Возможности для малого бизнеса и риски для ТЦ: почему в регионы хотят вернуть киоски

/

Регионам рекомендовано открыть киоски с продуктами и одеждой возле торговых центров и крупных магазинов. Соответствующий документ властям субъектов РФ направил вице-премьер и глава Минпромторга Денис Мантуров. В правительстве надеются, что мера поможет увеличить продажи отечественной продукции. Эксперты РК рассказали, действительно ли такая инициатива приведет к увеличению продаж продукции местных производителей, и оценили риски размещения ларьков для самих ТЦ. Подробности – в сюжете.

Киоскам быть

Вице-премьер РФ и глава Минпромторга Денис Мантуров рекомендовал властям в регионах открыть киоски и другие нестационарные объекты с одеждой и продуктами у входов в торговые центры. Об этом сообщил РБК со ссылкой на соответствующий документ, подлинность которого подтвердили в аппарате зампреда правительства. Такие меры должны помочь регионам в развитии продажи отечественной продукции, так как ТЦ и крупные магазины имеют высокий покупательский трафик.

К нестационарным объектам относятся в том числе павильоны, киоски, палатки, лотки и автолавки. Предоставлять места для торговли у ТЦ, причем на льготных условиях или безвозмездной основе, рекомендовано в первую очередь производителям сельскохозяйственных и продовольственных товаров: текстиля, одежды и обуви, а также фермерам.

Рекомендация призвана помочь реализовать распоряжение правительства от 2021 года об обеспечении продовольственной безопасности, стимулировании предпринимательства и расширении возможностей сбыта отечественной продукции, передает РБК.

В Минпромторге подчеркнули, что документ носит рекомендательный характер, но в самом предложении прописано, что летом 2023 года власти регионов должны предоставить доклад о размещении возле входов в ТЦ киосков и приложить к отчету фотоматериалы. Схему размещения торговых объектов разрабатывают органы местного управления самостоятельно.

Напомним, в апреле 2022 года «Региональные комментарии» рассказывали, что в регионах обсуждают возвращение ларьков на улицы и придомовые территории. В некоторых субъектах РФ даже разрабатывали стратегии развития этого формата бизнеса и дизайн-коды нестационарных объектов. Но тогда возобновление работы ларьков призвано было решать иные задачи: обеспечить граждан товарами первой необходимости по доступным ценам и предоставить людям рабочие места.

Не навредят ли меры ТЦ?

Профессор МГУ им. Ломоносова Ольга Кузнецова рассказала, что, возможно, принятая мера поможет местным товаропроизводителям найти дополнительных покупателей, но опыт показывает, что такую продукцию можно купить и на маркетплейсах, где шире выбор и демократичные цены.

«С одной стороны, ничего плохого от данной меры точно не будет, с другой стороны, будет ли какой-то сверхэффект для местных товаропроизводителей – большой вопрос, то есть по продуктам питания – да, а по промтоварам – маловероятно», – рассуждает эксперт.

Что касается того, могут ли киоски как-то навредить ТЦ, Кузнецова уверена, что никакого вреда, в том числе экономического, небольшие объекты центрам не нанесут.

«Другое дело, если бы было требование отдавать какой-то процент торговых площадей под местных производителей и это бы никак не компенсировалось ТЦ. Но в данном случае возможности для организации дополнительных торговых мест есть», – подмечает Кузнецова.

В свою очередь, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников замечает, что посещаемость ТЦ и так снижается после ухода иностранных брендов, в связи с чем внутри центров есть проблемы с заполнением площадей. И если снаружи появятся дополнительные торговые площади, это может привести к конфликту бизнеса и в итоге к потерям.

«Проблема шире, и она должна быть увязана с общей канвой стимулирования малого и среднего предпринимательства. В данном случае мы имеем одну часть – сбытовую. А если сбывать нечего? Инициатива как капля в море, она требует серьезного обдумывания и, возможно, встраивания в другие пакеты решений. Воспринимать ее как отдельно взятую меру, а тем более как панацею, не стоит – слишком завышенные требования к этой идее», – комментирует эксперт.

Масленников подчеркнул, что в любом случае признание проблемы – это уже важная часть работы по ее решению. Теперь необходимо привлечь регионы к обсуждению инициативы, так как в итоге все ложится именно на бюджеты субъектов РФ.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: