Региональная политика 2025: риски и ключевые тренды
Региональная политика в 2025 году может ознаменоваться целым рядом трендов. Начало некоторым положено уже сегодня. Однако отдельные направления способны «выстрелить» в обозримой перспективе.
Руководитель аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский:
До сих пор висит вопрос с муниципальной реформой, рассмотрение которой отложили на грядущий год из-за большого количества недовольства как среди парламентариев, так и местных элит. В действующем проекте реформа предполагает десятилетний период перехода на одноуровневую систему самоуправления, полностью подотчетную губернаторам и федеральному центру. Но, вероятно, проект будет еще изменен, в связи с большим количеством поступивших предложений.
Что точно останется — регулярные коммунальные кризисы, связанные с износом сетей ЖКХ, которые никто модернизировать не спешит, поэтому региональные администрации ждут очередные стресс-тесты после взрывов газа и канализационных прорывов, особенно в холодное время года.
В политической части продолжится нынешний тренд на постепенное сворачивание политической активности, в том числе через ДЭГ. Но локальный протест по той же тематике ЖКХ вряд ли куда-то денется, поскольку это насущное.
Не исключены и губернаторские ротации, которые уже традиционны. Однако особенно нужно приглядеться к тем, кто назначен и избран недавно, поскольку, согласно тренду последних пары лет, они тоже могут быть заменены.
Политолог Николай Евдокимов:
Для российских регионов следующий год будет во многом связан с теми тенденциями, которые определяют социально-экономический курс уже сейчас: переориентация экономики, поиск инвесторов, решение социальных проблем, поддержание инфраструктуры ЖКХ.
Вместе с тем могут появиться и некоторые особенности. Во-первых, в случае завершения СВО, необходимо будет оперативно решать вопрос социальной, экономической и психологической адаптации вернувшихся бойцов. Опыта решения таких задач у региональных администраций, по понятным причинам, нет.
Во-вторых, отставки губернаторов в Курской и Самарской областях показывают, что выборы более не являются фактором, который защищает главу субъекта от отставки даже на короткое время. Это может дестабилизировать ситуацию в отдельных регионах и усилить давление на власть со стороны региональных контрэлит.
Политтехнолог Петр Бычков:
Основную повестку будут определять внешние факторы, связанные с СВО. Стабильная политическая ситуация внутри, тем не менее, будет испытывать значительное давление со стороны общего падения уровня жизни, связанного с продолжающейся инфляцией. Как минимум, денег на проведение масштабных агитационных кампаний явно будет значительно меньше.
Политолог Алина Жестовская:
Региональные органы власти должно ждать обновление, и это не гипотеза, а прямое пожелание президента, еще в апреле сказавшего, что свежие кадры должны прийти из программы профподготовки ветеранов СВО «Время героев». Соответственно, многолетним аппаратчикам и депутатам, приросшим к креслам регламентов, придется искать себе иной род занятий.
Что же касается основной повестки, то для регионов она была, есть и останется социальной. На фоне крайне ощутимой инфляции, в том числе росте тарифов ЖКХ, население крайне болезненно воспринимает любые инциденты, влияющие на привычный уровень жизни в негативную сторону. И властям субъектов нужно умудриться хотя бы оправдать законные ожидания людей. Причем ответственным отношением к своим обязанностям, а не попытками просто подавлять распространение критической информации о деятельности администраций. На это же нацелено произошедшее обновление губернаторских kpi, теперь привязанных не к количеству бумажных успехов, а к реальному уровню удовлетворенности граждан.