Осью электорального конфликта в Екатеринбурге стало противостояние двух крупнейших кланов Среднего Урала – «городской команды», объединяющей политиков, чиновников и бизнесменов, связанных с мэрией («коллективный Чернецкий»), и группы губернатора Куйвашева.

Кампания фактически началась еще в апреле с публичного противостояния двух потенциальных кандидатов в мэры – вице-губернатора Якова Силина и вице-мэра Александра Высокинского. Продвижение Силина проводилось с помощью «Программы «Столица» — PR-продукта, собранного из нескольких областных программ, предполагавших целевое финансирование Екатеринбурга в сфере благоустройства. Яков Силин был представлен как куратор развития областной столицы от губернатора, фактически претендовавший на функциональное замещение мэрии – кстати, подобная практика «губернаторских эмиссаров», подменявших муниципальных глав в деле управления бюджетными потоками из центра, уже была отработана в соседней Челябинской области в 2009-2011 годах. В то же время вся мощь PR-ресурса мэрии была брошена на раскрутку Александра Высокинского как главного публичного спикера от мэрии и куратора социального блока города.

Прочие потенциальные кандидаты: лидер фонда «Город без наркотиков» Евгений Ройзман, претендовавший на статус главного кандидата от несистемной оппозиции, и депутат Госдумы от «Справедливой России», инициатор масштабного проекта «Справедливое ЖКХ» Александр Бурков — еще не начали своих кампаний; их участие вообще было неочевидно. Электоральные рейтинги обоих к концу мая не превышали 10%.

К лету социология показала явный успех Силина (тотальная узнаваемость и выход на 20% электорального рейтинга) и неуспех Высокинского (рейтинг около 5%). В этот момент губернатор Куйвашев совершил самую, вероятно, важную ошибку кампании – под давлением полпредства и администрации президента пошел на мировую с мэрией, которая отказалась от выдвижения своего кандидата. Финансирование активной полевой работы в кампании Силина практически прекратилось.

Остается лишь гадать, входило ли дальнейшее развитие событий в изначальный план лидера «городской группы» В. Тунгусова или оно носило спонтанный характер – однако в течение лета Силин практически выпал из кампании, в отличие от Буркова и Ройзмана, явно начавших артподготовку перед наступлением. Александр Бурков провел целый ряд удачных атак на управляющие кампании города, добившись в ряде районов (особенно в Верх-Исетском и Кировском) перерасчета платежей за отопление и возвращения денег жителям. Евгений Ройзман, благодаря публичному конфликту между редактором «Знак.ком» Аксаной Пановой и губернатором Куйвашевым, постепенно превращался из обычного общественника в центральную фигуру «сопротивления гражданского общества бюрократической машине». Уже тогда стало очевидно, что и Бурков, и Ройзман устраивают «коллективного Тунгусова», хотя и меньше, чем Высокинский, но больше, чем Силин (имевший к тому же неосторожность заявить о вероятном увольнении Тунгусова).

К началу августа перспектива превращения спокойной «сингл»-кампании Силина в электоральную войну стала очевидна даже областным властям, столкнувшимся с проблемой смысловой переориентации кампании. Воевать с городом было больше невозможно – формально он оставался союзником – а для четкой мотивации особенно немногочисленного в Екатеринбурге лояльного избирателя необходимо было предоставить ему четкие причины поддержки кандидата от «партии власти». В результате же месседж кампании так и не претерпел особых изменений, обогатившись лишь идеей введения в последнее воскресенье августа «Дня пенсионера Свердловской области» — проекта хорошего, но явно недостаточного для расширения электората. Помимо этого, сама реализация «Дня пенсионера», возложенная на областной админресурс, оказалась неудовлетворительной – обещанные скидки для пенсионеров в торговых сетях либо отсутствовали, либо были крайне невелики.

Серьезной ошибкой стало разворачивание в последние недели масштабной кампании по контрпропаганде против Евгения Ройзмана, электорат которого либо уже знал и примирился с его криминальным прошлым, либо не видел в этом существенной помехи, либо пропускал мимо ушей любой «черный пиар». Фактически массированный «черный пиар» выполнил функцию мобилизации недисциплинированного электората Ройзмана, избавив от этой работы его штаб.

Итогом кампании стало лидерство Ройзмана среди избирателей среднего возраста и молодежи, Буркова – среди протестно настроенных пенсионеров, Силина – у большинства пенсионеров и бюджетников, традиционного лоялистского электората.

В то же время городская команда, успешно проведя своих кандидатов в городскую думу по большинству одномандатных округов, не сделала того, что от нее ожидалось, – не обеспечила мобилизацию муниципальных бюджетников и госслужащих пользу Силина.

После 8 сентября конфликт города и области приобретет системный характер – В. Тунгусов получил большинство мандатов Гордумы и в принципе не противоречащего его интересам мэра, а Е. Куйвашев, проведя через «Справедливую Россию» и «Партию пенсионеров» ряд своих депутатов, сможет регулярно создавать проблемные ситуации «тунгусовскому большинству» в думе.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: