Падение спроса на новые автомобили в России: что ждет производителей в регионах?

/

В России в июне продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей упали в годовом выражении на 27,5%, сообщили в Минпромторге. В июне первый вице-премьер России Денис Мантуров заявлял, что АвтоВАЗ будет вынужден сократить производственный план в 2025-м из-за снижения спроса на продукцию.

Ди­рек­тор ре­ги­о­наль­ной про­грам­мы Неза­ви­си­мо­го ин­сти­ту­та со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки, про­фес­сор гео­гра­фи­че­ско­го фа­куль­те­та МГУ док­тор гео­гра­фи­че­ских наук Наталья Зубаревич:

– По данным Росстата, сейчас ситуация такова: производство автомобилей в стране растет, а продажи действительно падают. Если сравнивать январь – май 2025-го и январь – май 2024-го – производство плюс 4%. При этом сохраняется огромная затоварка непроданных автомобилей на складах. Все дело в цене: цены задраны, автокредит взять очень сложно, поэтому с продажами большие проблемы. Меры принимаются, делаются попытки ограничить приток китайских автомобилей – для них ввели большой утилизационный сбор, «китайцы» подорожали, а для российских производителей этот утилизационный сбор компенсируется. Может, это поможет им что-то продать. Но пока известно одно: без доступных автокредитов население очень плохо покупает автомобили. В настоящее время одобрение получает только каждая пятая заявка.

Депутат Госдумы, член Комитета по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Олег Гарин:

– Главной причиной кризиса на авторынке являются санкции западных стран, из-за которых снизилось предложение и выросли цены, и жесткая денежно-кредитная политика Центробанка, которая привела к практически полному замораживанию автокредитования, а также снижение покупательской способности из-за инфляции.

Еще один тревожный момент: сегодня 72% автомобильного парка в нашей стране – это техника старше 10 лет. Для обновления парка ежегодно нужно продавать не менее 3 млн машин.

Глава Минпромторга Антон Алиханов объявил, что ведомство уже подготовило решения, способные смягчить негативный сценарий. Среди них – увеличение скидок на автомобили в рамках существующих механизмов поддержки спроса, восстановление программ «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

В мае мы приняли законопроект о локализации автомобилей такси, он начнет действовать с марта 2026 года. Он тоже поможет поддержать отечественных производителей в регионах.

Вадим Сипров, политолог, генеральный директор ООО «Институт коммуникационного менеджмента»:

– Алармистские прогнозы, как известно, один из довольно эффективных способов продвижения интересов бизнеса, главная цель которого – либо преумножение прибыли, либо сохранение на существующем уровне. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что тревожные прогнозы, которыми запестрела лента новостей в последние дни, отражают интересы автодилеров. Напомню, розничные цены формируют они. Дилеры могут подвинуться в цене в интересах потребителей. Могут, если захотят…

Стоит напомнить, что федеральный центр совместно с региональными властями и руководством предприятий в 2022–2023 годы сделали большое дело – спасли отечественный автопром и сохранили десятки тысяч рабочих мест. Рынок предложения сформирован. Вероятно, теперь придется реанимировать и спрос.

Главный редактор Invoice media Денис Миролюбов:

– Падение рынка на 27% уже состоялось. И даже снижение средней цены новых автомобилей ничего не меняет, так как показатель все равно высокий, учитывая, что четыре года назад легковушки стоили примерно в два раза дешевле, чем сегодня. Не случайно продажи Lada упали на 23% за последние полгода.

Безусловно, снижение «ключа» несколько улучшит ситуацию. Вероятнее всего, на следующем заседании ЦБ снизит ключевую ставку на 1–2% – до 18–19%. Но этого мало. Покупателям нужна возможность покупать новую машину под 15% – аналогично с лизингом. Тогда ситуация немного исправится.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: