Региональная власть: «окно Овертона» и новая конфигурация
Именно на период после осенних выборов приходится внесение в Госдуму либо непопулярных законопроектов, либо законопроектов, разработанных в логике ранее принятых решений, которые в свое время были предметом активных дискуссий. Новый законопроект председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павла Крашенинникова и главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрея Клишаса соответствует этой тенденции – по словам самих авторов, законопроект развивает логику обновленных положений Конституции, только теперь в первую очередь касается региональной власти и непосредственно губернаторского корпуса.
Главный акцент проекта – это унификация регионов путем введения единого наименования органов государственной власти субъектов. Общим названием для высших должностных лиц в субъектах станет «глава субъекта РФ», для высших исполнительных органов субъектов – «правительство субъекта». Шаги к единообразию уже предпринимались. Так, в соответствии с законом, подписанным в 2010 году Дмитрием Медведевым, к 2015 году главы субъектов перестали называться президентами.
Тогда необходимость упразднения слова «президент» в наименованиях глав регионов встретила сопротивление в молодежных организациях Башкирии и Татарстана: общественники республик усмотрели попытку «создания унитарного государства». Внедрение единообразного подхода может стать тестом для глав регионов (прежде всего глав республик), в ходе которого будет оценена их способность контролировать ситуацию в регионе. Также будут унифицированы срок полномочий главы региона и законодательного органа власти – пять лет.
Снятие запрета на избрание более двух сроков подряд для губернаторов продолжает логику «обнуления» сроков президента. Окно Овертона сдвинулось: инициатива Валентины Терешковой запустила процесс расширения спектра предложений, которые стали приемлемыми. Поэтому на фоне действующей федеральной нормы принятие подобного закона в отношении губернаторов выглядит не просто приемлемым, но и разумным — как с точки зрения элит, так и с точки зрения общественного мнения.
Кроме того, экспертами уже был отмечен адресный характер положения законопроекта, касающегося предельных сроков полномочий губернаторов. Среди глав, которые работают второй (последний) срок или переизбраны на второй (последний) срок в 2021 году, есть игроки, контролирующие регион (в силу его специфики) в значительной степени благодаря личностному ресурсу и сформированной лидерской субсистеме. Потенциально это может привести к дестабилизации ситуации в регионе после истечения срока полномочий действующего главы. К таким игрокам можно отнести Рамзана Кадырова, главу Чеченской Республики. Также стоит выделить стратегический для страны регион – Ханты-Мансийский автономный округ. Губернатор Наталья Комарова влияет на развитие региона благодаря консенсусу с основными политическими и экономическими акторами, ее роль как гаранта исполнения социальных обязательств нефтегазовыми компаниями со временем только укрепилась.
Главный игрок, который занимает свой пост второй раз, — мэр Москвы Сергей Собянин. Управленческая эффективность команды Москвы, которая проявилась в том числе в сдерживании ситуации с коронавирусом, была позитивно оценена центром. Поэтому на данном этапе Собянина можно считать главой с наиболее осязаемыми перспективами. Для самого мэра это основание для укрепления позиций, увеличивающее пространство для маневра на новом этапе политической игры. При этом основным фактором, влияющим на будущее мэра Москвы, пока остается конфигурация сил в политической системе непосредственно в 2023 году.
Законопроект предусматривает возможность президента прекращать полномочия глав субъектов в связи с утратой доверия по любым основаниям. Вместе с тем предлагается система дифференцированных мер оценки и контроля губернаторов. Среди них — предупреждение, выговор, отрешение от должности и временное отстранение от исполнения обязанностей. Применение / не применение в отношении губернатора президентом таких мер станет дополнительным критерием оценки эффективности главы региона, способным повлиять на его будущую карьеру по истечении срока.