Отдельным регионам нужны особые модели
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал недавно аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%).
Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Андрей Мазов:
— Можно было бы не только уточнить, но и радикально изменить или отменить муниципальный фильтр вообще. Дело в том, что основную часть депутатов составляют депутаты муниципальные, и практически везде они крайне подвержены влиянию главы района. Причем, несмотря на партийную принадлежность. Именно поэтому действующий глава региона в принципе имеет возможность не допускать неудобных соперников до выборов. Кроме этого, есть еще одни крайне негативный имиджевый эффект. Кандидаты, которые по тем или иным причинам не готовы участвовать в выборах, но хотели бы «попиариться», будут заявлять об участии, а потом обвинять власти, в том, что их не пустили на выборы, используя административный ресурс.
Что касается «особых моделей», которые могут действовать в отдельных регионах, то я считаю, что они вполне допустимы. У нас большая страна и в каждом регионе есть свои особенности, в каждом регионе разная ситуация по обеспечению безопасности граждан. Думаю, что вполне можно было бы прописать в законе, что в случае тех или иных чрезвычайных ситуаций, президент может назначать главу региона, скажем, сроком на 5 лет или на срок работы главы государства. Здесь лишь важно прописать те условия, при которых этот вариант является возможным.