«Большой Екатеринбург» может сыграть свою роль в модернизации всего региона
В декабре свердловские муниципалитеты подпишут соглашение по формированию агломерации «Большой Екатеринбург». Договоренность об этом достигнута на встрече с губернатором Евгением Куйвашевым. В первую очередь власти намерены сформировать единый генплан агломерации, однако, подчеркивают, что не собираются присоединять города-спутники к Екатеринбургу. Сами муниципалитеты считают, что название будущей агломерации «ущемляет всех остальных участников».
«Вопросы градостроительства — первоочередные, их решение позволит сформировать техническое задание и «дорожную карту» реализации проекта. Сегодня границы жилых районов муниципальных образований практически вплотную расположены друг к другу, в этих условиях вопросы инфраструктурного взаимодействия между муниципалитетами приобретают особое значение»,— отметил губернатор, пишет «Коммерсантъ».
Илья Гращенков:
— Население Екатеринбурга – это почти 1,5 млн. человек, а население Арамили, Березовского, Верхней Пышмы и Среднеуральска вместе – около 160 тыс. человек. Даже Дегтярск, Белоярский и Сысерть – это еще 80 тыс. Так что речь идет о проекте моноцентрической системы – это когда более крупный мегаполис поглощает маленькие города.
Пример подобной агломерации – это Волгоград, но там почти треть населения составляет город Волжский и де-юре, он является самостоятельным муниципалитетом.
Образование городских агломераций, процесс урбанизации, полезен для столицы Урала. Прежде всего, с экономической точки зрения. Все перечисленные выше города – это урбанизированные территории, население не занято в сельском хозяйстве, а значит задействовано в сфере промышленного производства и услуг, что позволит повысить эффект использования трудовых ресурсов.
«Большой Екатеринбург» может сыграть свою роль в модернизации всего региона. Государство может помочь формированию агломераций, вкладывая ресурсы в инфраструктурные проекты, стимулируя интеграцию экономики и рынков труда близлежащих городов. Для этого не нужно объединять муниципалитеты в некую административную «агломерацию», требуется только снизить барьеры, мешающие экономической интеграции. К сожалению, в России само государство создает барьеры для формирующихся агломераций, жестко предписывая муниципалитетам ограниченный круг полномочий и тем самым ограничивая свободу развития. Нужны горизонтальные связи для принятия согласованных решений по развитию территории.
Однако вместо этого выбрано простейшее решение — государственное «строительство» агломерации. По сути, эта идея не особо далеко ушла от системы «кластеров», особых экономических зон и прочих гомункулусов. В проекте «Большого Екатеринбурга» присутствуют разумные меры — рост инвестиций в инфраструктуру для облегчения трудовых миграций и снижения издержек бизнеса, но, похоже, что доминирует в них «административный драйвер».