Нацпроект в сфере туризма – это коллективный план, но с решениями для каждого региона
В России есть федеральная программа «Развитие внутреннего и въездного туризма», которая рассчитана до 2025 года. Она неплохая, но ее необходимо корректировать, потому что жизнь внесла изменения во многие аспекты государственной политики и поведение туристов. Повышение ее статуса до национального проекта очень важно в том числе и потому, что национальные проекты находятся на особом контроле у руководства. Это позволит быстрее принимать решения и получать больше денежных средств на развитие туризма, что представляется важной задачей. Однако в условиях этого года реализовать даже среднесрочные программы, наверное, невозможно. Задача туристического бизнеса и в целом индустрии – остаться на плаву до конца года. Поэтому старт этой идеи, как мне кажется, следует отложить до 2021 года.
Туризм в России – это очень разноплановая, разнообразная деятельность, которая отличается от региона к региону. Поэтому нацпроект должен стать совокупностью именно региональных проектов, которые развиваются и финансируются по общим правилам. Рецепт, который подходит для Краснодарского края, неприемлем для Байкала или Камчатки. В Краснодарском крае, например, переизбыток отелей, но есть определенные проблемы с дорогами, особенно между Джубгой и Сочи (это горная и старая дорога, достаточно трудная для автомобилистов). Тем временем число туристов, которые путешествуют на автомобилях, растет. И это, кстати, касается не только Кубани. В целом по стране требуются решения, касающиеся развития инфраструктуры для автомобильных поездок (недорогие кемпинги, пункты питания, апдейт информации на дорогах и так далее). В свою очередь, для Байкала требуется точечное экологичное строительство отелей, но не пятизвездочных, сделанных из бетона и стекла, а вписанных в природу, не нарушающих баланс с природными интересами.
Молодежи интересен пеший туризм, трекинг – для этого требуется маркировка маршрутов на гигантских расстояниях, потому как в России много интересных мест, но часть маршрутов лишена вообще каких-либо указателей.
Каждый регион должен делать ревизию уже существующих проектов, ведь туризм всегда развивался, программа существовала и раньше, но успешность реализации была разной, так как когда-то не хватало денег, когда-то – идей. Наиболее интересные идеи иногда и не требуют миллиардных вложений. К таким можно отнести, например, проект «Великий Устюг – родина Деда Мороза». Гигантских вложений не было, между тем туристический поток за 15 лет вырос раз в 50. Это показывает, что у региональных властей, бизнеса может хватить и своих ресурсов, но им надо помочь понять, какие идеи на сегодняшний день будут востребованы туристами. Путешественники тоже хотят обновлений, они не хотят ездить несколько раз по одному и тому же маршруту или в один и тот же отель. Поэтому нацпроект должен стать коллективным планом развития, но опираться надо на проблематику и задачи каждого региона в отдельности, надо искать индивидуальные решения для каждого субъекта.