Необходимость реформирования финансовой системы никоим образом не оправдывает бездеятельность губернаторов
Губернатор Валерий Радаев предложил на коллегии при главе администрации Саратова "выбраться из финансово-экономического "капкана", в котором находится сейчас область и город". Глава Саратова Олег Грищенко возразил, что без изменения в федеральном законодательстве — не выбраться, передает корреспондент ИА REGNUM.
По поводу "капкана" глава города Олег Грищенко заявил следующее: "В прошлом году мы собрали 72 млрд рублей налогов, в целом по области собрано более 100 млрд. Но большая часть этих денег ушла в федеральный бюджет. Депутаты городской думы неоднократно обращались по этому вопросу в вышестоящие органы власти. Везде поднимается эта проблематика недофинансирования, ведь на исполнение своих полномочий городу остается лишь немногим более 40% от необходимой суммы, причем, в других муниципальных образованиях области ситуация еще хуже. Чтобы решить бюджетные вопросы, необходимы изменения в федеральном законодательстве".
Радаев констатировал: "Дефицита в плане финансирования по текущим бюджетам у нас нет, что касается бюджета развития — вот здесь огромный дефицит. Наша главная задача — найти те источники, которые будут нам помогать развиваться и решать основные проблемы".
Сергей Смирнов:
— Ситуация в разных регионах очень отличается. Я знаю, что, действительно, экономика Саратовской области не блестящая. Но, тем не менее, по-моему, сейчас часть региональных лидеров пытается воспроизвести события почти четверть вековой давности, а именно – идею регионального хозрасчета. Кстати сказать, тогда Александр Петрович Починок был сторонником этой идеи для Челябинской области. Вы, мол, нам отдайте все, что вы можете, так называемый котловой метод, а мы будем сами решать свои проблемы, а какую-то фиксированную ставку, без разделения по видам налогов, насколько я помню, мы отдадим федеральному центру на решение задач обороны, силовых структур и других тогда общесоюзных, а теперь общероссийских вопросов.
Мне кажется, что когда мы заводим речь о реформировании финансовой системы, можно спорить о конкретных ставках, о величинах отчислений, сколько забирать будет федеральный бюджет, но это никоим образом не оправдывает в определенной мере бездеятельность губернаторов. У глав регионов, на самом деле, существует достаточно много рычагов для того, чтобы привлекать в регион инвесторов, так пусть создают благоприятный климат.
Возьмите ту же самую нашу приснопамятную Калужскую область, которая везде фигурирует, она тоже была совершенно не блестящая область, но, тем не менее, она сейчас укрепляет свои позиции в межрегиональном рейтинге, потому что губернатор стал проводить активную экономическую политику, привлекать в регион инвесторов и т.д. А это значит, что растет масса налоговых отчислений, и сколько бы ни забирал федеральный центр, все равно с региона лишнего он не возьмет.
Это простая арифметика. У тебя была налоговая база – 100 рублей, например, ты 75 рублей перечислил федеральному центру, 25 рублей оставил себе. Увеличил экономическую активность на территории региона, получил дохода в бюджет 200 рублей и по той же ставке получил уже не 25 рублей, а 50. То есть многие вопросы упираются не просто в изменение вот этих ставок, о которых можно спорить, сколько в ту экономическую политику, которая проводится в регионах. В самом деле, вот почему Саратовский авиационный завод умер, например, а в Самаре это все-таки как-то сохранилось и приносит доход в региональный бюджет? Так что, на мой взгляд, это палка о двух концах, потому что, если мы будем обсуждать только эту проблему, не говоря о том, как развивать те или иные регионы, то, мне кажется, тут есть очень большой вопрос.
В этом есть еще второй момент, который связан с политикой федерального центра, а именно – выбор точек будущего роста. Я не говорю про сочинскую олимпиаду, это уже проехали и не отменишь, но почему, собственно говоря, федеральное правительство не может выбрать какие-то регионы и реализовать там при государственном содействии какие-то проекты? А эти проекты достаточно специфические, те же Сочи, тот же самый АТЭС, восстановление экономики Чечни, я понимаю, это нужно было сделать, тот же самый чемпионат мира по футболу. Почему опять же инвестиции пойдут в Новую Москву, а не куда-то еще? Вот здесь, конечно, имеет смысл обвинять федеральный центр, но не с точки зрения того, сколько он себе забирает, а с точки зрения того, что он должен проводить осознанную региональную политику, а вот этого у нас в стране, к сожалению, нет.