Если дать главам нацреспублик особые полномочия — получим сепаратизм
Институт социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) обнародовал недавно аналитический доклад "Прямые выборы губернаторов и система сбора муниципальных подписей в 2012 году: влияние на развитие политической системы и направления совершенствования". Главными темами исследования стали возможные модели выборов глав национальных республик в составе РФ, а также досрочные прямые выборы глав ряда субъектов РФ и введение минимального порога явки (как условие повышения легитимности региональной власти).
Эксперты ИСЭПИ предложили четыре возможные модели избрания высших должностных лиц в национальных республиках России. Также авторы доклада предлагают подумать о снижении муниципального фильтра до 3-5% (сейчас от 7 до 10%), вернуть минимальный порог явки (35%).
Один из самых ярких пунктов доклада – предложение провести досрочные выборы губернаторов 31 региона в 2013-2015 годах. Институт обосновывает их необходимость тем, что региональная власть должна быть полностью сформирована до федеральных избирательных кампаний – думской (2016 год) и президентской (2018 год).
Андрей Махрин:
— Муниципальный фильтр в отдельных случаях задумывался для того, чтобы кандидат на пост главы региона мог свободно владеть темами, касающимися проблем региона, основ его жизнедеятельности. Необходимо это для того, чтобы не тратить много времени на уже посту губернатора для вникания в суть дела. Губернатору приходится трудно, если он не из конкретной области, куда его по старому законодательству мог направить президент. Так случилось, например, с губернатором Груздевым, который возглавил Тульский регион в непростой для него период. Конечно же, изначально Груздев владел информацией несколько поверхностно. Однако он и его команда придумали очень интересный ход — поездки по самым отдаленным уголкам области. Именно это и способствовало хорошему усвоению основ региона.
Что касается наделения особыми полномочиями некоторых глав регионов России, то это выглядит несколько странно, поскольку Россия — федеративное государство, а по Конституции РФ все субъекты у нас должны быть равны. Это касается и полномочий всех глав регионов. Если дать главам национальных республик особые полномочия, то может получиться местный сепаратизм, тогда вся суть федерального устройства просто уничтожится. Понятно, что все субъекты у нас все же не равны (территория, национальность, финансы), но необходимо стараться нивелировать эти различия.