Качественное управление и поддержка властей: как удалось за короткий срок вывести АвтоВАЗ из кризиса


АвтоВАЗ вышел на докризисные объемы реализации и продал в августе более 18 тысяч автомобилей. Эффективными оказались региональные меры поддержки для обеспечения полноценной работы завода. Благодаря им в том числе удалось сохранить трудовой коллектив предприятия. Эксперты РК считают, что власти региона продемонстрировали ответственный государственный и системный подход к решению проблемы, а то, как быстро удалось выйти из кризиса, говорит о качественно новом уровне управления в Самарской области.

Докризисные объемы

В августе 2022 года АвтоВАЗ продал более 18 тысяч легковых и легких коммерческих моделей Lada, сообщили в пресс-службе компании. Это в 1,8 раза (75,2%) больше, чем в июле этого года. Отмечается, что в августе продавались только Lada Granta и Niva, тем не менее почти удалось достичь уровня продаж 2021 года, когда выпускалась линейка из пяти моделей.

Президент компании Максим Соколов подчеркнул, что АвтоВАЗ вышел на докризисные объемы реализации. По его мнению, этого удалось достичь в том числе благодаря программам льготного кредитования, которые были запущены Минпромторгом России.

Популярностью у россиян пользуется Lada Granta. В августе было продано 11,5 тысячи таких автомобилей (это на 77% выше, чем в июле). Продажи Lada Niva Legend составили почти 1,8 тысячи единиц (на 185% выше, чем в июле).

После начала спецоперации АвтоВАЗ испытывал трудности из-за нехватки иностранных комплектующих, но в июне производство возобновилось. С 29 августа и вовсе все предприятия и дочерние компании АвтоВАЗа перешли на режим полной пятидневной рабочей недели. При этом в автосборочном комплексе АвтоВАЗа в Тольятти введена шестидневная рабочая неделя со скользящим выходным, сообщал РБК. По словам Максима Соколова, с начала осени будет также открыт дополнительный набор персонала на сборочные линии в Тольятти. В планах предприятия в связи с высоким спросом увеличить темпы производства Lada Granta до 50, а Lada Niva – до 38 машин в час. Сегодня же Telegram-канал «Московские новости» сообщил, что «Яндекс» попросил АвтоВАЗ о поставках автомобилей для такси.

«Автомобили Lada эффективно используются в «Яндекс.Такси» и зарекомендовали себя как надежные машины, написал директор по развитию бизнеса «Яндекса» Иван Запольский. Для обновления автопарка «Яндексу» ежегодно нужно 50 тысяч машин», – говорится в публикации.

Ранее также сообщалось, что ав­то­мо­би­ли с элек­трон­ной ан­тиб­ло­ки­ро­воч­ной си­сте­мой тор­мо­зов (ABS) долж­ны вер­нуть­ся на кон­вей­ер в 2023 году, а с конца августа 2022-го возобновлена поставка автомобилей Lada с подушками безопасности.

Аналитики АПЭК обращали внимание на то, что воз­вра­ще­ние к при­выч­ным тем­пам про­из­вод­ства – это успех совместной работы руководства завода и региональной власти. Существенное влияние на развитие ситуации оказал губернатор Самарской области Дмитрий Азаров. В первую очередь эффект дали региональные меры поддержки по обеспечению полноценной работы завода. Например, при помощи губернатора была создана возможность временных работ для сотрудников завода, организованы про­фес­си­о­наль­но­е обу­че­ние и получение до­пол­ни­тель­но­го про­фес­си­о­наль­но­го об­ра­зо­ва­ния. Кроме того, глава региона проводил регулярные встречи с трудовым коллективом, что позволило лично контролировать исполнение соцобязательств перед сотрудниками завода. Напомним, ранее стало известно, что АвтоВАЗ смог удержать уровень заработной платы на прошлогоднем уровне, несмотря на приостановку производства весной этого года и в начале лета. Средняя зарплата на предприятии Lada в Тольятти составляет сейчас 47 832 рубля, в 2021 году она была 47 148 рублей. Помимо этого Азаров активно поднимал проблемы завода на федеральном уровне. Эффективным оказалось и взаимодействие правительства Самарской области и руководства завода.

Новый уровень управления

Политолог Вадим Сипров рассказывает, что причин стабилизации производства на АвтоВАЗе и выхода из кризиса несколько, в том числе выравнивание экономической ситуации в стране, переход к выпуску автомобилей в упрощенной комплектации и реализация регионального антикризисного пакета. Последняя мера позволила сохранить трудовой коллектив крупнейшей в Самарской области производственной площадки.

«Сейчас, когда производственный кризис миновал, можно сказать, что региональные власти в сложной для предприятия ситуации продемонстрировали ответственный государственный и системный подход к решению проблемы. Из наиболее заметных направлений работы власти следует выделить социальный блок, в частности временное трудоустройство работников АвтоВАЗа, и комплекс мер по господдержке предприятия», – поясняет эксперт.

Политолог также напомнил, что Азаров и Соколов в июне рассказали о трудностях и предложили пути решения президенту РФ, в результате проблема предприятия перестала быть региональной и вышла на федеральный уровень.

«Безусловно, прошедший кризис не единственный в истории тольяттинского автозавода, но то, как быстро его удалось преодолеть, свидетельствует о качественно новом уровне управления и на самом АвтоВАЗе, и в Самарской области», – подытоживает Сипров.

Виктор Полянский считает, что самарские власти провели эффективную и достойную положительной оценки работу по решению вопроса с приостановкой деятельности АвтоВАЗа.

«Результат – рост объема продаж в августе – показывает востребованность автомобилей. Когда я узнал итоги работы за последнее время, понял, что по крайней мере импортозамещение на заводе может состояться. И менеджмент предприятия, и непосредственно работники готовы трудиться в таких сложных условиях. Нужно развивать эту тенденцию», – комментирует Полянский.

По мнению эксперта, у Азарова есть ресурс, способный дать уверенность в стабильном будущем Самарской области, и можно рассчитывать на дальнейшее развитие, причем не только АвтоВАЗа, но и всех сфер.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: