Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Самарская область

Самарская область
О регионе

Самарская область – субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа.

Образована 14 мая 1928 года как Средневолжская область. В 1929 году переименована в Средневолжский край, в 1935 году — в Куйбышевский край. В период с 1936 года по 1990 год называлась Куйбышевской областью.

Административный центр — город Самара.

Губернатор области (глава Администрации) – Меркушкин Николай Иванович

География, население

Самарская область расположена в Среднем Поволжье и входит в состав Приволжского федерального округа. Самарская область, граничащая с Ульяновской, Саратовской, Оренбургской областями и Республикой Татарстан, занимает выгодное транспортно-географическое положение. На ее территории крупнейшая водная артерия страны Волга пересекается с железнодорожной магистралью, соединяющей центр и юг страны с Уралом, Сибирью, Средней Азией и Казахстаном.

Площадь области 53, 6 тысяч км. Протяженность области от северной до южной границы - 335 км. И 315 км - с запада на восток.Большая часть территории области (91.2%) располагается на левом берегу Волги. В пределах области расположены Куйбышевское и Саратовское водохранилища. Правобережье является возвышенным районом, сюда входят Приволжская возвышенность с Жигулевскими горами. Левобережье по характеру рельефа делится на низменное, высокое и сыртовое Заволжье.

Будучи лесостепным по характеру краем, Самарская область на севере покрыта хвойными и широколиственными лесами, а ее юг и восток занимают преимущественно степные районы. Крупнейшим горным массивом области являются Жигулевские горы.

В области расположены, национальный парк "Самарская Лука" и Жигулевский государственный заповедник им. И. И. Спрыгина, заповедник "Бузулукский бор" и т. д. В области водятся лоси, олени, кабаны, косули, волки, зайцы, лисы, барсуки, десятки пород птиц, рыб и насекомых, растут уникальные, нигде больше не встречающиеся, растения.
По предварительным данным переписи населения 2002 года на территории Самарской области проживает 3243,1 тыс. человек, что составляет 2,24% от численности населения России. Перепись показала, что Самарская область занимает двенадцатое место в России по численности населения.

Благодаря достаточно высокому уровню жизни населения Самарская область является миграционно привлекательным регионом России. За годы, прошедшие после переписи населения 1989 года,численность постоянного населения Самарской области увеличилась почтина 17 тыс. человек или на 0,5%.Это увеличение происходило благодаря компенсации естественной убыли населения миграционными потоками, в основном – за счет русскоязычного населения из республик СНГ и Балтии.

Преобладающая часть городского населения Самарской области (82%) проживает в городах с численностью населения более 100 тыс.жителей.
58 процентов жителей области проживает в городах Самаре (36%) и Тольятти (22%). На долю остальных городов приходится 18,6 процентов населения. Самыми малочисленными являются города Октябрьск и Похвистнево (по 0,9%).

На долю административных районов Самарской области приходится 23,3% жителей области. Самыми многочисленными являются Волжский, Красноярский, Кинель-Черкасский и Сергиевский районы. За межпереписной период сокращение числа жителей произошло в 14-ти административных районах области. В 13-ти районах области численность населения за этот же период времени возросла.

Любопытными оказались данные по малым и средним городам Самарского региона, где перепись зафиксировала увеличение численности населения - в Кинеле – на 8,8 %, Жигулевске на – 5,5%, Похвистнево – на 4,8 %, Новокуйбышевске и Отрадном – на 2,4%, Сызрани на – 2,3%, хотя еще несколько лет назад провинциальные города, так же как и села, называли «вымирающими». Сейчас они являются наиболее привлекательными по сравнению с городами миллионерами и зонами промышленного и жилищного строительства. Это объясняется как экологическими предпочтениями, так и развитием хорошо налаженной связи.

Согласно итогам переписи процесс урбанизации, столь мощный во второй половине XX века, не только не развивается, но и начинает движение вспять. В целом по России количество горожан уменьшилось на 0,1%. Доля городского населения Самарской области в 1989 году составляла 80,5 %, в 2002 году - 80,6 %. По прогнозам экспертов ООН к 2007 году сельское и городское население Земли впервые в истории будет одинаковым по численности. За последнее десятилетие численность населения в г. Самаре сократилась на 5,2%.

Но в знаменитом на всю Россию автограде г. Тольяттивсе жеотмечен наибольший среди населенных пунктов Самарской области прирост населения - 11,7 %.

Не очень оптимистично выглядит соотношение мужского и женского населения – на 100 самарцев у нас приходится 116 самарчанок.Во всех городах и районах нашейобласти, как и в России в целом,сохраняетсяхарактерное преобладание численности женщин (54%) над численностью мужчин, кроме Волжского района, где доля мужчин в общей численности населения составляет более половины (51,4%).

Область весьма многонациональна по своему этническому составу. Большинство населения составляют русские - 83,4%. Другие национальности выглядят следующим образом: татары - 3,6%, мордва - 3,6%, чуваши - 3,6%, украинцы - 2,5%, белорусы - 0,6%, казахи - 0,4%, евреи - 0,4%, немцы - 0,3%, башкиры - 0,2%, марийцы - 0,1%, представители других национальностей - 1,3%. В настоящее время активно идет процесс возрождения казачества - первых вольных российских поселенцев на этой земле.

Во исполнение указанного закона в Самарской области в 2005 году были образованы и утверждены границы 292 сельских и 12 городских поселений со статусом муниципального образования. Одновременно были утверждены границы 10 городских округов и 27 муниципальных районов.

Власть

Губернатор области (глава Администрации) – Николай Иванович Меркушкин, вступил в должность 12 мая 2012 года. Основной закон субъекта федерации – Устав Самарской области, принят 5 декабря 2006 года.

Высшим органом законодательной власти является Самарская Губернская дума.

Верховным исполнительным органом области является Правительство Самарской области.

Итоги выборов в регионе:

Выборы Президента Российской Федерации

2004 г.:

Глазьев Сергей Юрьевич – 4.68%

Малышкин Олег Александрович – 2.35%

Миронов Сергей Михайлович – 0.96%

Путин Владимир Владимирович – 63,27%

Хакамада Ирина Муцуовна – 4.31%

Харитонов Николай Михайлович – 19.13%

Против всех – 4.17%

2008 г.:

Богданов Андрей Владимирович – 1.28%

Жириновский Владимир Вольфович – 10.79%

Зюганов Геннадий Андреевич – 22.63%

Медведев Дмитрий Анатольевич – 64.08%

2012 г.:

Жириновский Владимир Вольфович – 7.56%

Зюганов Геннадий Андреевич – 20,55%

Миронов Сергей Михайлович – 3.94%

Прохоров Михаил Дмитриевич – 8.05%

Путин Владимир Владимирович – 58.56%

Выборы в Государственную Думу

2003 г.:

"Политическая партия "Единая Россия" – 32.6%

"Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)" – 17.4%

"ЛДПР" – 13.5%

"Родина" (народно-патриотический союз)" – 8,1%

2007 г.:

«Единая Россия» – 56.08%

«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 16.88%

«Справедливая Россия» – 9.05%

«ЛДПР» – 9,37%

2011 г.:

«Единая Россия» – 39.37%

«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 23.13%

«Справедливая Россия» – 14.19%

ЛДПР – 15.72%

«Яблоко» – 3.96%

Значимые исторические события

18 июня 1391 года на реке Кондурче состоялась грандиозная битва самаркандского эмира Тамерлана и Тохтамыша, фактически они бились за верховную власть над востоком — Средней Азией и Поволжьем.

В начале XVI века на среднюю Волгу стали переселяться люди в поисках лучшей доли и свободы, так начала складываться волжская вольница. До сих пор в топонимах Самары и Самарской Луки жива память о них — Ермаково на Самарской Луке (Ермакова поляна), Кольцово (в честь Ивана Кольцо), Барбашина (Барбошина) Поляна (ныне поляна Фрунзе в черте Самары), сохранившая память о соратнике Ермака Богдане Барбоше. Память о тех временах хранят также название горы Стрельной, самой высокой горы Жигулей, дозорного поста казаков.

Во второй половине XVI века здесь начало складываться волжское казачество, так как часть волжской вольницы согласилась служить царю.

В 1582 на Барбошиной Поляне (ныне Поляна Фрунзе в черте Самары) произошла историческая встреча всех атаманов казацкой вольницы с купцами Строгановыми. Иван Кольцо, Ермак, Богдан Барбоша и многие другие именно отсюда, с Барбашиной Поляны, отправились в свой знаменитый поход на Сибирь.

В XVI же веке появляются основные села Самарской Луки — Усолье, Переволоки, Жигули, Рождествено, и другие. В XVI же веке Москва стала бороться за присоединение Поволжья к России, и после взятия Казани в 1552 году на территории будущей Самарской области была построена (по другим сведениям, поновлена) крепость Самара (1586).

В XVII веке Самара четырежды отбивает нападения кочевников — ногайцев и калмыков.

В конце века для защиты от их нападений строятся крепость Сызрань (1683) и Сызранская засечная черта. Память о тех временах сохранилась также в таких топонимах, как Гранный, Рубёжный, Яицкий, Кряж, река Татьёша (от слова "тать", ныне Татьянка), Рубленый Бугор.

В Смутное время Самара играла совершенно исключительную роль. Астрахань была занята отступавшими вместе с Мариной Мнишек войсками Заруцкого, Саратов и Царицын разрушены, и Самара была последней русской крепостью на юго-востоке. Через нее проходили все войска, отсюда шли приказы, а после освобождения Астрахани вся торговля с Хивой и Бухарой пошла через Самару.

В 1670 году в Самару вошли войска Степана Разина. До сих пор на Самарской Луке стоят утес Шелудяк (названный в память об одном из его атаманов Фёдоре Шелудяке) и утес Степана Разина, есть несколько пещер Степана Разина, где, по преданию, зарыты его сокровища, которые до сих пор так и не удалось разыскать.

В 1689 году крепость Самару переименовывают в город. Постепенно, благодаря необычайно выгодному географическому положению, Самара превращается в крупный торговый центр на Волге.

В начале XVIII века Поволжье привлекает пристальное внимание Петра I. По его распоряжению строятся Алексеевск (назван в честь царевича Алексея, ныне село Алексеевка Кинельского района, 1700) и Сергиевск (1702). На Самарской Луке (гора Серная) и в районе Сергиевска по приказу Петра начинается промышленная добыча серы.

Сам Пётр посещает край в 1703 году.

В XVIII веке строится также Новая Закамская оборонительная линия от Алексеевска через Красный Яр, Сергиевск, Крепость-Кондурчу и Черемшан до реки Кичуй.

В 1737 году Василий Никитич Татищев, блестящий администратор и ученый, соратник Петра, строит Ставрополь (город Святого Креста)-на-Волге (ныне Тольятти). Город был назван так потому, что сюда переселили калмыков, часть которых приняла православие. Но из эксперимента по превращению кочевников в пахарей ничего не вышло, и позже калмыки ушли от Ставрополя.

В 1767 году Екатерина II путешествует по Волге, посещает Самару и дарит Григорию Орлову всю Самарскую Луку. В 1773 Самара открыла ворота перед войском Емельяна Пугачева, встречая его с колокольным звоном как освободителя. Самара стала первым городом, открыто поддержавшим Пугачева.

В 1774 году Самару и Алексеевск берут правительственные войска, с которыми находятся П.Гринёв, прототип Гринёва из "Капитанской дочки", и молодой поэт Гавриил Романович Державин. Позже Александр Сергеевич Пушкин проедет через этот край, собирая легенды и рассказы о пугачевском восстании.

В 1851 году создается Самарская губерния. К этому времени в Самарской губернии собиралось пшеницы больше, чем где бы то ни было в России. В Самаре были крупнейшие мукомольные предприятия России, через Самарскую хлебную биржу российский хлеб имел выход на европейские рынки. Активно развивались пароходства и рыбная ловля, торговля колониальными и мануфактурными товарами.

В области в XIX — начале XX века бывали и работали Илья Репин, Василий Суриков, Иван Айвазовский, Фёдор Васильев, Лев Толстой, Алексей Толстой, Максим Горький, Николай Гарин-Михайловский. В это же время в Самаре зарождался ленинизм. В области долго жила семья Ульяновых (Алакаевка, Самара), началась деятельность Владимира Ильича Ленина, как на юридическом поприще, так и на революционном.

Здесь работали Глеб Максимилианович Кржижановский, Валерьян Владимирович Куйбышев, Марк Тимофеевич Елизаров. Состоялось несколько революционных выступлений рабочих крупнейших заводов губернии.

Октябрьская Революция в Самаре совершилась без единого выстрела, но в 1918 город заняли войска городских повстанцев и "белочехов", чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. В городе власть перешла к КОМУЧу - комитету членов учредительного собрания, который выступал за восстановление демократии в России.

Советская власть в губернском городе была восстановлена в ноябре 1918 войсками Василия Ивановича Чапаева и Гаи Дмитриевича Гая.
В 1919 году на Самару наступала армия адмирала Колчака, но не смогла взять город. Укреплением Самары занимался Дмитрий Михайлович Карбышев, а первой армией Восточного фронта командовал Михаил Николаевич Тухачевский.

В 1920-е годы с Самарской областью связана деятельность Ярослава Гашека, Владимира Маяковского, Александра Неверова, Кузьмы Петрова-Водкина и многих других выдающихся людей. В Самарской области родились и работали известные поэты той поры Александр Ширяевец, написавший страшный, трагичный "Мужикослов", высоко ценившийся Есениным, и Степан Скиталец (Петров), романист Артём Весёлый ("Россия, кровью умытая").
В 20-е годы XX века область пережила страшную засуху и страшный голодный год, погубивший много крестьян.

В годы войны область стала одним из центров оборонной промышленности страны — в 1941 году был запущен НПЗ в Сызрани, обеспечивавший армию горючим, в Куйбышев из Москвы и Воронежа были эвакуированы авиационные заводы, наладившие выпуск истребителей Ил-2.

В 1942 через Сызрань прошла т. н. Волжская рокада — железная дорога, использовавшаяся для снабжения советских войск в ходе Сталинградской битвы.
В 1941-1943 в Куйбышеве размещались дипломатические миссии иностранных государств, в 1941 году существовали планы переноса столицы СССР в Куйбышев в случае захвата немецкими войсками Москвы.

Самара стала запасной столицей — сюда были эвакуированы правительственные органы во главе с Михаилом Ивановичем Калининым, часть военных управлений, Наркомат иностранных дел, весь дипломатический корпус — 20 посольств и миссий. Специально для Сталина в Самаре был построен уникальный подземный бункер, прекрасно сохранившийся до наших дней. Теперь он доступен для посещения как музейный объект. Сюда же эвакуировали труппу Большого Театра, здесь в эвакуации жили Дмитрий Шостакович, Илья Эренбург, Всеволод Иванов, Валентин Катаев. В Самару же эвакуировали крупнейшие оборонные заводы, дававшие продукцию для фронта. Всей стране известны имена легендарной летчицы Ольги Санфировой и летчика Вадима Фатеева.

В 1950-1960-х годах область была одним из ведущих центров нефтедобычи в СССР, в 1945-1951 для переработки нефти были построены Куйбышевский и Новокуйбышевский НПЗ.

Параллельно было возобновлено строительство Жигулевской ГЭС, которая была запущена в 1955 году. В связи со строительством ГЭС был затоплен город Ставрополь, и отстроен на новом месте, позднее он получил имя — Тольятти. В дальнейшем созданная во время сооружения ГЭС строительная база использовалась для создания в Тольятти серии других промышленных предприятий — завода минеральных удобрений КуйбышевАзот и завода синтетического каучука (1964-1966), Волжского автозавода (1970) и крупнейшего в стране и в мире производителя аммиака комбината ТольяттиАзот (1979).

В областном центре в эти же годы было расширено авиационное производство и начат выпуск самого массового советского пассажирского среднемагистрального самолета Ту-154, выполнялись заказы в рамках советской ракетно-космической программы ("Прогресс"). Резко выросшая потребность в квалифицированном инженерном персонале привела к развитию в области высшего образования, в основном технического профиля. В то же время бурный рост промышленности и приток большого числа молодого населения из других регионов страны (в 1939-1990 гг. население области выросло более чем вдвое) создал большую нагрузку на социальную инфраструктуру, которая развивалась намного медленнее.

Например, население Самары уже в конце 1960-х годов превысило 1 млн жителей и по советским стандартам город получил право претендовать на метро, однако Самарский метрополитен был открыт только в 1987. В Тольятти, население которого в конце 1980-х превышало 600 тыс. жителей, высшее образование было представлено только Политехническим институтом, хотя промышленное развитие города к этому времени фактически закончилось.

В постсоветский период Самарская область благодаря накопленному экономическому потенциалу и сформировавшимся местным элитам стала одним из экономических и политических субцентров страны, в крупнейших городах области (Самаре и Тольятти) начала активно развиваться сфера услуг.
С середины 2000-х годов уровень экономической и политической самостоятельности региона сильно сократился.

Промышленность

Самарская область имеет развитую экономику. Валовой региональный продукт составляет почти 690 млрд. рублей. Темпы развития региона существенно превышают рост мировой экономики (почти 105%), а также российской (104%) и европейской (около 102%). Позитивная динамика достигнута во всех отраслях промышленного производства, индекс которого составляет 112%. Обрабатывающие предприятия приносят около 67%, добывающие - 6,3% ВРП. Согласно статистическим данным, ежегодный оборот товаров собственного производства в регионе составляет около 1,5 трлн. рублей.

В промышленности Самарской области работает почти 400 крупных и средних предприятий. Наиболее развитыми являются машиностроительная и металлообрабатывающая отрасли, цветная металлургия. В регионе находится крупнейший производитель автомобилей- "АвтоВАЗ" (Тольятти), на долю которого приходится свыше 70% отечественного авторынка. Кроме того, важными производствами являются: "Электрощит" (электротехническое оборудование), "Стангидромаш" (токарные станки), "Тяжмаш" ( тяжелое, энергетическое, транспортное машиностроение), Самарский подшипниковый, клапанный и инструментальный заводы.

Экономика области обладает очень высоким потенциалом, благодаря мощной материально-технической базе, наличию разветвленной транспортной сети и достаточному количеству квалифицированных рабочих кадров. Проведенные в последние годы реконструкция и модернизация предприятий промышленных отраслей позволяют добиваться высоких показателей и получать значительные доходы. Благодаря близости к экономически развитым регионам с ними установлены выгодные партнерские отношения.

Сельское хозяйство

Самарская область - крупный аграрный регион, обладающий плодородными черноземными почвами, развитой инфраструктурой и высоким научным потенциалом. Общая площадь сельскохозяйственных угодий в Самарской области составляет более 4 млн. га, из них пашни - 3 млн. га, пастбищ - 0,8 млн. га. В настоящее время в АПК Самарской области функционирует около 500 сельскохозяйственных организаций, 2857 крестьянских (фермерских) хозяйств и свыше 1000 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, агротехнического сервиса.

Природно-климатические условия региона благоприятны для производства высококачественного зерна, подсолнечника, картофеля, овощей. Применение современных адаптивных систем земледелия в условиях Самарской области позволяет получать высокие урожаи зерновых и зернобобовых культур (до 50 ц/га), подсолнечника (до 20 ц/га), картофеля (свыше 500 ц/га), овощей (свыше 800 ц/га). В области имеется широкая сеть орошаемых земель, основными элементами которой являются Спасская и Тольяттинская оросительные системы.

Для животноводства характерна молочно-мясная специализация. Овцеводство имеет полутонкорунное, мясошерстное направление. Развито пчеловодство.

