Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в январе 2023 года
1.Федеральная политика в отношении регионов
Наряду с приоритетным вниманием к поддержке индустриальных регионов (в том числе центров производства продукции ВПК) и защите социальных прав мобилизованных и членов их семей федеральные власти в январе 2023 года активизировали подготовку к периоду паводков и природных пожаров, а также отметили непростую ситуацию в лесопромышленном комплексе (на этом акцентировал внимание президент в ходе январского совещания по экономическим вопросам), что может стать шагом к разработке новых мер, значимых для социально-экономической ситуации в ряде северных, сибирских и дальневосточных регионов.
Особое внимание Владимира Путина к вопросам поддержки российского авиастроения (отметим резонанс по поводу замечания президента вице-премьеру-главе Минпромторга Денису Мантурову в связи с недоработками при формировании заказа для профильных предприятий) становится дополнительным фактором поддержки индустриальных регионов, в которых расположены ключевые центры авиапрома (в том числе Самарской области, где в 2023 году пройдет губернаторская кампания, Ульяновской области, где предстоят выборы в заксобрание, а также Пермского края и Татарстана). Этот акцент может получить дальнейшее развитие при подготовке инициатив Кремля по решению значимых социальных и экологических проблем таких субъектов Федерации.
Безусловно, такие приоритеты федерального центра в промышленной сфере обусловлены прежде всего необходимостью перенастройки экономики в условиях западных санкций. Кроме этого, подобные сигналы еще раз подтверждают: важной составляющей повестки, с которой Владимир Путин с высокой вероятностью примет участие в президентской кампании 2024 года, будет комплексная поддержка индустриальных регионов, включая выработку специальных инициатив в сфере социальной и молодежной политики (так, в ходе прошлой президентской кампании Владимир Путин в марте 2018 года принимал участие во Всероссийском форуме рабочей молодежи). В то же время подобные акценты в региональной политике федерального центра потребуют от глав индустриальных регионов в 2023-2024 годах более оперативного реагирования на связанные с их зоной ответственности проблемные инфоповоды, в том числе в сфере функционирования коммунальной и социальной инфраструктуры.
В феврале-марте 2023 года может дополнительно возрасти значение действующих на федеральном уровне структур, призванных проводить подготовку законодательных инициатив в сфере социальной поддержки военнослужащих и мониторинг ситуации в этой сфере на уровне регионов (здесь можно выделить деятельность возглавляемой первым вице-спикером Совета Федерации Андреем Турчаком парламентской координационной группы по вопросам специальной военной операции). При этом решение задач по продолжению интеграции новых регионов в российское правовое пространство, насколько можно судить, также предполагает вовлеченность в такую работу наиболее влиятельных губернаторов, в том числе на площадках Госсовета. Можно отметить, например, поручение президента правительству совместно с комиссией Госсовета по направлению «Государственное и муниципальное управление», возглавляемой мэром Москвы Сергеем Собяниным, представить предложения о внесении в законодательство изменений для установления единой системы прав, льгот, социальных гарантий и компенсаций для лиц, участвовавших в боевых действиях на стороне ДНР и ЛНР с 2014 года и до принятия их в состав России. Можно предположить, что подходы к дальнейшему решению задач в этой сфере могут стать и важной частью повестки заседания Совета законодателей, которое по сложившейся традиции может состояться в конце апреля 2023 года в Санкт-Петербурге с участием президента.
В январе-начале февраля 2023 года активизировалось реагирование федерального центра на вызовы, связанные с реагированием на последствия сезонных стихийных бедствий, прежде всего в сибирских и дальневосточных регионах. Например, в ходе совещания по вопросам восстановления жилой инфраструктуры президент поставил вопрос о мерах поддержки граждан, проживающих не только в регионах, граничащих с зоной проведения спецоперации, но и «потерявших жильё из-за чрезвычайных ситуаций: подтоплений, наводнений, пожаров» на всей территории страны. Это может быть косвенным свидетельством того, что в течение ближайшего сезона повышенных рисков (весной-летом 2023 года) вероятна более жесткая реакция Кремля на недоработки региональных властей при решении подобных вопросов, а также повышение роли полпредов президента в федеральных округах в выявлении проблем.
2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты
В январе 2023 года усилилось влияние на внутриэлитную ситуацию в целом ряде регионов:
- фактора подготовки к избирательным кампаниям,
- антикоррупционных расследований.
При этом традиционно уязвимыми остаются позиции глав муниципальных образований в зимний период (прежде всего в связи с решением задач по уборке улиц от снега и льда), затрагивая в том числе деятелей, относительно недавно занявших данные посты.
Одной из приоритетных сфер, затрагиваемых антикоррупционными расследованиями, остается распределение земель под застройку. Пример — задержание вице-мэра Владивостока Алексея Ляйфера по подозрению в предоставлении группе граждан земельного участка на льготных основаниях (ранее расследования в данной сфере коснулись других городских чиновников: экс-начальника Управления муниципальной собственности Владивостока Армена Карапетяна и бывшей первой замглавы города Натальи Соколовой).
Более жесткий контроль за нарушениями со стороны чиновников и застройщиков логично рассматривать в комплексе со снижением административной нагрузки на добросовестных участников отрасли (так, Постановлением Правительства от 29 декабря 2022 года срок действия упрощенного порядка выдачи разрешения на строительство, а также на ввод построенного объекта в эксплуатацию был продлен до конца 2023 года). Учитывая, что внимание Кремля к строительной сфере, прежде всего с учетом задач по реализации инфраструктурных проектов по мере приближения президентской кампании 2024 года, будет возрастать, возможна дальнейшая активизация расследований в отношении региональных и муниципальных чиновников «строительного» блока в течение текущего года (не исключено, что соответствующие акценты будут сделаны и в ближайшем послании президента Федеральному собранию). Безусловно, это окажет влияние на внутриэлитную ситуацию в регионах, учитывая, что интересы многих влиятельных игроков этого уровня (в том числе депутатов Госдумы и региональных заксобраний) связаны со строительной отраслью.
Кроме того, расследования в регионах затрагивают благоустройство. Показательно задержание в Рязани начальника городского Управления благоустройства Юрия Фурфурака, его заместителя Татьяны Астафьевой и двоих подчиненных. Конечно, в первую очередь это расследование можно связать с проведением аудита в сфере государственных и муниципальных закупок в Рязанской области, где в 2022 год произошла смена губернатора и, возможно, с учетом подготовки выборов в Думу административного центра. Тем не менее, учитывая, что сфера благоустройства является одной из значимых составляющих повестки локального уровня и в других частях страны, вполне возможно усиление внимания правоохранительных органов к данной сфере — в том числе, по итогам независимого мониторинга ОНФ и «Единой России», плотно занимающихся этой темой.
В предвыборных регионах продолжают обсуждаться изменения в законодательные акты, позволяющие увеличивать долю депутатов, избираемых по мажоритарной системе, в заксобраниях и муниципальных представительных органах. Безусловно, такие изменения будут усиливать противоречия внутри региональных отделений системных оппозиционных партий, представительство которых в заксобраниях и городских думах после подобных корректировок с большой вероятностью сократится, при этом повышая внимание ресурсных кандидатов (в том числе, ранее связанных с парламентской оппозицией) к праймериз «Единой России» и усиливая переговорные позиции властей соответствующих субъектов и муниципальных образований в диалоге с такими внутриэлитными игроками.
С другой стороны, в предвыборных городах, к которым проявляют традиционно высокое внимание СМИ с федеральной аудиторией (например, в Екатеринбурге), можно ожидать активизации медиа-атак против городских властей, особенно в период с февраля по май 2023 года, когда многие аспекты участия потенциальных кандидатов в кампании (изменение границ одномандатных округов, затем регистрация на праймериз) будут находиться на стадии согласования. Учитывая, что вероятность публичных внутриэлитных конфликтов в ходе региональных и муниципальных кампаний 2023 года может быть выше, чем в 2022 году, может возрасти и роль федеральных структур «Единой России» в разрешении таких противоречий (достаточно вспомнить проверку итогов проведения праймериз в Екатеринбурге, которое проводило руководство партии в 2018 году).
