Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в октябре 2023 года


1.Федеральная политика в отношении регионов

 1.Развивается курс Кремля на поддержку ВПК и смежных отраслей, в том числе космической — этому направлению в октябре 2023 года было посвящено специальное совещание под председательством Владимира Путина. Характерно, что приоритеты космической отрасли обсуждались в комплексе с темой развития транспортных коридоров — например, доступность ключевых космических сервисов была затронута и в контексте обеспечения функционирования Северного морского пути.

Одним из ключевых центров развития космической отрасли остается Москва. Так, в начале октября 2023 года с ходом строительства Национального космического центра на территории ГКНПЦ им. М.В.Хруничева ознакомились вице-премьер-глава Минпромторга Денис Мантуров, гендиректор «Роскомоса» Юрий Борисов и мэр Сергей Собянин. Это может быть дополнительным сигналом о том, что столичные практики в сфере новой индустриализации будут активно обсуждаться в рамках повестки президентской кампании, в том числе, вероятно, на площадках выставки-форума «Россия», которая проходит в Москве с 4 ноября 2023-го  по 12 апреля 2024 года.

Интенсивное внимание Кремля к индустриальным регионам, скорее всего, будет предполагать акцент в политике федерального центра на сопутствующих проектах  развития таких субъектов  (например, по диверсификации экономики и благоустройству) и на характерной для этих территорий проблемной повестке. Это может мотивировать  глав таких регионов выступать с собственными инициативами, в том числе, в сфере решения экологических проблем. Показательны, например, предложения губернатора Челябинской области Алексея Текслера по усилению контроля за предприятиями, нарушающими природоохранное законодательство, высказанные на заседании Научно-технического совета Росприроднадзора.

2.Развитие транспортных коридоров остается значимой темой в рамках как внутри-, так и внешнеполитической повестки, продвигаемой Кремлем. Одним из наиболее заметных событий, тесно связанных с этой тематикой, стало участие российской делегации во главе с Владимиром Путиным в саммите «Один пояс, один путь» в КНР.

Дополнительные лоббистские возможности приобретают главы регионов, контролирующие стратегически значимые звенья таких международных маршрутов. В 2024-2030 годах это может стать дополнительным фактором, стимулирующим руководство таких субъектов к подготовке собственных логистических и индустриальных проектов, тесно связанных с развитием транспортных коридоров. Один из примеров —  продвижение губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым проекта создания федерального портово-логистического хаба в возглавляемом им регионе в рамках развития МТК «Север-Юг».

3.Развитие спортивной инфраструктуры, вероятно, станет одной из составляющих позитивной повестки президентской  кампании, затрагивая целый ряд тем, значимых как для широкой аудитории (молодежная политика, создание новых рабочих мест), так и для элит (дополнительные заказы для стройкомплекса). Характерно, что президент в ходе заседания Совета по развитию физкультуры и спорта акцентировал внимание на разработке специальной подпрограммы «Спорт на селе» и  включении ее в уже действующую госпрограмму «Развитие физкультуры и спорта». Новое направление поддержки проектов для сельских территорий может способствовать расширению лоббистских и аппаратных возможностей регионов со значительной долей сельского населения, а также   усилению внимания влиятельных региональных игроков к муниципальным образованиям, включающим в свой состав сельские территории.

Тактически это может стать дополнительным фактором поддержки ряда предвыборных субъектов  на Едином дне голосования-2024 — можно отметить проведение в следующем году выборов главы и Госсобрания Марий Эл, главы и Госсобрания-Эл Курултай Республики Алтай, а также Верховного Хурала Тывы. Стратегически — например, в перспективе до 2030 года, — это фактор, обеспечивающий приток более квалифицированных кадров в муниципальные администрации сельских районов (по крайней мере, те из них, что получат наибольшую поддержку региональных и федеральных властей для реализации инфраструктурных проектов), а также усиление внимания региональных внутриэлитных групп к избирательным кампаниям.

4. Интенсивное обсуждение темы социальной газификации (в том числе, в рамках «Российской энергетической недели» и Международного газового форума), активно продвигаемой «Единой Россией», становится фактором укрепления позиций партии как в краткосрочной (усиливая ее роль в президентской кампании), так и в более отдаленной перспективе, позволяя ей оказывать опережающее влияние на инфраструктурную повестку, в том числе в рамках парламентской гонки 2026 года.

Кроме того, эта тема позволяет партии большинства укреплять свои позиции на муниципальном уровне, а также, поднимая вопросы контроля за реализацией программы на местах, вовлекать в свою орбиту общественных активистов, которым близка антибюрократическая повестка. Это может способствовать усилению роли антибюрократической (и связанной с ней антикоррупционной) повестки в рамках парламентской избирательной кампании «Единой России» в 2026 году и, возможно, в ходе работы с протестными предвыборными регионами уже в 2024-2025 годах.

 2.Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

1.Назначение Георгия Филимонова на пост врио главы Вологодской области отражает две тенденции кадровой политики Кремля: продвижение на должности губернаторов части регионов с доминирующим влиянием крупных федеральных корпораций управленцев со стороны (один из примеров — назначение в октябре 2018 года врио главы Липецкой области, с высоким уровнем влияния «Новолипецкого металлургического комбината», выходца из структур Сбербанка Игоря Артамонова), а также переход в губернаторский корпус ряда чиновников с опытом работы во внутриполитическом блоке (пример — назначение Александра Соколова на пост врио главы Кировской области в 2022 году).

Можно предположить, что в ходе вероятных ротаций в губернаторском корпусе в конце 2023 года и, скорее всего, более масштабных перестановок в апреле-мае 2024 года основная ставка будет сделана на управленцев среднего возраста с опытом работы в федеральных органах власти. Тем не менее, учитывая, что часть регионов, где в 2024 году должны пройти губернаторские кампании, обладает выраженным протестным потенциалом (среди них — Республика Алтай, Забайкальский край, Оренбургская, Курганская области), не исключены назначения на должности врио губернаторов таких субъектов руководителей с опытом публичной деятельности. Это могут быть как федеральные парламентарии и главы муниципальных образований, так и чиновники, выступавшие с публичной позицией и проявлявшие активность в медиа-пространстве не только по вопросам непосредственного ведения (как в случае с Георгием Филимоновым в период нахождения в должности вице-премьера Московской области).

2.Беспорядки в Дагестане, ставшие одним из наиболее резонансных конфликтов регионального уровня в октябре 2023 года, скорее всего, не приведут к отказу от дальнейших антикоррупционных расследований в регионе в ближайшей перспективе. Довольно высока вероятность того, что в период с ноября 2023 по апрель 2024 года (то есть накануне и в период проведения президентской кампании) перестановки на уровне муниципальных образований и, возможно, значимых бюджетных учреждений региона могут даже дополнительно активизироваться, в том числе по жесткому сценарию, связанному с задержанием фигурантов таких расследований.

При этом, несмотря на аппаратное ослабление позиций главы республики Сергея Меликова на фоне беспорядков,  вероятно продолжение перестановок и расследований на муниципальном уровне, задевающих интересы его внутриэлитных оппонентов. Такой сценарий позволит начать работу в регионе с более сильных позиций и его преемнику — в случае, если действующий глава Дагестана покинет должность, например, в ходе ротаций в апреле-мае 2024 года.

Беспорядки Дагестане могут мотивировать Кремль к более активному продвижению на посты кураторов внутренней политики в субъектах управленцев с опытом не только предвыборной работы, но и нейтрализации  уличной протестной активности, особенно если речь идет о регионах, где достаточно высока интенсивность локальных протестных акций (это было характерно для Дагестана в 2022-2023 годах). Вероятно, заметную волну перестановок на уровне региональных внутриполитических блоков можно будет ожидать в том числе вскоре  после завершения президентской кампании.

Вероятно стремление усилить влияние ряда федеральных ведомств на наиболее уязвимые в смысле всплесков протестных настроений национальные республики. К таким ведомствам можно отнести не только силовые структуры, но, и например, Федеральное агентство по делам национальностей. Отсюда — заявление представителя ФАДН о том, что Ситуационный центр этой организации «заранее выявил активность», которая свидетельствовала о вероятности беспорядков в Дагестане,  и направил сообщение в регион. 

3.Задержание главы фракции ЛДПР в заксобрании Красноярского края Александра Глискова может способствовать усилению тревожности влиятельных фигур этой партии в других субъектах (в том числе выходцев из бизнес-среды) по поводу возможностей ее федерального руководства по оказанию поддержки  таким игрокам в случае конфликтов с правоохранительными органами и региональными властями.

Вероятно, более высокий уровень подобной тревожности будет наблюдаться в регионах с традиционно сильными позициями ЛДПР (прежде всего территориях Севера и Дальнего Востока), где депутатами от этой партии чаще могли становиться достаточно  влиятельные фигуры местного уровня. Перспективы «дела Глискова», как и результаты кандидата от ЛДПР на президентских выборах, могут дополнительно мотивировать игроков, рассматривающих для себя возможность участия в выборах в заксобрания и представительные органы административных центров в 2024 году, примкнуть к ЛДПР либо, напротив, рассмотреть другие варианты выдвижения.

В период президентской кампании с декабря 2023-го по март 2024 года можно ожидать некоторого снижения интенсивности кадровых ротаций на уровне правительств и ключевых чиновников муниципальных администраций в регионах, если это не будет связано:

с антикоррупционными расследованиями;

с уходом из соответствующих субъектов представителей команд губернаторов с высокими шансами на отставку (прежде всего это может затронуть команды наиболее уязвимых губернаторов-«варягов»);

с чрезвычайными ситуациями;

с шагами со стороны непосредственно федерального центра, мотивированного форсировать перезагрузку местных элит (как в случае с Дагестаном). В ряде регионов руководители могут отложить некоторые знаковые кадровые назначения до завершения президентской кампании — как в Кировской области, где губернатор Александр Соколов объявил о намерении представить главу правительства  субъекта весной 2024 года.

3.Прогноз АПЭК. Ожидаемые тренды ноября-декабря 2023 года

 1.В центре проблемной региональной повестки ноября-декабря с высокой вероятностью будет оставаться состояние инфраструктуры ЖКХ и проведение отопительного сезона, а также работа коммунальных служб по уборке улиц и трасс от снега и льда. В этот период вполне вероятно усиление внимание к этим темам со стороны правительства. Показательно, что на фоне череды проблемных инцидентов с участием мигрантов в регионах в октябре 2023 года состоялась стратегическая сессия по миграционной политике под председательством Михаила Мишустина. При этом нельзя исключать, что в случае существенных недоработок в сфере организации отопительного сезона может последовать прямая жесткая реакция центра в отношении глав городов, где наблюдается наиболее проблемная ситуация. В такой ситуации возрастает влияние на региональную политику Следственного комитета и Генпрокуратуры, становящихся значимыми механизмами снижения социального недовольства в связи с подобными инцидентами.

2.Беспорядки в районе аэропорта Махачкалы, скорее всего, мотивируют Кремль сфокусировать дополнительное внимание на взаимодействии региональных органов власти и силовых структур. Это может привести к новому усилению роли полпредов президента в федеральных округах, а также Совета безопасности по выявлению недоработок в этой сфере на уровне субъектов — прежде всего имеющих более выраженный потенциал для роста протестной активности. Кроме того, как минимум, в ноябре-декабре 2023 года может активизироваться обсуждение социальных программ для экономически проблемных регионов, а также выработка новых подходов к молодежной политике для таких территорий (по словам  мэра Махачкалы Юсупа Умавова, вовлеченным в прошедшие в октябре  беспорядки в Дагестане было преимущественно 20-25 лет). В этих условиях может усилиться и роль площадок для продвижения наиболее результативных региональных практик в сфере социальной и молодежной политики — в том числе профильных комиссий Госсовета, возглавляемых губернатором Новгородской области Андреем Никитиным и главой Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрием Артюховым.

3.В регионах, где в 2024 году предстоят губернаторские выборы (особенно в ситуациях, когда позиции глав этих субъектов считаются уязвимыми), в  период президентской кампании может возрасти интенсивность  негативных информационных кампаний — хотя, возможно, в сочетании с более осторожным поведением инициаторов таких медиа-атак, которые могут частично снизить публичную активность в рамках критики региональных властей. В этой ситуации может активизироваться работа внутриэлитных игроков, настроенных на смену губернаторов регионов, с оппозиционными кандидатами в президенты, имеющими определенное пространство для маневра для привлечения внимания к проблемным региональным темам. Такие оппозиционные политики могут, выступая с критикой губернаторов, выходить за пределы традиционной нишевой повестки — вспомним, например, как Геннадий Зюганов уже обращался к миграционной, а представители ЛДПР — к социальной проблематике.

4.Вероятно, пика внутренних конфликтов в региональных отделениях оппозиционных партий можно будет ожидать уже в апреле-мае 2024 года, то есть по итогам президентской кампании и в накануне начала активной подготовки к Единому дню голосования. Тем не менее лишение мандата депутата Госдумы от ЛДПР Василия Власова и его заявления в адрес руководства этой партии могут свидетельствовать о том, что первая волна внутренних конфликтов в оппозиционных структурах (в том числе на региональном уровне) может ожидаться уже в ноябре-декабре 2023 года. С наибольшей вероятностью такими конфликтами будут затронуты субъекты с протестным потенциалом, в которых в 2024 году предстоят выборы заксобраний и представительных органов административных центров.

5.Как и в преддверии президентской кампании 2018 года, в ноябре-декабре 2023 года можно ожидать усиления внимания Кремля к вопросам поддержки общественных инициатив и волонтерских проектов. Подобные темы уже поднимались, например, в ходе встречи Владимира Путина с членами Общественной палаты в начале ноября. Скорее всего, дополнительное внимание Кремля в период с ноября 2023-го по март 2024 года  будет уделено поддержке волонтерских и гуманитарных проектов, ориентированных на малые населенные пункты, а также на новые регионы.

4.Рейтинг влияния глав субъектов РФ

Реализация перспективных инвестпроектов, развитие транспортной, туристической, социальной инфраструктуры в регионах, проведение отопительного сезона, а также протестные кампании и проблемы при реализации национальных проектов входят в число факторов, повлиявших на позиции фигурантов рейтинга в октябре 2023 года.   

После проведенных в подмосковном Королеве совещания по вопросам развития космической отрасли и встречи Владимира Путина с молодыми учеными и специалистами этой сферы укрепляются позиции губернатора Московской области Андрея Воробьева (с 8-го на 7-е место). После торжественного открытия движения по мосту через Свирь, в котором в режиме видео-конференции принял участие глава государства, укрепляются позиции губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко (с 10-го на 9-е место). Встреча с президентом задает позитивную повестку для  главы Северной Осетии Сергея Меняйло (с 26-го на 25-е место) и главы Кабардино – Балкарии Казбека Кокова (с 67-го на 64-е место).

Теряет позиции в рейтинге Олег Кувшинников (с 60-го на 70-е место), покинувший пост губернатора Вологодской области в конце октября. Исследование проводилось до его решения об отставке.

Рабочая встреча с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, в ходе которой обсуждались вопросы развития курорта «Шерегеш» и спортивной инфраструктуры региона, приносит дополнительные политические очки губернатору Кемеровской области Сергею Цивилеву (с 19-го на 16-е место). После рабочей поездки вице-премьера Александра Новака в Башкирию укрепляются позиции главы республики Радия Хабирова (с 20-го на 19-е место).

Начало реализации в административном центре региона проекта по строительству линии метротрамвая приносит дополнительные политические возможности губернатору Красноярского края Михаилу Котюкову (с 41-го на 31-е место).  Открытие третьей  фазы логистического центра Ozon в многофункциональном парке «Ромекс-Теучежский», как и ранее проведенная рабочая встреча с вице-премьером Дмитрием Чернышенко, становятся благоприятными для главы Адыгеи Мурата Кумпилова (с 59-го на 57-е место).

На фоне обсуждения на заседании президиума правительственной комиссии по региональному развитию реализации проектов по созданию кампусов мирового уровня, в том числе в Южно-Сахалинске и Томске, укрепляются позиции губернаторов Сахалинской области Валерия Лимаренко (с 49-го на 43-е место) и Томской области Владимира Мазура (с 69-го на 66-е место).

После беспорядков в аэропорту Махачкалы ослабевают позиции главы Дагестана Сергея Меликова (с 36-го на 42-е место). Массовая поддержка жителями региона петиции против строительства мусорного полигона в Шуйском районе создает проблемный фон для губернатора Ивановской области Станислава Воскресенского (с 34-го на 39-е место).

На фоне серии коммунальных аварий в регионе покидает группу с очень сильным влиянием губернатор Мурманской области Андрей Чибис (с 18-го на 24-е место).

Теряет позиции губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин (с 81-го на 82-е место), вынужденный отправить в отставку министра транспорта и дорожной инфраструктуры региона Сергея Иващенко в связи с действиями «недобросовестных подрядчиков» и недоработками при реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Повреждение подводной волоконно-оптической линии связи  Петропавловск-Камчатский— Анадырь, а также проблемы в коммуникации с жителями региона создают неблагоприятный фон для губернатора Чукотки Владислава Кузнецова (с 60-го на 76-е место).

 

Глава субъекта Российской Федерации Место в рейтинге Место в рейтинге в сентябре Средний балл
Очень сильное влияние
Собянин Сергей Семёнович

Мэр города Москва

1  

1

 

9,88

Кадыров Рамзан Ахматович

Глава Чеченской Республики

2  

2

 

8,11

Беглов Александр Дмитриевич
Губернатор города Санкт – Петербург
3  

3

 

7,65

Минниханов Рустам Нургалиевич

Президент Республики Татарстан

4  

4

 

7,50

Азаров Дмитрий Игоревич
Губернатор Самарской области
5  

5

 

7,26

Дюмин Алексей Геннадьевич

Губернатор Тульской области

6  

6

 

7,16

Воробьев Андрей Юрьевич

Губернатор Московской области

7  

8

 

7,01

Моор Александр Викторович
Губернатор Тюменской области
8  

7

 

6,92

Дрозденко Александр Юрьевич  

Губернатор Ленинградской области

9  

10

 

6,83

Никитин Андрей Сергеевич

Губернатор Новгородской области

10  

9

 

6,71

Артюхов Дмитрий Андреевич
Губернатор Ямало – Ненецкого АО
11  

11

 

6,66

Никитин Глеб Сергеевич
Губернатор Нижегородской области
12  

12

 

6,62

Текслер Алексей Леонидович
Губернатор Челябинской области
13  

13

 

6,50

Пушилин Денис Владимирович
Глава Донецкой Народной Республики
14  

17

 

6,49

Алиханов Антон Андреевич                         

Губернатор Калининградской области

15  

14

 

6,46

Цивилёв Сергей Евгеньевич

Губернатор Кемеровской области

16  

       19

 

6,43

Гладков Вячеслав Владимирович
Губернатор Белгородской области
17  

16

 

6,42

Аксёнов Сергей Валерьевич                               

Глава Республики Крым  

18  

15

 

6,40

Хабиров Радий Фаритович
Глава Республики Башкортостан
19  

20

 

6,36

Кожемяко Олег Николаевич
Губернатор Приморского края
20  

21

 

6,34

Сильное влияние
Старовойт Роман Владимирович
Губернатор Курской области
21  

24

 

6,32

Пасечник Леонид Иванович
Глава Луганской Народной Республики
22  

22

 

6,29

Николаев Айсен Сергеевич
Глава Республики Саха (Якутия)
23  

23

 

6,27

Чибис Андрей Владимирович
Губернатор Мурманской области
24  

18

 

6,25

Меняйло Сергей Иванович
Глава Республики Северная Осетия – Алания 
25  

26

 

6,24

Травников Андрей Александрович
Губернатор Новосибирской области
26  

30

 

6,20

Куйвашев Евгений Владимирович

Губернатор Свердловской области

27  

38

 

6,19

Бречалов Александр Владимирович
Глава Удмуртской республики
28  

25

 

6,18

Развожаев Михаил Владимирович
Губернатор города Севастополя
29  

29

 

6,17

Руденя Игорь Михайлович
Губернатор Тверской области
30  

32

 

6,16

Котюков Михаил Михайлович
Губернатор Красноярского края
31  

41

 

6,14

Шапша Владислав Валерьевич
Губернатор Калужской области
32  

28

 

6,13

Сальдо Владимир Васильевич
Губернатор Херсонской области
33  

33

 

6,11

Балицкий Евгений Витальевич
Губернатор Запорожской области
34  

27

 

6,10

Здунов Артём Алексеевич
Глава Республики Мордовия
35  

44

 

6,08

Цыбульский Александр Витальевич
Губернатор Архангельской области
36  

35

 

6,07

Бусаргин Роман Викторович
Губернатор Саратовской области
37  

45

 

6,05

Богомаз Александр Васильевич   

Губернатор Брянской области

38  

31

 

6,04

Воскресенский Станислав Сергеевич
Губернатор Ивановской области
39  

34

 

6,03

Кондратьев Вениамин Иванович
Губернатор Краснодарского края
 

40

 

39

 

6,01

Малков Павел Викторович
Губернатор Рязанской области
41  

42

 

6,00

Меликов Сергей Алимович
Глава Республики Дагестан
42  

36

 

5,98

Лимаренко Валерий Игоревич    

Губернатор Сахалинской области

43  

49

 

5,96

Комарова Наталья Владимировна

Губернатор Ханты – Мансийского АО – Югра

44  

40

 

5,95

Мельниченко Олег Владимирович
Губернатор Пензенской области
45  

43

 

5,94

Калиматов Махмуд – Али Макшарипович
Глава Республики Ингушетия
46  

66

 

5,93

Голубев Василий Юрьевич     

Губернатор Ростовской области

47  

37

 

5,91

Ведерников Михаил Юрьевич
Губернатор Псковской области
48  

48

 

5,89

Евраев Михаил Яковлевич
Губернатор Ярославской области
49  

47

 

5,87

Хоценко Виталий Павлович
Губернатор Омской области
50  

46

 

5,86

Среднее влияние
Махонин Дмитрий Николаевич
Губернатор Пермского края
51  

50

 

5,85

Кобзев Игорь Иванович
Губернатор Иркутской области
52  

51

 

5,82

Николаев Олег Алексеевич
Глава Чувашской Республики
53  

52

 

5,81

Бочаров Андрей Иванович  

Губернатор Волгоградской области

54  

53

 

5,80

Парфенчиков Артур Олегович  

Глава Республики Карелия

55  

55

 

5,78

Темрезов  Рашид Бориспиевич 

Глава Карачаево – Черкесской Республики

56  

57

 

5,77

Кумпилов Мурат Каральбиевич
Глава Республики Адыгея
57  

59

 

5,75

Шумков Вадим Михайлович
Губернатор Курганской области
58  

58

 

5,73

Дегтярёв Михаил Владимирович
Губернатор Хабаровского края
59  

61

 

5,72

Носов Сергей Константинович
Губернатор Магаданской области
60  

56

 

5,70

Клычков Андрей Евгеньевич
Губернатор Орловской области
61  

64

 

5,67

Томенко Виктор Петрович
Губернатор Алтайского края
62  

68

 

5,66

Соколов Александр Валентинович
Губернатор Кировской области
63  

62

 

5,64

Коков Казбек Валерьевич
Глава Кабардино – Балкарской Республики
64  

67

 

5,63

Паслер Денис Владимирович
Губернатор Оренбургской области
65  

70

 

5,61

Мазур Владимир Владимирович
Губернатор Томской области
66  

69

 

5,60

Авдеев Александр Александрович
Губернатор Владимирской области
67  

74

 

5,59

Бездудный Юрий Васильевич
Губернатор Ненецкого автономного округа
68  

71

 

5,56

Гусев Александр Викторович  

Губернатор Воронежской области

69  

54

 

5,55

Кувшинников Олег Александрович

Губернатор Вологодской области

70  

60

 

5,54

Хорохордин Олег Леонидович
Глава Республики Алтай
71  

76

 

5,52

Владимиров Владимир Владимирович

Губернатор Ставропольского края

72  

78

 

5,51

Ситников Сергей Константинович

Губернатор Костромской области

73  

77

 

5,49

Русских Алексей Юрьевич
Губернатор Ульяновской области
74  

79

 

5,48

Хасиков Бату Сергеевич
Глава Республики Калмыкия
75  

80

 

5,47

Кузнецов Владислав Гариевич
Губернатор Чукотского АО
76  

60

 

5,45

Анохин Василий Николаевич
Губернатор Смоленской области
77  

63

 

5,43

Уйба Владимир Викторович
Глава Республики Коми
78  

88

 

5,42

Артамонов Игорь Георгиевич
Губернатор Липецкой области
79  

72

 

5,41

Егоров Максим Борисович
Глава Тамбовской области
80  

73

 

5,40

Коновалов Валентин Олегович
Глава Республики Хакасия
81  

75

 

5,38

Бабушкин Игорь Юрьевич
Губернатор Астраханской области
82  

81

 

5,35

Орлов Василий Александрович
Губернатор Амурской области
83  

82

 

5,30

Ховалыг Владислав Товарищтайович
Глава Республики Тыва
84  

83

 

5,26

Осипов Александр Михайлович
Губернатор Забайкальского края
85  

84

 

5,22

Зайцев Юрий Викторович
Глава Республики Марий Эл
86  

85

 

5,17

Цыденов Алексей Самбуевич
Глава Республики Бурятия
87  

86

 

5,14

Солодов Владимир Викторович
Губернатор Камчатского края
88  

87

 

5,10

Гольдштейн Ростислав Эрнстович
Губернатор Еврейской автономной области
89  

89

 

5,01

 

Методика исследования АПЭК

Экспертный опрос, на результатах которого основан рейтинг наиболее влиятельных губернаторов в России, проводится методом закрытого анкетирования. В нем принимают участие 26 экспертов: политологи, политтехнологи, медиаэксперты, журналисты.

Как бы Вы оценили по шкале от 1 до 10 влияние на федеральном уровне (в Администрации президента РФ, Правительстве РФ, Федеральном собрании РФ, партийной и бизнес-элите) следующих глав регионов?

 Сначала каждый из экспертов оценивает влияние каждого из кандидатов, представленных в анкете, а затем определяются средние арифметические значения экспертных оценок (средние баллы).

Итоговый рейтинг представляет собой консолидированную оценку влияния всех глав регионов России лидерами российского экспертного сообщества. Персоналии, вошедшие в рейтинг по результатам опроса, распределяются по разделам «очень сильное влияние» (1-20), «сильное влияние» (21-50), «среднее влияние» (51-85).

  Список экспертов

Арьков Виталий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Нижние Поволжье и Северный Кавказ), Гавычева Александра (Агентство политических и экономических коммуникаций),  Гереев Руслан (Центр исламских исследований СКФО), Гращенков Илья (Центр развития региональной политики), Громский Алексей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Новгородская область), Жарихин Владимир (Институт стран СНГ), Журавлев Дмитрий (Институт региональных проблем), Зубанов Сергей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Ямало-Ненецком автономный округ), Иванов Виталий (Фонд развития гражданского общества), Коваленко Артём (журнал «Эксперт-Урал»), Кузнецов Глеб (Экспертный институт социальных исследований), Лавров Андрей (Агентство политических и экономических коммуникаций, Челябинская область), Львов Степан (ВЦИОМ), Минчева Мария (консалтинговое агентство «Город»), Михеев Сергей (политолог), Мухаметов Руслан (Агентство политических и экономических коммуникаций, Свердловская область), Нейжмаков Михаил (Агентство политических и экономических коммуникаций), Орлов Дмитрий (Агентство политических и экономических коммуникаций), Подкопаева Елена (портал «Региональные комментарии»),  Трескин Вадим (Агентство политических и экономических коммуникаций, Архангельская область), Туровский Ростислав  (Центр политических технологий),  Ханас Петр (Дальневосточный консалтинговый центр), Цыганков Анатолий (Агентство политических и экономических коммуникаций, Республика Карелия), Шешукова Галина (Агентство политических и экономических коммуникаций, Оренбургская область).

АПЭК, 2023 г.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: