Платное образование для детей мигрантов: решение проблемы загруженности школ или новый вызов для регионов?
В Госдуму внесен межфракционный законопроект о платном обучении для иностранцев в российских школах. Депутаты отметили дефицит мест в школах и рост нагрузки на учителей. Инициатива поможет сэкономить бюджетные средства, направив их в том числе на допвыплаты учителям.
Директор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина:
– Школы свободно не вздохнут, и покрыть стоимость образования введением платного формата не получится. Даже если в школе 5–10% детей мигрантов, эти деньги не помогут всерьез увеличить бюджет учебного учреждения. А если установить слишком высокие цены, так сами мигранты не потянут, особенно многодетные. Если одни будут учиться по очень высоким ценам, а другие в тех же самых классах – бесплатно, это уже фактически дискриминация. Скорее, многие тогда откажутся от обычного школьного образования в пользу онлайн-школ. Но это ухудшение адаптации детей и гораздо большие риски асоциального поведения.
Если речь идет о легальных трудовых мигрантах, которые работают официально и получают зарплату, то эти родители ведь выплачивают налоги, как и все мы, поэтому их дети, конечно, вправе претендовать на такое же школьное образование.
Доктор экономических наук директор Центра региональной политики РАНХиГС Владимир Климанов:
– Тут больше не экономики, а политики и идеологии деятельности, связанной с адаптацией мигрантов к жизни в России и так далее. Позиции могут быть разные, поэтому в любом случае будет конфликтное обсуждение, хоть и межфракционное. С одной стороны очевидно, что нужно вопрос регулировать и вводить запреты, ограничения, а с другой стороны, поскольку тема касается социальной сферы, несовершеннолетних и в условиях того, что мы стремимся достраивать новую демографическую политику, новую политику в отношении семьи, вопросов может быть очень много. Я не думаю, что образовательные учреждения получат значимые выгоды от введения такого платного обучения или будет высвобождение допрасходов со стороны муниципалитетов.
Руководитель социологической компании Russian Field Артемий Введенский:
– С социальной точки зрения такие инициативы почти всегда ведут к поляризации. Платный доступ к образованию для детей мигрантов усиливает различие между «своими» и «чужими», даже если официально речь идет только о нехватке мест или нагрузке на учителей. В краткосрочной перспективе это может показаться способом частично компенсировать расходы на образовательную систему, особенно в быстрорастущих районах, но в долгосрочной это удар по социальной интеграции. Если ребенок не чувствует себя полноправной частью школьной среды, он вряд ли будет воспринимать общество как свое, а значит, вырастет с ощущением изоляции. И это риск не только для него, но и для общества в целом.
Для школ в регионах это скорее вызов, чем возможность. Доходы от платных мест будут незначительными, а административная нагрузка вырастет.
Политолог, автор Telegram-канала «Эксперт по Госдуме» Павел Склянчук:
– Межфракционный законопроект не является гарантией его принятия. Скорее, это свидетельство совпадения политических интересов разных партий по горячему общественному вопросу. Он выходит за рамки непосредственно учебы детей и касается условий пребывания иностранцев в России. Говоря о платности образования, законодатели хотят, чтобы в Россию приезжали высококвалифицированные и, как следствие, платежеспособные иностранцы. Однако это только образ желаемого будущего, по факту принятие инициативы вытеснит детей мигрантов в серую зону, а государство утратит контроль над их социализацией.
В Госдуме в этом созыве пристальное внимание к теме школьного образования. Например, школьникам запретили пользоваться телефоном на уроках, запущен эксперимент по упрощенным экзаменам в школе для поступления в колледжи и техникумы. Так что этот законопроект не популистский, его внесение станет поводом, чтобы вынудить Минпросвещения предложить свой выход из ситуации.