Отдельно стоит отметить резонанс в связи с поправками в избирательное законодательство ряда регионов, где предстоят губернаторские кампании. Так, федеральные СМИ обратили внимание на обсуждение поправок в Избирательный кодекс Приморского края, в соответствии с которыми порог «муниципального фильтра» для кандидатов в губернаторы был повышен с 5 до 8%. Не исключено, что эта инициатива связана не только с ситуацией внутри региона, но и с вероятным федеральным трендом на снижение интенсивности участия федеральных чиновников в реагировании на вопросы местной повестки проблем и возложении большей доли ответственности в этой сфере на губернаторов (в противоположность ситуации накануне повторных выборов главы Приморского края в декабре 2018 года, когда кампания Олега Кожемяко строилась именно на апелляции к поддержке федерального центра). В этих условиях у регионального руководства появляются дополнительные мотивы, чтобы попытаться укрепить свои позиции в диалоге с представителями оппозиционных элит.
Традиционный для зимнего периода рост интенсивности критики в адрес глав муниципалитетов (прежде всего административных центров регионов) в связи с недочетами в работе коммунальных служб по уборке снега в текущем году коснулся и ряда мэров, занявших эти должности в 2022 году. Это можно связать с приходом на такие посты менее влиятельных и потому более аппаратно уязвимых руководителей (одним из примеров является мэр Владимира Дмитрий Наумов, перешедший на этот пост в ноябре 2022 года с должности главы администрации Гороховецкого района). В перспективе весны-лета 2023 вполне вероятно усиление подобных информационных атак в отношении глав административных центров предвыборных регионов, а также городов, к которым может быть проявлено особое внимание Центра (так, к началу летнего сезона федеральными чиновниками и медийными фигурами могут быть выдвинуты новые инициативы, ориентированные на исторические центры с туристическим потенциалом – такие предложения могут обсуждаться, например, на площадках Петербургского экономического форума-2023).
3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды февраля-марта 2023 года
Можно выделить несколько тенденций, которые могут оказать влияние на региональную политику в феврале-марте 2023 года:
1.Усиление внимания к экологической проблематике на уровне как руководства страны (обратим внимание на рабочую встречу президента со спецпредставителем по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергеем Ивановым), так и политических игроков регионального уровня (прежде всего в предвыборных субъектах). В этой ситуации экологическая повестка будет чаще смыкаться с антибюрократической и эгалитаристской (отметим резонанс в связи с «VIP-охотой» в Тутаевском районе Ярославской области в декабре 2022 года), а внимание к природоохранной проблематике будут чаще проявлять политические силы, на федеральном уровне не ассоциирующиеся с этой темой (можно вспомнить, например, обращение депутатов фракции ЛДПР в горсовете Красноярска к прокурору края с критикой действий правительства региона в этой сфере).
2.Достаточно высока вероятность, что в послание президента Федеральному собранию будет включен ряд тезисов в сфере контроля за региональными финансами и деятельностью бюджетных учреждений на местах, особенно в случае, если пауза между оглашением этого документа и назначением нового главы Счетной палаты будет минимальной. При этом вполне вероятно, что на фоне назначения нового руководителя этой структуры при поддержке силовых ведомств будет проходить масштабная проверка эффективности работы и возможных нарушений в деятельности контрольно-счетных органов регионального уровня (вероятно, в рамках тренда на дополнительную активизацию антикоррупционных расследований, который может усилиться весной 2023 года).
3.Праймериз «Единой России» могут вновь стать одним из ключевых событий в региональной политике в течение весны 2023 года. Можно ожидать активного участия в предварительном голосовании представителей волонтерских организаций, оказывающих поддержку российским военнослужащим в зоне проведения спецоперации, а также объединений родственников мобилизованных граждан, что, в свою очередь, может стать одним из факторов некоторого увеличения доли женщин среди таких кандидатов. Не исключено продвижение центральным руководством партии в федеральном медиа-пространстве наиболее перспективных социальных инициатив, выдвинутых участниками праймериз из регионов. А также проведение под эгидой «Единой России» в период подготовки предварительного голосования общероссийских мероприятий по обсуждению с региональным активом и социально ориентированными НКО законопроектов, развивающих положения послания Федеральному собранию (если оно будет оглашено в конце февраля-марте), либо предложения главе государства, которые могут быть использованы при подготовке документа, если он будет представлен общественности позже (по аналогии с концепцией инфраструктурного рывка, выдвинутой секретарем Генсовета партии Андреем Турчаком незадолго до оглашения послания Владимира Путина в 2021 году).
4.Не исключено проведение в первой декаде марта 2023 года встреч президента и иных представителей федерального руководства страны с матерями и женами военнослужащих, что, в свою очередь, может стать поводом для обсуждения более широкой социальной повестки и инициирования проверок соблюдения социальных прав граждан на уровне регионов. Обратим внимание, например, что в ходе встречи Владимира Путина с генпрокурором Игорем Красновым в конце января внимание было уделено вопросам выявления нарушений в сфере в сфере здравоохранения, образования, газификации, переселения из ветхого и аварийного жилья. При этом президент отметил, что «под особым контролем» должно находится соблюдение прав семей с детьми. Данный тренд может стать одним из факторов кадровых перестановок в региональных правительствах (можно вспомнить, например, отставку начальника Управления министерства строительства и ЖКХ Саратовской области, отвечавшего за работу с детьми-сиротами).
5.В региональной повестке (в большей степени в экономически проблемных субъектах) по-прежнему особое значение сохраняют проблемы в сфере функционирования коммунальной и энергетической инфраструктуры (отметим внимание федеральных СМИ к авариям и сбоям в этой сфере, в том числе в Удмуртии, Дагестане, Рязанской области, Красноярском и Приморском краях). В течение 2023 года возможно усиление полпредов президента в вопросах реагирования на недоработки региональных чиновников в этой сфере, кроме того, эффективность работы по устранению подобных недостатков может стать одним из факторов, которые могут повлиять на перспективы губернаторов с менее устойчивыми позициями, полномочия которых завершаются в 2023 году.
4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ
Ход военной спецоперации, социальные инициативы для новых субъектов РФ, обсуждение экологических, инфраструктурных и коммунальных проблем регионального уровня, а также подготовка к Единому дню голосования-2023 входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в январе.
После визита Владимира Путина в соответствующие регионы и рабочих встреч с их руководителями усиливается влияние губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова (с 4-го на 3-е место) и главы Башкирии Радия Хабирова (с 21-го на 20-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием). Также после рабочей встречи с президентом, состоявшейся в режиме видеоконференции, укрепляются позиции губернатора Новосибирской области Андрея Травникова (с 43-го на 41-е место). В то же время после реплики президента в ходе рабочей встречи с главой Татарстана по поводу «настроений людей» в связи с проблемами в регионе в сфере дорожного строительства незначительно теряет позиции Рустам Минниханов (с 3-го на 4-е место).
Развивается восходящий тренд для губернаторов новых регионов, в том числе после заявления главы правительства Михаила Мишустина о том, что с 1 марта 2023 года пенсии для жителей этих субъектов будут назначаться по российским нормам. Укрепляются позиции врио главы Донецкой народной республики Дениса Пушилина (с 17-го на 15-е место). Заявление первого замглавы Администрации президента Сергея Кириенко о заинтересованности инвесторов во вложении средств в развитие и инфраструктуру нового города на Арабатской стрелке создает позитивные информационные поводы для врио главы Херсонской области Владимира Сальдо (с 51-го на 50-е место, переходит в группу с сильным влиянием). Также укрепляются позиции врио главы Луганской народной республики Леонида Пасечника (с 29-го на 25-е место) и врио губернатора Запорожской области Евгения Балицкого (с 50-го на 48-е место).
Схожий тренд затрагивает позиции руководителей ряда субъектов, примыкающих к зоне проведения спецоперации. Укрепляются позиции губернатора Курской области Романа Старовойта (с 23-го на 19-е место, переходит в группу с очень сильным влиянием), главы Брянской области Александра Богомаза (с 26-го на 24-е место), губернатора Ростовской области Василия Голубева (с 38-го на 36-е место), упомянутых в списке должностных лиц, которым президент поручил определить подходы к восстановлению жилья российских граждан, утраченного в результате обстрелов вооруженными формированиями Украины и террористических актов. В то же время проблемным информационным поводом для губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова (с 14-го на 16-е место) становятся сообщения о жалобах ряда жителей региона о том, что находящиеся на дистанционном обучении школьники, не получили продуктовые наборы за январь.
Укрепляются позиции губернатора Самарской области Дмитрия Азарова (с 6-го на 5-е место), лично выехавшего на Донбасс после трагического инцидента с обстрелом Макеевки и добившегося перевода раненых самарских мобилизованных в Самару для дальнейшего прохождения лечения. Начало реализации в Ямало-Ненецком автономном округе проекта «Северяне. Жизнь героя», включающего организацию курсов военной подготовки для желающих и меры помощи по адаптации к мирной жизни участников спецоперации, создает благоприятную ситуацию для главы региона Дмитрия Артюхова (с 13-го на 12-е место).
Повышение порога «муниципального фильтра» для кандидатов, намеренных участвовать в губернаторских выборах в Приморском крае, стало поводом для критики в адрес главы региона Олега Кожемяко (с 24-го на 26-е место). После резонансной коммунальной аварии в Можге ослабевает глава Удмуртии Александр Бречалов (с 27-го на 29-е место). Обращение депутатов горсовета Красноярска от ЛДПР к прокурору края заявлением о неисполнении в регионе поручений президента в экологической сфере создает проблемные информационные поводы для губернатора субъекта Александра Усса (с 25-го на 33-е место).
Негативный резонанс по поводу поездки на отдых на частных вертолетах главы Кавказского района Краснодарского края Виталия Очкаласова и членов его семьи способствует ослаблению влияния губернатора региона Вениамина Кондратьева (с 19-го на 21-е место, покидает группу с очень сильным влиянием). Критика в адрес властей Владимира из-за сообщений о значительном повышении зарплаты мэра города Дмитрия Наумова приводит к ослаблению позиций главы региона Александра Авдеева (с 57-го на 58-е место).
Глава субъекта Российской Федерации | Место в рейтинге | Место в рейтинге в декабре | Средний балл |
Очень сильное влияние |
|||
Собянин Сергей Семёнович
Мэр города Москва |
1 | 1 | 9,52 |
Кадыров Рамзан Ахматович
Глава Чеченской Республики |
2 | 2 | 7,92 |
Беглов Александр Дмитриевич Губернатор города Санкт-Петербург |
3 | 4 | 7,81 |
Минниханов Рустам Нургалиевич
Президент Республики Татарстан |
4 | 3 | 7,48 |
Азаров Дмитрий Игоревич Губернатор Самарской области |
5 | 6 | 7,18 |
Дюмин Алексей Геннадьевич
Губернатор Тульской области |
6 | 5 | 7,14 |
Воробьев Андрей Юрьевич
Губернатор Московской области |
7 | 7 | 6,67 |
Моор Александр Викторович Губернатор Тюменской области |
8 | 8 | 6,54 |
Алиханов Антон Андреевич
Губернатор Калининградской области |
9 | 9 | 6,51 |
Никитин Андрей Сергеевич
Губернатор Новгородской области |
10 | 10 | 6,50 |
Цивилёв Сергей Евгеньевич
Губернатор Кемеровской области |
11 | 11 | 6,47 |
Артюхов Дмитрий Андреевич Губернатор Ямало-Ненецкого АО |
12 | 13 | 6,44 |
Текслер Алексей Леонидович Губернатор Челябинской области |
13 | 12 | 6,43 |
Дрозденко Александр Юрьевич
Губернатор Ленинградской области |
14 | 16 | 6,42 |
Пушилин Денис Владимирович И.о. главы Донецкой Народной Республики |
15 | 17 | 6,39 |
Гладков Вячеслав Владимирович Губернатор Белгородской области |
16 | 14 | 6,36 |
Никитин Глеб Сергеевич Губернатор Нижегородской области |
17 | 15 | 6,32 |
Куйвашев Евгений Владимирович
Губернатор Свердловской области |
18 | 18 | 6,30 |
Старовойт Роман Владимирович Губернатор Курской области |
19 | 23 | 6,28 |
Хабиров Радий Фаритович Глава Республики Башкортостан |
20 | 21 | 6,23 |
Сильное влияние |
|||
Кондратьев Вениамин Иванович Глава администрации (губернатор) Краснодарского края |
21 | 19 | 6,21 |
Шапша Владислав Валерьевич Губернатор Калужской области |
22 | 20 | 6,18 |
Аксёнов Сергей Валерьевич
Глава Республики Крым |
23 | 22 | 6,17 |
Богомаз Александр Васильевич
Губернатор Брянской области |
24 | 26 | 6,15 |
Пасечник Леонид Иванович И.о. главы Луганской Народной Республики |
25 | 29 | 6,11 |
Кожемяко Олег Николаевич Губернатор Приморского края |
26 | 24 | 6,07 |
Меликов Сергей Алимович Глава Республики Дагестан |
27 | 31 | 6,06 |
Меняйло Сергей Иванович Глава Республики Северная Осетия-Алания |
28 | 35 | 6,03 |
Бречалов Александр Владимирович Глава Удмуртской республики |
29 | 27 | 6,00 |
Чибис Андрей Владимирович Губернатор Мурманской области |
30 | 36 | 5,96 |
Махонин Дмитрий Николаевич Губернатор Пермского края |
31 | 33 | 5,92 |
Николаев Айсен Сергеевич Глава Республики Саха (Якутия) |
32 | 32 | 5,90 |
Усс Александр Викторович Губернатор Красноярского края |
33 | 25 | 5,88 |
Мельниченко Олег Владимирович Губернатор Пензенской области |
34 | 28 | 5,87 |
Кобзев Игорь Иванович Губернатор Иркутской области |
35 | 30 | 5,83 |
Голубев Василий Юрьевич
Губернатор Ростовской области |
36 | 38 | 5,80 |
Руденя Игорь Михайлович Губернатор Тверской области |
37 | 34 | 5,76 |
Цыбульский Александр Витальевич Губернатор Архангельской области |
38 | 40 | 5,74 |
Николаев Олег Алексеевич Глава Чувашской Республики |
39 | 39 | 5,71 |
Развожаев Михаил Владимирович Губернатор города Севастополя |
40 | 41 | 5,68 |
Травников Андрей Александрович Губернатор Новосибирской области |
41 | 43 | 5,66 |
Лимаренко Валерий Игоревич
Губернатор Сахалинской области |
42 | 37 | 5,65 |
Комарова Наталья Владимировна
Губернатор Ханты-Мансийского АО – Югра |
43 | 44 | 5,63 |
Носов Сергей Константинович Губернатор Магаданской области |
44 | 48 | 5,62 |
Парфенчиков Артур Олегович
Глава Республики Карелия |
45 | 42 | 5,60 |
Томенко Виктор Петрович Губернатор Алтайского края |
46 | 45 | 5,59 |
Воскресенский Станислав Сергеевич Губернатор Ивановской области |
47 | 49 | 5,57 |
Балицкий Евгений Витальевич И.о. губернатора Запорожской области |
48 | 50 | 5,55 |
Коков Казбек Валерьевич Глава Кабардино–Балкарской Республики |
49 | 46 | 5,54 |
Сальдо Владимир Васильевич И.о. губернатора Херсонской области |
50 | 51 | 5,52 |
Среднее влияние |
|||
Дегтярёв Михаил Владимирович Губернатор Хабаровского края |
51 | 47 | 5,51 |
Бусаргин Роман Викторович Губернатор Саратовской области |
52 | 54 | 5,49 |
Бочаров Андрей Иванович
Губернатор Волгоградской области |
53 | 61 | 5,48 |
Гусев Александр Викторович
Губернатор Воронежской области |
54 | 56 | 5,45 |
Егоров Максим Борисович Глава администрации Тамбовской области |
55 | 58 | 5,42 |
Бурков Александр Леонидович Губернатор Омской области |
56 | 55 | 5,40 |
Соколов Александр Валентинович Губернатор Кировской области |
57 | 62 | 5,37 |
Авдеев Александр Александрович Губернатор Владимирской области |
58 | 57 | 5,36 |
Бездудный Юрий Васильевич Губернатор Ненецкого автономного округа |
59 | 64 | 5,34 |
Темрезов Рашид Бориспиевич
Глава Карачаево-Черкесской Республики |
60 | 53 | 5,32 |
Малков Павел Викторович Губернатор Рязанской области |
61 | 60 | 5,31 |
Калиматов Махмуд-Али Макшарипович Глава Республики Ингушетия |
62 | 52 | 5,28 |
Мазур Владимир Владимирович Губернатор Томской области |
63 | 66 | 5,26 |
Ведерников Михаил Юрьевич Губернатор Псковской области |
64 | 59 | 5,25 |
Евраев Михаил Яковлевич Губернатор Ярославской области |
65 | 67 | 5,23 |
Шумков Вадим Михайлович Губернатор Курганской области |
66 | 69 | 5,20 |
Здунов Артём Алексеевич Глава Республики Мордовия |
67 | 65 | 5,17 |
Кумпилов Мурат Каральбиевич Глава Республики Адыгея |
68 | 63 | 5,15 |
Кувшинников Олег Александрович
Губернатор Вологодской области |
69 | 68 | 5,12 |
Владимиров Владимир Владимирович
Губернатор Ставропольского края |
70 | 73 | 5,08 |
Бабушкин Игорь Юрьевич Губернатор Астраханской области |
71 | 74 | 5,05 |
Зайцев Юрий Викторович Глава Республики Марий Эл |
72 | 71 | 5,00 |
Цыденов Алексей Самбуевич Глава Республики Бурятия |
73 | 78 | 4,92 |
Ховалыг Владислав Товарищтайович Глава Республики Тыва |
74 | 76 | 4,89 |
Солодов Владимир Викторович Губернатор Камчатского края |
75 | 75 | 4,84 |
Русских Алексей Юрьевич Губернатор Ульяновской области |
76 | 70 | 4,70 |
Хорохордин Олег Леонидович Глава Республики Алтай |
77 | 79 | 4,55 |
Островский Алексей Владимирович
Губернатор Смоленской области |
78 | 80 | 4,50 |
Осипов Александр Михайлович Губернатор Забайкальского края |
79 | 82 | 4,48 |
Паслер Денис Владимирович Губернатор Оренбургской области |
80 | 77 | 4,43 |
Уйба Владимир Викторович Глава Республики Коми |
81 | 83 | 4,42 |
Артамонов Игорь Георгиевич Глава администрации Липецкой области |
82 | 72 | 4,40 |
Ситников Сергей Константинович
Губернатор Костромской области |
83 | 81 | 4,36 |
Орлов Василий Александрович Губернатор Амурской области |
84 | 84 | 4,33 |
Хасиков Бату Сергеевич Глава Республики Калмыкия |
85 | 86 | 4,32 |
Копин Роман Валентинович
Губернатор Чукотского АО |
86 | 87 | 4,30 |
Коновалов Валентин Олегович Председатель Правительства Республики Хакасия |
87 | 88 | 4,25 |
Клычков Андрей Евгеньевич Губернатор Орловской области |
88 | 85 | 4,20 |
Гольдштейн Ростислав Эрнстович Губернатор Еврейской автономной области |
89 | 89 | 4,15 |
Методика исследования АПЭК
Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.
Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?
Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).
Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).
Список экспертов
Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»), Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав (Центр политических технологий), Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).
АПЭК, 2023 г.