­го про­стран­ства. Пар­ки, скве­ры, пе­ше­ход­ные зоны для тор­гов­ли, куль­тур­но­го до­су­га – это и есть наши оста­нов­ки. И они нам тоже нуж­ны в зоне до­сту­па без лич­но­го ав­то­транс­пор­та. Тре­тья вет­ка ка­нат­ной до­ро­ги – от ост­ро­ва Сар­пин­ский на ле­вый бе­рег Вол­ги — от­кро­ет до­ступ к чи­стой воде и све­же­му от­ды­ху «без­ло­шад­ным» го­ро­жа­нам. Кста­ти, до­би­ра­ясь об­ще­ствен­ным транс­пор­том, люди при­ве­зут туда зна­чи­тель­но мень­ше му­со­ра, чем мож­но до­вез­ти на соб­ствен­ной ма­шине.

Же­лез­ная до­ро­га из по­ме­хи долж­на стать со­юз­ни­ком. И дело не толь­ко в раз­ви­тии пас­са­жир­ско­го со­об­ще­ния, но и в уча­стии ОАО «РЖД» в ре­ше­нии ин­фра­струк­тур­ных про­блем ре­ги­о­на. Про­хо­дя вдоль все­го го­ро­да, же­лез­ная до­ро­га со­зда­ет огра­ни­че­ния в по­пе­реч­ном дви­же­нии, но не сни­ма­ет на­груз­ки на ав­то­до­ро­ги от бес­ко­неч­но­го по­то­ка фур. На­при­мер, въезд в Вол­го­град со сто­ро­ны Ка­ла­ча весь­ма про­бле­ма­ти­чен из-за трех под­ряд пе­ре­ез­дов че­рез рель­сы. Об­ла­да­те­ли вне­до­рож­ни­ков осво­и­ли аль­тер­на­тив­ные пути – че­рез степь по до­ро­ге, ко­то­рую и до­ро­гой-то на­звать слож­но. Но путь об­хо­да про­бле­мы ими уже под­ска­зан. Оче­вид­но, что ре­ги­о­наль­ные вла­сти не за­ста­вят РЖД сфор­ми­ро­вать бо­лее при­ем­ле­мые для гру­зо­пе­ре­воз­чи­ков усло­вия, что­бы по­бу­дить ис­поль­зо­вать ва­го­ны вме­сто фур. Это за­да­ча фе­де­раль­но­го мас­шта­ба. Но если мы не бу­дем под­ни­мать этот во­прос у себя в ре­ги­оне, рас­счи­ты­вать, что он ре­шит­ся сам со­бой, не при­хо­дит­ся. Ру­ко­вод­ству ОАО «РЖД» мы долж­ны под­ска­зать спо­соб вклю­чить­ся в ре­ше­ние со­ци­аль­ных, ин­фра­струк­тур­ных про­блем ре­ги­о­на и стра­ны в це­лом не толь­ко на уровне спон­си­ро­ва­ния круп­ных ме­ро­при­я­тий.

Как ви­дим, фут­бол – это и по­вод, и сти­мул для обу­строй­ства ком­форт­ной го­род­ской сре­ды. Для того, что­бы это ста­ло ре­аль­но­стью, нуж­на не толь­ко по­ли­ти­че­ская воля вла­сти, но и доб­рая воля го­ро­жан, спо­соб­ных прий­ти к со­гла­сию по по­во­ду пре­ва­ли­ро­ва­ния об­ще­ствен­но­го ин­те­ре­са над лич­ным. Как пред­став­ля­ет­ся, Вол­го­град об­ла­да­ет до­ста­точ­но зре­лым го­род­ским со­об­ще­ством, что­бы к та­ко­му со­гла­сию прий­ти. 

Если вы на­шли ошиб­ку, по­жа­луй­ста, вы­де­ли­те фраг­мент тек­ста и на­жми­те Ctrl+Enter.

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: