Рейтинг эффективности управления в субъектах РФ: политика губернаторов и предстоящие выборы


Во-первых, в рейтинге обращает на себя внимание сохранение очень многих тенденций, которые мы отмечали в прошлом году, что убеждает нас в мысли, что многие выводы, полученные год назад, все еще остаются значимыми и релевантными. Это относится и к сущности той управленческой модели, которая формируется в России, в современном губернаторском корпусе, и к результатам губернаторских ротаций, которые начались, продолжаются и результаты которых, как правило, оцениваются положительно.

Если говорить о губернаторских ротациях и их влиянии на эффективность региональной власти, то мы каждый год с осторожным удовлетворением ожидаем ухода аутсайдеров наших рейтингов со своих постов. Вновь то же самое получилось и сейчас в связи с отставками Натальи Ждановой (Забайкальский край) и Алексея Кокорина (Курганская область), то есть тренд на отсев наименее эффективных губернаторов имеет место быть.

Но еще более интересно, что статистические данные подтвердили те выводы, которые были сделаны нами в отношении назначенцев 2017 года, то есть первой большой волны назначений. Сначала мы в таких случаях проводим оценки, основываясь только на экспертных мнениях. В этот раз, поскольку прошло определенное время после назначений, появилась и статистика, которая может относиться к деятельности этих губернаторов, и в данном случае это никакого резкого воздействия на рейтинги этих губернаторов не оказало. То есть те авансы, которые эксперты выдавали назначенцам 2017 года, оказались вполне адекватными. Иными словами, на более обширном статистическом материале в общем и целом практически те же позиции назначенцев были подтверждены.

Что касается тех губернаторов, которые только в 2018 году заступили на пост и не прошли через выборы, – здесь есть дифференциация, поскольку те, кто был назначен Кремлем, как правило, получали достаточно высокие оценки, в то время как в отношении новых оппозиционных губернаторов, наоборот, наблюдается определенный скепсис. В наибольшей степени он характерен для оценок губернатора Владимирской области Владимира Сипягина и главы Хакасии Валентина Коновалова. В отношении губернатора Хабаровского края Сергея Фургала ситуация выглядит несколько лучше, с его стороны есть некоторая работа, поэтому, возможно, здесь и будут позитивные тренды, но это мы узнаем в следующем году.

Что касается политики самих губернаторов, пресловутый технократический подход возобладал, и пока он имеет скорее позитивный эффект для регионального развития. Получается так, что, с одной стороны, работа с региональными финансами ведется более качественным образом, о чем свидетельствуют и сокращение задолженностей, и уход от бюджетных дефицитов, и в то же время при наличии такой тенденции мы могли бы заподозрить регионы в проведении жесткой оптимизации социальной сферы. Пока этого не происходит, то есть пока в рамках условной технократической модели удается и оптимизировать финансово-бюджетную сферу в регионах, и избежать резкого обвала социальных расходов. Более того, напротив, по итогам прошлого года социальные акценты в бюджетной политике губернаторов даже стали более явными – это видно и по новому увеличению расходов на здравоохранение после того провала, который был год назад, и по росту расходов на образование. То есть в общем и целом социальные тренды оказываются достаточно позитивными. Правда, с другой стороны, в отношении ЖКХ ситуация не столь блестящая, поэтому акценты в сторону собственно социальных статей сместились, а что касается ЖКХ и отчасти дорожного хозяйства, то здесь единой линии нет – тренды очень разные. Как мы видим, в некоторых регионах как раз ситуация с ЖКХ может приводить к весьма негативным последствиям. Кроме того, расходы на региональную бюрократию практически повсеместно вновь стали расти, что мы оцениваем как негативную тенденцию.

Что касается политики центра, в том числе в плане предоставления трансфертов, здесь тоже тренды очень разнонаправленные по итогам прошлого года. В некоторых регионах федеральный центр резко нарастил субсидирование, были регионы явно привилегированные, кстати, даже Москва и ЯНАО попали в эту группу. И наоборот, по ряду регионов шло тоже в разы, но сокращение поддержки федерального центра, то есть нет единой линии, что ведет к очень разным оценкам отношений между губернаторами и федеральным центром с нашей стороны.

По предстоящим выборам и позициям губернаторов, которым предстоят эти выборы. Конечно, в регионах, где выборы будут в плановом порядке, то есть где губернаторы давно находятся у власти, как правило, их позиции невысокие, многие из этих регионов, например Калмыкия, Республика Алтай, Волгоградская область, находятся в нижней части рейтинговой таблицы, иногда на местах, которые весьма близки к последним. В то же время интересно, что почти по всем этим регионам наблюдаются слабые, но положительные тенденции. Иными словами, мы не можем сделать вывод, что есть губернаторы, которым предстоят выборы, у которых все плохо и у которых все становится еще хуже, исходя из чего логически следует, что их обязательно нужно отправить в отставку. Таких откровенно плохих случаев в регионах, где предстоят выборы, нет.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: