Страх и ненависть в Татарстане: как прошел первый день с QR-кодами в транспорте


С сегодняшнего дня в общественном транспорте Татарстана начала работать система QR-кодов. Без сертификата о вакцинации или медотвода передвигаться теперь можно разве что на такси, цены на которое выросли вдвое. В СМИ и соцсетях сообщают, что из автобусов уже высадили около 1,5 тысячи пассажиров. Кроме того, участились случаи агрессии – на данный момент известно о двух нападениях на кондукторов. Собеседники РК уверены, что недостатки перекрывают положительный эффект от введения таких мер. В случае если их не отменят, в обществе в разы возрастет напряжение, которое может повлечь не очень приятные последствия.

QR-коллапс

Республика Татарстан первой в России ввела систему QR-кодов в общественном транспорте. С 22 ноября граждане, у которых нет кода о вакцинации от COVID-19 или медотвода, могут передвигаться только на такси, так как запрет распространяется на городской, межмуниципальный и пригородный общественный транспорт, в том числе на метро.

В городских автобусах QR-коды проверяют при посадке на остановке или при оплате проезда во время движения, в пригородных и межмуниципальных – при покупке билета, в метро – до турникета, пишет «Российская газета».

В часы пик к проверке кодов подключаются сотрудники ревизионной службы, а также полицейские.

Пассажирам без QR-кода, а также кондукторам, которые должны были проверить наличие сертификата, при проверке грозит штраф от 1 тысячи до 30 тысяч рублей, перевозчику – до 500 тысяч рублей.

Перевозчикам, если они ощутят серьезное падение выручки, власти пообещали выплатить субсидии, но пока, согласно публикациям в местных СМИ, пассажиропоток снизился не сильно.

Тем временем «Коммерсантъ» сообщает, что в первый день из-за отсутствия QR-кодов высадили около 1,5 тысячи пассажиров. Не обошлось и без инцидентов. В Казани произошла задержка трамвайных маршрутов из-за того, что один из пассажиров отказался показывать код и выходить из трамвая. Он вызвал полицию, утверждая, что действия контролера незаконны.

Маршрутный автобус №89 простоял на остановке почти 20 минут из-за отказа контролера работать, передает «Татар-информ». Пассажиров было очень много, по словам женщины, они кричали на нее, не давали спокойно работать, а некоторые отказывались показывать справки.

По данным «КП-Казань», в салоне автобуса №31 в столице республики непривитый пассажир распылил кондуктору в лицо перцовый баллончик.

Потасовка случилась и в метро: женщину не пустили со справкой о вакцинировании первым компонентом – и она устроила скандал.

Кондукторы жалуются не только на увеличившиеся грубость и хамство со стороны пассажиров, но и на сбои в программном обеспечении при проверке кодов.

Жители Казани в социальных сетях, в свою очередь, отмечают резко взлетевшие цены на такси – средняя цена поездки теперь составляет около 500 рублей.

Между тем в Омске, где анонсировали введение QR-кодов для транспорта с 20 ноября, от этой идеи отказались. Мера была анонсирована на заседании оперштаба, однако в указе губернатора о ней сказано не было. Кроме того, и. о. директора Департамента транспорта Вадим Кормилец заявил, что в ближайшем времени систему кодов вводить не будут, тем более что такого требования нет даже в законопроекте, внесенном в Госдуму.

Плохой пример

Telegram-канал «ВТП | ВТатарстанеПоймут» рассказывает об еще одном нападении на кондуктора. Произошло это в автобусе №43. Женщине сломали нос.

«По словам самой пострадавшей, нападавший пытался проехать по чужому проездному, а когда его попросили оплатить проезд, стал проявлять агрессию. В конце концов он ударил кондуктора в лицо, а сам поспешил скрыться», – говорится в публикации.

Авторы канала «Навстречу Трансферу» уже сейчас сделали вывод, что республика с организацией новой системы не справилась. Они также задаются вопросом, какую цену заплатил президент Татарстана Рустам Минниханов за то, «чтобы позволить себе стать регионом плохого примера».

«В этой истории очевиден след с законопроектом о губернаторах и их названиях. Владимир Путин в ближайшее время может оценить закон о QR в очень категоричной плоскости, чтобы дополнительно подчеркнуть статус президента и щелкнуть по носу тому, кто на это звание претендует», – добавляет канал.

Авторы «Землянки» считают, что QR-коды и ситуация с пандемией в целом сделали то, о чем несистемные оппозиционеры и мечтать не могли.

«В городах и регионах, где вводятся жесткие антиковидные ограничения, население переходит от скрытого недовольства к открытой агрессии. Нетрудно догадаться, какие последствия возможны в случае введения подобных мер в общефедеральном масштабе», – замечают авторы.

Они подчеркивают, что сегодня Татарстан на своем примере показал другим регионам, как делать не стоит.

Заместитель главного редактора издания «Коммерсантъ – Кубань» Андрей Гусий в своем Telegram-канале выразил мнение, что проверять QR-коды следует не в самом транспорте, а при входе в него. Таким образом, по мнению автора, удастся снизить и риски заражения коронавирусом, и агрессию.

«Но… Для этого нужно, в отличие от ж.-д. и авиа, значительное расширение штата, смещение графика движения транспорта, а деньги, как мы знаем, в системе общественного транспорта в городах тают на первоначальном этапе появления», – заключает Гусий.

Злость и возмущение 

Главный редактор журнала «Поистине» Руслан Айсин уверен, что введение QR-кодов на транспорте дискриминировало людей, увеличило напряжение в обществе и создало логистический хаос.

«Я считаю, что в России такого рода меры так или иначе впоследствии перейдут в режим шапкозакидательства. Судя по всему, этим все и закончится. В таком режиме системно трудно жить, это будет коллапс для города с населением свыше 1 млн человек. Каждый день так ломать логистику – этого не выдержит ни одна экономика, ни одно общество с этим смириться не сможет», – комментирует эксперт.

Айсин подчеркнул, что такая мера апробируется на республике, чтобы понять, можно ли вводить ее в других регионах России. Однако уже сейчас очевидно, что даже те люди, которые нейтрально относились к власти или были за нее, к мерам относятся негативно или даже радикально.

«Если власть так и будет продолжать ломать общество через колено, то могут последовать различные не очень приятные последствия», – добавляет Айсин.

Эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов рассказал РК, что введенными мерами в республике возмущены все: пассажиры из-за того, что без QR-кода невозможно добраться до места, кондукторы – потому что на них перекладывают ответственность как на физлицо, водители – из-за сбоев в расписании и рабочих планах, перевозчики – потому что несут ответственность как юрлицо.

«Люди разозлены и возмущены. Проблема еще и в том, что пункты вакцинации переполнены. Многие жители, особенно пенсионеры, не пользуются порталом госуслуг. Более того, некоторые даже понятия не имеют, что это такое. В МФЦ тоже огромные очереди, люди стоят по несколько часов, никакой социальной дистанции при этом нет», – дополняет Сулейманов.

По мнению эксперта, недостатки во много раз превышают положительный эффект. Тем более что идея – способствование вакцинации – не получила отклика, так как население не готово к введению обязательных прививок.

«Федеральный центр, видимо, занял выжидательную позицию и хочет посмотреть, какой результат дадут эти меры в Татарстане, какое влияние окажут на число заболевших, будет ли эффект. Есть расчет, что такая острая реакция будет у людей первые несколько дней, а потом они смирятся. Пока ситуация порождает волну возмущения действиями властей, хотя чего-то протестного, каких-то митингов не будет. Но возмущение в сознании людей, в Интернете просто повальное», – резюмирует Сулейманов.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: