План по нацпроектам: о чем президент и губернаторы говорили в Казани

/

На расширенном заседании президиума Госсовета в Казани президент РФ Владимир Путин, федеральные министры и главы российских регионов обсудили вопросы реализации нацпроекта «Жилье и городская среда». Между тем стало известно, что расходы на воплощение всех 12 нацпроектов составят почти 26 трлн рублей. Половина суммы будет выделена из федерального бюджета, остальное, как ожидается, добавят регионы и частные инвесторы. По мнению экспертов, успешное осуществление нацпроектов способно поднять качество жизни населения страны на новый уровень. Однако основная трудность, с которой столкнутся исполнители, – это недостаток средств на региональном уровне. Подробнее – в обзоре «РК».

Госсовет в Казани

Расширенное заседание президиума Госсовета проходило в Казани с 10 по 12 февраля. Главы почти 40 регионов и федеральные министры два дня в неформальной обстановке обсуждали тему жилищного строительства и создания благоприятной городской среды. 12 февраля к дискуссии присоединился президент РФ Владимир Путин, сообщает URA.RU.

Как заявил глава государства, чтобы реально обновлять, а не «просто латать» жилой фонд страны, необходимо ускоренными темпами расселять аварийное жилье.

«Наша задача – расселять аварийное жилье, причем в больших объемах, чем его образуется, то есть свыше 2 млн квадратных метров в год. И на такой уровень мы обязаны выйти не позднее 2023 года», – цитирует Владимира Путина Первый канал.

Президент также подчеркнул, что необходимо наладить взаимодействие между федеральным центром, регионами, муниципалитетами и теми, кто работает над реализацией проектов.

Президент также поддержал идею более активного привлечения студентов и молодых специалистов к реализации национальных проектов, сообщают «Известия».

В настоящее время известно, что более 34,3 млрд рублей федеральных средств на реализацию нацпроектов получит Республика Татарстан. В общей сложности на их реализацию в республике будет направлено свыше 48,5 млрд рублей бюджетных средств, сообщил в среду, 13 февраля, на итоговой коллегии Министерства экономики и Министерства промышленности и торговли региона глава Минэкономики Фарид Абдулганиев, пишет ТАСС.

Тем временем губернаторы регионов уже начали комментировать возможность реализации проектов в своих областях. Так, согласно сообщениям журналистов, губернатор Новосибирской области Андрей Травников заявил, что национальные проекты «Здравоохранение», «Демография» и «Жилье» станут наиболее трудными для реализации на территории региона.

«Если говорить о проблемах, которые могут возникнуть в плане реализации нацпроектов, то я назову самые масштабные, с самыми амбициозными целями. Это нацпроекты «Здравоохранение» и «Демография», потому что достичь такого серьезного снижения заболеваемости и смертности, увеличения продолжительности жизни до 80 лет к 2030 году – это серьезный вызов для всей страны, в том числе для нашего региона», – цитирует ТАСС Травникова.

Между тем 11 февраля правительство РФ опубликовало материалы с основными показателями 12 национальных проектов и расходами на них с 2019 по 2024 год.

Как следует из сообщения на сайте кабмина, на реализацию нацпроектов планируется потратить 25,7 трлн рублей. 13,1 трлн рублей выделят из федерального бюджета, еще 7,5 трлн рублей – из внебюджетных источников. Расходы регионов на нацпроекты составят 4,9 трлн рублей. Еще 147,8 млрд рублей планируется предоставить из государственных внебюджетных фондов.

Как отмечает «Коммерсантъ», самым дорогостоящим будет Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры: на него выделят 6,348 трлн рублей. Далее по объему финансирования идет нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», на который направят 4,779 трлн рублей. На национальный проект «Экология» – 4,041 трлн рублей, на нацпроект «Демография» – 3,105 трлн рублей, на проект «Здравоохранение» – 1,725 трлн рублей, на «Цифровую экономику» – 1,634 трлн рублей, на проект «Жилье и городская среда» – 1,066 трлн рублей.

Наименьшие затраты предусмотрены на нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» – 52,1 млрд рублей. На втором месте по этому показателю «Культура», затраты на которую оценены в 113,5 млрд рублей.

Рассуждения в соцсетях

В социальных сетях уже обсуждают конкретные нацпроекты и изменения в законодательстве.

«Директор департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Минэкономразвития Милена Арсланова сообщила, что МЭР в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» планирует включить в образовательную программу для чиновников в регионах блок по предпринимательскому мышлению: «У нас есть мероприятия по обучению региональных команд [госслужащих], и там предусмотрены блоки, которые совпадают с бизнесовым образованием. Фактически мы предлагаем им начать думать как бизнесмены и понять, с какими проблемами сталкиваются [предприниматели] и как тяжело вести бизнес. Мы такие блоки будем включать в образовательные программы», – пишет Telegram-канал «Кремлевский безбашенник».

По мнению авторов, теперь инициативу МЭР должны подхватить другие профильные «направленцы» на остальные нацпроекты.

Не менее обсуждаемым становится и нацпроект «Наука», реализация которого возложена на Минобрнауки.

«Финансировать на данный момент Минобрнауки может только своих подведов – напрямую или косвенно (например, компенсируя промпредприятиям затраты на НИОКР, размещенные в вузах и научных учреждениях). В число подведомственных организаций входит подавляющее число университетов, а также академических научных институтов. При этом важно различать получателя субсидии и общий состав членов консорциума, которые могут быть связаны договорными отношениями», – рассуждают авторы канала «Научно-образовательная политика».

Как пишут блогеры, распределение средств – это вопрос дополнительной проработки. «Работы должны оплачиваться, предполагается привлечение молодых специалистов, студентов и аспирантов. Закупка оборудования также может потребоваться. А бизнес, как и вузы, как и научные институты, как и представители власти, уже вовсю обсуждает форматы взаимодействия. Прямая связь с Минобрнауки налажена, и все предложения рассматриваются», – резюмируется в сообществе.

Тем временем авторы канала «Кремлевская прачка» утверждают, что обстановка в правительстве РФ в настоящее время недостаточно спокойная. Все, по их мнению, из-за того, что члены кабмина несколько расслаблены в вопросе реализации нацпроектов.

«Значительная часть министров на Гайдаровском форуме поделились своим видением катастрофической ситуации, сложившейся в российской экономике, социальной сфере (по их профильным направлениям). Тем самым министры и вице-премьеры постарались «подстелить себе соломки» на будущее: значительное их число являются членами кабмина – старожилами, поэтому констатация проблем вызвала у наблюдателей вполне предсказуемую негативную реакцию», – отмечают блогеры.

В некоторых сообществах приводится в пример Якутия, где глава республики Айсен Николаев в ходе интервью телеканалу «Якутия24» заявил, что контроль за расходованием средств на реализацию национальных проектов, обозначенных в майском указе № 204 президента России Владимира Путина, будет очень жестким.

Что получат регионы

Как отмечают эксперты, обращение Владимира Путина на президиуме Госсовета было адресовано не только министрам, но и губернаторам. Это должно способствовать их сплоченной работе.

«На самом деле «бумажные» показатели довольно часто отличаются от реальной ситуации в регионах, поскольку эти результаты притягиваются за уши. Что же касается нацпроектов, есть четкие критерии, достижение которых позволяет говорить, что они реализуются успешно в том или ином регионе. Президент сказал, что не только федеральные министры, но и губернаторы отвечают за то, как будут реализовываться нацпроекты, что очень важно – это заставит их работать в связке», – заявил генеральный директор Центра политического анализа Павел Данилин.

Между тем старший преподаватель кафедры сравнительной политологии МГИМО МИД РФ Алексей Зудин выразил мнение, что реализация национальных проектов поворачивается в практическую плоскость. При этом, по его мнению, новый формат заседания Госсовета доказал свою эффективность и помогает качественно осуществлять контроль за исполнением федеральных задач на местах.

«Несмотря на то что все региональные участники называются в официальных документах одним термином (представители субъектов Федерации или главы областей), важно понимать, что каждый регион отличается своей спецификой, он уникален. И участие каждого субъекта Федерации в реализации нацпроектов имеет свои сильные и слабые стороны, которые должны быть компенсированы. Такой момент, как уникальность потенциала развития каждого из регионов, на мой взгляд, является ключом к успешной реализации национальных проектов на практике», – подчеркнул Зудин.

Политический консультант Петр Ханас называет цели нацпроектов достаточно амбициозными, так как их реализация способна поднять качество жизни населения страны на совершенно новый уровень.

«Для подобных программ главное, чтобы они не остались на бумаге, а были реализованы. Что может этому помешать? На мой взгляд, первая и основная трудность, с которой столкнутся исполнители, – это недостаток средств для реализации проектов на региональном уровне. Дело в том, что правительство РФ для реализации этих программ предусматривает выделение средств из федерального бюджета в размере почти 26 трлн рублей до 2024 года. Но это только половина, остальные средства должны выделить регионы», – заявил он.

Второй проблемой он называет эффективное вложение выделенных средств, так как вероятность коррупционных действий все-таки есть.

«Существует и третья проблема – то, что подобные программы под названием «Национальные проекты» уже реализовывались в России и, к сожалению, не имели должного эффекта. Я говорю прежде всего о том, что у нас зачастую слова и обещания подменяются реальными делами, а механизмы контроля и принятия решений в отношении недобросовестных персон зависят только от одного человека – президента. Не исключено, что и эти проекты могут стать исключительно его головной болью. Так не должно быть», – рассуждает эксперт.

По его мнению, и руководителям, и органам исполнительной власти в РФ необходимо рассматривать нацпроекты как инструменты, которые позволят создать условия для прорыва в развитии страны.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: