Сокращение киосков в Екатеринбурге — это не «ночь длинных ковшей», а решение проблем эстетики городских улиц


Процесс сокращения числа объектов нестационарной торговли в Екатеринбурге  — это неоднозначная тема: здесь, с одной стороны, сталкиваются интересы малого бизнеса и рабочих мест и просто доступной мелкорозничной торговли продовольственными товарами, а с другой стороны, это проблема эстетического вида улиц городов. За последние 25 лет, начиная с 1990-х, когда появились первые киоски, напоминавшие порой то ли голубятни, то ли железные будки, в Екатеринбурге, наверное, с периодичностью раз в пять лет проходят подобного рода кампании. При этом обоснования у них разные. Зачастую это проговаривалось как борьба за эстетику городской среды, чтобы убрать эти страшные разноликие киоски. Кто-то говорил, что под этим была подоплека так или иначе подорвать бизнес всякого рода криминальных структур, которые зарабатывали в том числе на паленой водке.

Надо сказать, что за последние годы город в этом отношении так или иначе в порядок привели – киоски стали более благовидные, соответствующей стилистики. Параллельно идет другой процесс – формирование системы магазинов шаговой доступности, поэтому сказать, что в городе есть какой-то дефицит торговых точек, в том числе стационарных, конечно, нельзя. При этом остаются киоски, которые уже не соответствуют современным представлениям о благопристойном виде городской среды, и их, на мой взгляд, можно было бы убрать.

Еще лет 10 назад прошла кампания, в ходе которой уличные киоски стали заменять на более симпатичные и функциональные, когда появилось очень много цветочных магазинчиков. И в этом направлении власти всегда шли навстречу.

Еще одна проблема с киосками – то, что в городе они расположены неравномерно. Как правило, большая часть находится в центральных районах или в районе второго кольца, то есть в зонах, приближенных к центру, где высокий людской трафик. Если же взять окраины города, особенно кольцевые остановки общественного транспорта, то киосочной системы даже не хватает. Как мне показалось, глава города сегодня в прямом эфире на радио «Эхо Москвы» как раз об этом и говорил. Нынешняя политика в этом вопросе – это не «ночь длинных ковшей», как это было в Москве, это не какая-то кампания по моментальному внезапному сносу.

Надо отметить, что часть киосков была приведена в порядок еще в 2018 году в преддверии чемпионата мира по футболу. Тогда владельцы ларьков, выполняя требования властей, приняли достаточно серьезные меры по реконструкции или замене киосков. Мне кажется, что они за год даже не успели еще отыграть этот бизнес, поэтому и возникает трехлетняя пауза. По крайней мере, сегодня из слов администрации можно понять, что это не внезапная мера, не какая-то атака на киоски, а долговременная программа, в первую очередь решающая проблемы эстетики городских улиц, а также вопросы рассредоточения и доступности точек торговли по всему городу.

Насколько мне известно, недавно владельцев киосков собирали в администрации. По каким-то вопросам удалось договориться, по каким-то – нет, а по некоторым продолжаются дискуссии. Поэтому я бы не стал связывать диалог по данному вопросу с недавними событиями вокруг строительства храма. Более того, киосочное сообщество достаточно разрозненное, и ожидать от него какого-то коллективного массового протеста не приходится. Хотя я вполне допускаю, что чьи-то интересы будут так или иначе ущемлены, но это точно не вызовет волну недовольства горожан.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: