Женщины-звезды на выборах в Госдуму: балласт или локомотив?
С 17 по 19 сентября состоятся выборы в Госдуму, но уже сейчас, на старте кампании, они привлекают немало внимания. Широкое обсуждение в социальных сетях, Telegram-каналах и СМИ вызывает выдвижение звездных кандидатов от различных партий, в частности известных женщин, ранее не проявлявших интерес к политике. Кто и от каких партий решил попробовать себя в качестве депутата, а также выигрывают ли партии от привлечения женщин-знаменитостей – разбираемся в обзоре РК.
Певица, сваха и «Краса России»
Одной из первых о своем участии в выборах заявила экс-участница группы «Тату» Юлия Волкова. Поскольку она планировала стать депутатом Госдумы от Ивановской области от партии «Единая Россия», ей необходимо было выиграть предварительное голосование. В предвыборном ролике певица заявила, что «хочет поменять отношение власти к людям».
Однако праймериз Волкова проиграла. Голосованию предшествовало интервью звезды с Ксенией Собчак, во время которого она не смогла сформулировать суть так называемого закона Димы Яковлева, запрещающего иностранцам усыновлять детей из РФ, что также могло повлиять на результат.
От партии «Родина» по округу №212 в Санкт-Петербурге будет баллотироваться Татьяна Буланова. Как сообщает РИА Новости, в видеообращении к делегатам съезда партии певица смогла объяснить, почему решила стать кандидатом в депутаты.
«Я всю свою жизнь занималась творчеством. Рада, что оно любимо и востребовано. Но мне хотелось бы использовать свои достижения для помощи людям. Защитить слабых: детей, матерей, инвалидов, многодетные семьи», – передает агентство слова Булановой.
Еще одна певица возглавила общефедеральную часть списка партии «Зеленая альтернатива». Это победительница «Фабрики звезд – 5» Виктория Дайнеко. По словам артистки, в случае победы она настроена забрать депутатский мандат и трудиться в парламенте.
«Несмотря на то что моя основная профессия — певица, я все-таки считаю, что люди, у которых есть голос, обязаны своим опытом и примером показать слушателям, читателям или подписчикам в соцсетях, как, начиная с себя, здесь и сейчас мы можем улучшить нашу жизнь. В принципе, экология — тот вопрос, в котором каждый начинает с себя, наша основная задача как лидеров мнений — освещать и делиться этим. Любовь к своей планете правильно прививать так же, как любовь к родителям», — цитирует Дайнеко «Газета.Ru».
О желании участвовать в выборах заявила и ведущая программы «Давай поженимся» Роза Сябитова. Об этом пишет URA.RU. Правда, в какой именно кампании сваха собралась принимать участие, она не пояснила, зато назвала цель выдвижения: «Если бы я баллотировалась, а я это буду делать, то у меня единственный лозунг, с которым я иду профессионально и по жизни: «Сильное государство, сильная семья». Семья должна помогать создавать семьи, это идет испокон веков».
Кандидатом от партии «Новые люди» в Ульяновской области стала победительница конкурса «Краса России» Светлана Горева. Об этом сообщил информационный портал Ulpravda.ru. В Ульяновске ее знают как руководителя молодежного волонтерского движения «Твой час» и автора социальных программ.
На сайте партии чуть позднее появилась новость о том, что Горева стала кандидатом и в губернаторы Ульяновской области. По словам Горевой, за Ульяновск у нее болит душа и на выборы она идет только за победой.
Также ранее ТАСС со ссылкой на собственный источник сообщал о высокой вероятности выдвижения от партии «Справедливая Россия – За правду» юриста и телеведущей Екатерины Гордон.
Шоу-бизнес в политике – перебор?
По мнению автора Telegram-канала «Политген» Ярослава Игнатовского, шоу-бизнес не должен вмешиваться в политику, даже если у человека многомиллионная аудитория, которая готова принимать во внимание его мнение.
«Подобное вмешательство шоу-бизнеса в политику – явный перебор. Даже административный ресурс тут не поможет, что мы увидели на примере той же экс-татушки Юли Волковой, которую непонятно зачем повели на праймериз «Единой России» и которая предсказуемо провалилась», – заявляет политолог.
Канал Znak.com полагает, что «интересной кампании, кажется, не ждет никто», несмотря на то что партии включают в списки кандидатов представителей шоу-бизнеса. «Причем если некоторые — вроде Екатерины Гордон — на слуху, то другие — например, Татьяна Буланова — выглядят как герои давно ушедшего прошлого», – утверждают авторы.
Интересную статистику по поводу числа женщин в Госдуме приводит Telegram-канал «АСАФОВ». В думе VII созыва от общего числа депутатов мужчины составляют 84,2%, женщины – 15,8%. Наибольший процент депутатов-женщин среди фракций у «Единой России» (81,6% – мужчины и 18,4% – женщины), наименьший – у ЛДПР (95 % – мужчины, 5% – женщины»).
«В качестве одной из центральных идей кампании по выборам VIII созыва Госдумы часто обсуждается запрос на «обновление» и «новые лица». Тезис «обновления» также подразумевает снижение среднего возраста кандидатов. Однако женщин — участников кампании пока также мало», – констатируют авторы канала.
Симпатичные женщины без политических амбиций
Руководитель Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин убежден, что симпатичные женщины-кандидаты могут привлечь внимание к бренду партии, однако эффективность подобного пиар-хода не слишком высока.
«Для дополнительной «подкрутки» популярности бренда (выдвижение популярных женщин. – РК) вполне подходит и создает некое эмоциональное отношение к той или иной партии. Все-таки поклонники, сторонники и последователи тех или иных артистов являются потенциальной средой, которая действительно может поддержать своего кумира на выборах или призвать к этому других людей», – отметил Гагарин.
При этом риски такого подхода заключаются в том, что образ кандидата может не совпасть с транслируемой социальной повесткой, продолжает собеседник РК.
«Чтобы не пускать процесс на самотек, к популярным фигурам часто приставляют технологов, которые должны «охранять» кандидатов – порой даже от них самих», – подытожил Гагарин.
По словам политолога Сергея Смирнова, попытки использовать известность и популярность артиста в качестве конкурентного преимущества на выборах в последние годы редко бывают успешными.
В качестве примера эксперт называет неудачное участие Вики Цыгановой в 2019 году в довыборах депутата Госдумы по Комсомольскому избирательному округу в Хабаровском крае.
Смирнов считает, что выдвижение представителей шоу-бизнеса свидетельствует о кадровом голоде в партии и об отсутствии известных личностей.
Что касается интересов самих кандидатов, то здесь Смирнов уверяет: они не видят разницы между исполнительской популярностью и электоральной привлекательностью или просто используют участие в кампании, чтобы в очередной раз напомнить о своем существовании.
«Фактически именно так и было в ситуации с Юлией Волковой и ее участием в праймериз «Единой России» в Ивановской области. Она проиграла, набрав всего 919 голосов, но напомнить о себе сумела даже тем, кто последний раз слушал ее песни более 10 лет назад», – говорит политолог.
В любом случае, по словам эксперта, все это не отменяет возможности избрания артистов в парламент и не влияет на их результаты в публичной политике, надо лишь правильно начать свою деятельность.