Транспорт

Самара является крупным транспортным узлом в России, через который пролегают кратчайшие пути из Центральной и Западной Европы в Сибирь, Среднюю Азию и Казахстан.

Междугородное и международное автобусное сообщение осуществляется с Центрального автовокзала, расположенного на пересечении улицы Авроры и Московского шоссе). Город и область связаны постоянным беспересадочным автобусным сообщением с крупными центрами федерации: Москва, Йошкар-Ола, Казань, Оренбург, Пермь, Саратов, Ульяновск. Внутриобластные автобусные рейсы отправляются, кроме ЦАВа, от автостанции «Аврора», расположенной на пересечении улиц Авроры и Аэродромной и Пригородного автовокзала (рядом с Железнодорожным вокзалом «Самара»). В летний период администрацией города регулярно организуются пригородные «дачные» маршруты автобусов, отправляющиеся от узловых точек транспортной сети города и охватывающих дачные участки на удаление до 60 км от Самары.

Конфигурация дорожной сети проектировалась и строилась в основном в 1960—1980-х годах и имеет характерную для той эпохи ярко выраженную радиальную структуру. Подобная структура в современных условиях недостаточно эффективна из-за увеличения протяжённости маршрутов движения и концентрации транспортных потоков на радиальных направлениях и перегрузки в районах крупных транспортных узлов.

Структура автомобильных перевозок в Самарской области для транспорта отраслей экономики и транспорта общего пользования составляет 79,6 % и 19,6 % соответственно. Отраслевой транспорт характеризуется малым расстоянием перевозок (по России в целом на 40 % меньше, чем автотранспортом общего пользования), однако его вклад в суммарный грузооборот существенно выше. По Самарской области этот показатель составляет 80 %.

По объёмам перевозок транспортом общего пользования Самарская область находится на третьем месте среди регионов Приволжского федерального округа, а по общему объёму — на четвёртом. В области начинается или заканчивается около 185 от общего объёма автомобильных внешнеторговых перевозок Приволжского федерального округа.

Пассажирский автомобильный транспорт осуществляет все виды перевозок: внутригородские, пригородные, междугородние, международные. Во всех городах области. а также в посёлке Безенчук осуществляется внутригородское сообщение. Хотя сохраняется тенденция к сокращению объёма пассажирских перевозок Самарская область занимает третье место среди регионов округа по их объёму.

Общая протяжённость водных судоходных путей Самарской области составляет 685 км. Магистральное судоходство осуществляется по Волге, а местное судоходство по рекам Самара, Сок, Чапаевка, Кривуша, Уса, Безенчук.

Реки связывают Самарскую область с Москвой (канал им. Москвы), Западным Уралом (реки Кама, Белая), Европой (Дунай), Чёрным морем Волго-Донской канал), Балтийским и Белым морями (Волго-Балтийский водный путь, Беломорско-Балтийский канал). На долю речного транспорта приходится 6—7 % от общего объёма перевозок в регионе.

Водные транспортные пути, позволяющие принимать суда системы «река-море», имеют развитые подъездные коммуникации, погрузочно-разгрузочные и терминальные комплексы. «Самарский речной порт» — крупнейший транспортный узел в Среднем Поволжье России. Расположение порта, граничащего с развитой системой железных дорог и автомагистралей, позволяет обеспечить экономически выгодные транспортные связи с Уралом, Сибирью, Средней Азией, районами Центра и Севера европейской части России. Кроме того, порт имеет выходы в зоны Волго-Камского и Волго-Донского бассейнов, Балтийского, Белого, Азовского, Чёрного, Каспийского, Средиземного морей.

Период навигации в регионе длится с апреля по декабрь, продолжительностью около 250 суток. Порты готовы к приёму всех типов речных судов и судов «река-море» с осадкой до 4 метров.

По объёму отправленных грузов внутренним водным транспортом общего пользования Самарская область занимает первое место в России. Основными грузами являются строительные материалы (песок, щебень), нефть, нефтепродукты, металл, зерно, минеральные и химические удобрения.

Пассажирские перевозки осуществляются Самарским речным вокзалом и рядом дебаркадеров по направлениям на Проран, Рождествено, Ульяновский спуск, Октябрьский спуск, Осипенко, Зелёная роща, Барбошина поляна, Пляж им. Фрунзе, Подгоры, Гаврилова поляна, Нижний пляж, Шелехметь, Винновка, Ширяево, Богатырь. Основным направлением пассажирской навигации является линия «Самара — Проран — Рождествено», обслуживаемая как пассажирскими судами, так и целым рядом паромов. В зимний период навигация по этому направлению осуществляется судами на воздушной подушке.

Располагаясь на стыке транспортных направлений «Запад-Восток» и «Север-Юг» Самарская область имеет развитую транспортную инфраструктуру, позволяющую не только перевозить грузы, но и организовывать мультимодальные перевозки. В регионе имеется 3 речных порта: ОАО «Самарский речной порт», ОАО «Порт Тольятти» и Сызранский речной порт-филиал ОАО «Самарский речной порт» с развитыми подъездными автомобильными и железнодорожными путями. Однако пропускные способности портов используются только на 25—30 %. К другим предприятиям водного транспорта относятся АО «Волжское нефтеналивное пароходство Волготанкер» и АО «Самарский судоремонтный завод», «Тольяттинская БТОФ» Волжского пароходства, ряд частных судоходных компаний.

В области существует и обслуживается 23 пассажирских пристани (15 Самарским портом, 7 Тольяттинским, 1 Сызранским). Имеется 6 оборудованных причалов для приёма транзитного пассажирского флота: Винновка, Волжский Утёс, Самара, Сызрань Тольятти, Ширяево. В портах Самары и Тольятти работают речные вокзалы, возможно комплексное обслуживание транзитных судов. Порт Самары способен одновременно принять и обслужить 9 крупнотоннажных пассажирских судов, порт Тольятти — 3 судна.

По количеству пассажиров отправленных внутренним водным транспортом общего пользования Самарская область занимает первое место в округе и четвёртое место в России. На географии пассажирских перевозок негативно сказались реформы в области монетизации льгот. После того как перевозчики лишились части дотаций за льготных пассажиров были закрыты пристани Зольное, Солнечная поляна, Лбище и прекратила существование транспортная межрегиональная линия Москва — Астрахань.

По территории Самарской области проложены железные дороги, принадлежащие ОАО «РЖД» и относящиеся к Куйбышевской железной дороге. В 2005 году протяжённость железнодорожных путей Самарской области составила 1 378 км. По абсолютной длине это пятый показатель в Приволжском федеральном округе, а по густоте железнодорожных путей область занимает лидирующее положение в округе.

Потенциал годового грузооборота по Куйбышевской железной дороге составляет по Самарской области региону более 38 млн тонн. Наиболее загруженным участком дороги является участок Самара — Октябрьск. Однако в целом, провозные способности дороги используются не более чем на 50 %, только на отдельных участках загрузка доходит до 85 %.

На железной дороге в пределах Самарского региона объём отправления превышает прибытие. Грузооборот — 29 % от всех видов транспорта. По отправлению грузов преобладает северо-западное направление (Московский и Санкт-Петербургский регионы) — более 25 % (77 % составляют грузопотоки нефти и нефтепродуктов), затем идёт западное направление (Белгородский регион) — 5 % (76 % нефть и нефтепродукты), южное (Краснодарский край) — 6 % (85 % нефть и нефтепродукты). По прибытию грузов преобладает восточное направление (Челябинская область и Башкортостан) — около 18 %, затем следует южное: Казахстан (через Оренбургскую область) — 8 %. Местные перевозки составляют около 21 % от объёма.

По объёму отправленных грузов в 2005 году Самарская область занимала десятое место среди регионов России. По количеству перевезённых пассажиров область находилась на двенадцатом месте.

Железнодорожные перевозки осуществляет Куйбышевская железная дорога (ОАО Российские железные дороги). С октября 2007 по январь 2008 конкуренцию ей составляла компания «Тверской экспресс». В рамках инвестиционной программы ОАО «РЖД» разрабатываются планы реализации скоростного железнодорожного сообщения между Самарой и Москвой, Самарой и Саратовом. Статус «фирменных» имеют поезда КбшЖД, отправляющиеся от станции «Самара»: № 9/10 «Жигули» (Самара-Москва) и № 107/108 «Самара» (Самара-Москва-Санкт-Петербург).

Пригородные железнодорожные перевозки осуществляет ГУП «Самаратранспригород» (моторвагонное депо «Безымянка»). Электропоезда «Самаратранспригород» работают на участках «Самара — Похвистнево — Абдулино», «Самара — Курумоч — Жигулёвское Море — Тольятти — Отвага», «Самара — Сызрань».

В рамках областной программы развития пригородных пассажирских перевозок в 2008 году были реализованы проекты запуска скоростных электропоездов-экспрессов между Самарой и Тольятти и Самарой и аэропортом «Курумоч» (аэроэкспресс). Самарский железнодорожный вокзал является самым высоким зданием вокзала в Европе и крупнейшим вокзалом в России. Российские железные дороги к 2018 году планируют создать скоростную железнодорожную трассу на участке Москва — Самара. По предварительным расчётам, скоростной поезд Москва — Самара — Москва будет развивать скорость 250 км/ч и преодолевать это расстояние за 5 часов.

В Самарской области воздушным транспортом осуществляются перевозки как внутри области, так и внутри России, а также на международных авиалиниях. В регионе действуют аэропорты «Курумоч», «Смышляевка», «Безымянка», «Кряж», «Рождествено». Имеются недействующие посадочные полосы для малой авиации: Тольятти, Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево.

Самарский регион обслуживается международным аэропортом Курумоч, который принимает большинство типов воздушных судов.

Достопримечательности

Набережная Волги

По словам многих жителей города и туристов, это одна из самых красивых и протяженных набережных среди волжских городов. Она поделена на четыре очереди и сделана из особенного гранита, переправленного из Германии после окончания Великой Отечественной войны. Из того же камня построены трибуны около Мавзолея на Красной площади в Москве. Проектные работы начались в 1935 году, а к строительству приступили в начале 50−х.

Архитекторами были Михаил Труфанов, Зобина, Подовинников, Годзевич. Одним из спусков к набережной является улица Ленинградская, оборудованная под пешеходную зону. На набережной находится городской песчаный пляж, речной вокзал и несколько достопримечательнойстей:

- памятник Святителю Алексию, небесному покровителю Самары (Скульптор - Иван Мельников, архитектор - Александр Темников. Построен в 2000 году);

- памятник Святому Сергию Радонежскому (скульптор - Иван Мельников, архитектор - Александр Темников. Открыт 2 июня 2001 года):

- стела Ладья, сделанная из белого камня в честь 400-летия образования Самары (Архитекторы - Игорь Галахов и Анатолий Янкин. Установлена в 1986 году).

Железнодорожный вокзал

Новый вокзальный комплекс станции "Самара" Куйбышевской железной дороги является достопримечательностью города. Это крупнейший и один из самых высоких железнодорожных вокзалов Европы. Его пропускная способность - более 100 тысяч пассажиров. На здании вокзала, на высоте 64 метров, находится панорамная площадка. Высота вокзала со шпилем - 74,47 метра.Главный архитектор - Юрий Храмов. Строительство первой очереди было закончено 24 декабря 2001 года.

Самарская площадь, площадь Славы

Центральная площадь города состоит из двух площадей - Самарской и площади Славы. Они сливаются в одно большое пространство, на котором расположено облправительство, монумент Славы, православный собор, Вечный огонь, скверы, фонтаны. Архитектура площади имеет ярко выраженный монументальный стиль сталинской эпохи.

Монумент Славы - главный символ города, который печатается на большинстве открытках, буклетах и книгах, посвященных Самаре. На 40-метровом пъедестале расположена 13-метровая фигура рабочего, держащего в поднятых руках крылья. Памятник символизирует собой вклад самарцев в создание авиационной промышленности страны. Во время войны здесь выпускался штурмовик ИЛ-2, так называемый "летающий танк". Монумент создан по проекту скульпторов Павла Бондаренко, Олега Кирюхина и архитектора Самсонова. Открыт 5 сентября 1971 года.

Памятник - cамолет ИЛ-2

Памятник - это настоящий самолет ИЛ-2, стоящий на перекрестке проспекта Кирова и Московского шоссе, был установлен 7 мая 1975 года. Он был найден в карельских болотах недалеко от озера Ориярви. Летчик К.Котляревский, несмотря на тяжелое ранение, сумел посадить самолет в лесу и перейти линию фронта. После окончания Великой Отечественной войны ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Такие самолеты строились в годы войны на Куйбышевских авиационных заводах. Скульптор - Игорь Фёдоров, архитектор - Алексей Моргун.

Бункер Сталина

Построен для Иосифа Виссарионовича Сталина во время Великой Отечественной войны. 192 ступени и лифты ведут к основанию шахты, диаметром 8 метров. Его глубина - 37 метров, в то время как бункер Гитлера находился в 16-ти метрах под землей. В бункере размещены кабинеты, комната отдыха. служебные и хозяйственные помещения. Подземное сооружение стало уменьшенной копией московской станции метро "Аэропорт". Это выдающееся инженерное сооружение, не имеющее аналогов в мировой практике, было сооружено с марта по декабрь 1942 года. Объект сдан 1 ноября 1942 года. Над бункером здание института культуры на площади Чапаева, во дворе Академии культуры. Это относительно новый музей Самары. Он был тщательно засекречен до 1991 года, и открытие музея стало сенсацией. Внутри развернута экспозиция о Великой Отечественной войне. Здесь также можно узнать подробности о пребывании в городе правительственных организаций, посольств и дипломатических миссий в 1941-1943 годах. В случае экстренной необходимости здесь могло бы разместиться до 600 человек. Из всех строителей бункера сейчас известны лишь главный инженер проекта Юрий Островский, главный архитектор Михаил Зеленин и начальник геомаркшейдерских работ Иван Дробинин. Все остальные безымянны - со всех была взята подписка о неразглашении государственной тайны, не имеющая срока давности.

Хлебная площадь

Хлебная площадь, названная так благодаря наличию здесь хлебной пристани, хлебной биржи, хлебозавода и элеватора - точка отсчета истории города. Площадь была обозначена уже на первом градостроительном плане Самары. Когда-то ее украшали сразу три церкви: Старо-Преображенская, Смоленской Божьей Матери и Казанской Божьей Матери. Здесь же находилось первое здание городского театра. Во второй половине XIX века площадь стала главным хлебным рынком Поволжья. В 1898 году по проекту архитектора Александра Щербачева было построено здание хлебной биржи. В 1916 году по проекту инженера Петрова был построен крупнейший в Европе элеватор. Хлебная площадь сегодня - это оживленная транспортная площадь - начало большой уличной сети.

Монумент ракета-носитель "Союз" музея "Самара космическая"

Это совсем новый памятник - его открытие состоялось 1 октября 2001 года. Монумент установлен рядом с пересечением ул. Ново-Садовой и пр. Ленина, около станции метро "Российская". Экспонатом стала настоящая ракета-носитель, изготовленная в РКЦ "ЦСКБ-Прогресс". Общая высота ракеты вместе с каркасным металлическим зданием музея - 68 метров, вес - 20 тонн, вес удерживающей конструкции - 53 тонны. Ракета была изготовлена в 1985 году по заказу Министерства обороны для полигона "Плесецк" в качестве образца для тренировки боевого расчета. В год сорокалетия ракетных войск стратегического назначения, а также сорокалетия полета Юрия Гагарина в космос было принято решение о сооружении монумента. В 1999 году ракету передали самарскому РКЦ, и она была доработана под макетный вариант. Проект архитектора Жукова.

Историко-краеведческий музей им. Алабина

Это современное специализированное музейное здание, бывший музей Ленина. Его автором и основателем был Петр Владимирович Алабин, занимающий в то время пост главы Самары. В музее имеются 2000 кв. метров экспозиционных, 1500 кв. метров выставочных площадей, кино-лекционный зал на 270 мест, библиотека и читальный зал. Музей представляет разнообразные экспозиции: "От каменного века до Золотой Орды", "Жизнь минералов", "Связанные одной цепью..", "Наш край в годы Великой Отечественной войны" и многие другие.

Самарский академический театр драмы им. М. Горького

Драмтеатр - еще одна достопримечательность города. Он существует с 1851 года и знаменит не только известными постановками, но и интересным архитектурным сооружением. В 1854 году после большого пожара, когда деревянное здание театра сгорело, городская власть собрала 3 тыс. рублей, купила хлебный амбар на берегу реки Самара и установила его на Хлебной площади. К 1888 году общими усилиями думы и городского главы Петра Алабина по проекту московского архитектора Михаила Чичагова возвели каменное здание театра на Театральной площади (сейчас пл. Чапаева, на которой стоит памятник легендарному командиру Красной Армии).

Площадь Куйбышева

Впервые площадь была начерчена на генплане города в 1853 году. Она называлась Соборной и предусматривалась предназначалась для постановки на ней соборного храма. Ее величина по плану - 575 на 325 метров. 17 апреля 1866 года в день рождения Императора Александра II состоялось освящение места сооружения храма. В мае 1869 года храм вместимостью 2,5 тысячи человек был торжественно заложен. Только в 1892 году была завершена отделка нижнего храма в честь Святого Алексия. Полностью храм завершен 30 августа 1894 года. Вокруг него разбито четыре сквера, названные городской думой Николаевскими в честь наследника престола. В 1935 году Соборная площадь была переименована в площадь имени Куйбышева, а через три года не ней был воздвигнут памятник Валериану Куйбышеву. На месте разрушенного храма был воздвигнут дворец культуры по проекту ленинградского архитектора Ноя Троцкого. Проект здания объемом более 100 тыс. куб. метров с библиотекой, музеем и залом на 1250 мест решен в формах советского ампира. Во время войны во дворце культуры давала спектакли труппа Большого театра СССР. 5 марта 1942 года в фойе дворца состоялось первое исполнение 7-ой симфонии Шостаковича.

Известные люди

На территории области родились многие известные люди, оказавшие большое влияние на историю России. Среди самых известных – епископ Русской православной церкви на покое, епископ Южно-Сахалинский и Курильский (1993—1997, 1999—2001), епископ Томский и Асиновский (1997—1998) Аркадий (Александр Афонин), эрзянский народный поэт Артур Моро, борец, первый чемпион Советской России среди профессиональных борцов классического (греко-римского) стиля Михаил Боров, советский футболист, нападающий Александр Гулевский и другие.

Интересные факты

Самарская область имеет маленький эксклав площадью примерно 30 квадратных километров, находящийся полностью внутри территории Бугурусланского района соседней Оренбургской области. До 2005 года на территории этого эксклава располагался поселок Дальний, ныне не существующий. Однако поля на территории этого эксклава продолжают использоваться в интересах сельского хозяйства Самарской области. Эксклав административно принадлежит Кинель-Черкасскому району. Чтобы попасть из основной части Самарской области в этот эксклав, приходится проделывать путь примерно 2 км по территории Оренбургской области.

Самарская область — пятый по площади регион Поволжья — занимает территорию площадью 53,6 тыс. км², что составляет 0,31 % территории России.

В постсоветский период Самарская область благодаря накопленному экономическому потенциалу и сформировавшимся местным элитам стала одним из экономических и политических субцентров страны, в крупнейших городах области (Самаре и Тольятти) начала активно развиваться сфера услуг.

Развитая добыча газа и нефти в регионе привела к появлению обширной сети трубопроводов местного значения. Транспортные трубопроводные коридоры обычно проходят параллельно основным автомобильным и железнодорожным магистралям.

Самарская область является одним из 15 регионов, в которых с 1 сентября 2006 года был введён в качестве регионального компонента образования предмет Основы православной культуры.

Карта мнений

Карта событий

Карта исследований

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru