Дороже или дешевле? Сколько будут стоить избирательные кампании в регионах в 2023 году

/

От 1 млн до 50 млн рублей будут стоить избирательные кампании кандидатов на выборах в гордумы региональных центров и Заксобрания. Такие цифры называют эксперты. В чем причины большого разброса цен и какие факторы будут влиять на итоговые суммы – об этом в сюжете РК

Полемика по поводу затрат на избирательные кампании в регионах началась с обсуждения выборов в гордуму Екатеринбурга. По оценке политолога Ильи Гращенкова, выборы в столице Свердловской области будут традиционно конкурентными, а цена одного мандата составит в среднем 30–50 млн рублей.

«Начнем с номинальных расчетов. Например, Верх-Исетский округ – это 149 тыс. избирателей на ЗС и 35–40 тыс. на гордуму (но при большей стоимости голоса за счет конкуренции). При условной расчетной явке 50% и требуемых для победы расчетных 50% от нее получаем 37 тыс. избирателей. При средней цене голоса 1 тыс. руб выходит 37 млн рублей», – аргументировал Гращенков.

По мнению уральских политологов, будущим кандидатам в гордуму Екатеринбурга кампания обойдется гораздо дешевле. Директор Института системных политических исследований и гуманитарных проектов Анатолий Гагарин полагает, что средний бюджет претендентов на мандат будет около 15 млн рублей.

«Вложения в кампанию по одномандатному округу будут весомее. Придется потратиться не только неофитам, но и действующим депутатам, которые избирались по партийным спискам. В целом финансовая смета кандидата увеличится на 25–30%, если сравнивать с предыдущими выборами 2018 года», – цитирует Гагарина «Новый день».

Генеральный директор АЦ «Политген» Ярослав Игнатовский считает, что стоимость избирательной кампании одного кандидата может варьироваться от 10 млн до 50 млн рублей. Среди факторов, которые влияют на цену кампании, эксперт называет следующие.«Прежде всего – это кандидат от провластной или от оппозиционной партии. Второе – подразумевается ли в округе кандидата конкурентный сценарий. Третье – количество избирателей округа. От этого зависят финальные цифры бюджета, так как большая часть средств тратится на работу с людьми, которых надо мобилизовывать». 

По его словам, дешевле обойдутся кампании в регионах, где отсутствует конкуренция и результат предопределен в ходе внутренних переговоров и договоренностей между внутриполитическим региональным блоком и представителями политических партий. В спорных округах, продолжает Игнатовский, оппозиционные кандидаты, не расходуя много средств, могут сподвигнуть своих провластных соперников потратить больше, чтобы перестраховаться и быть уверенными в результате.

Между тем политтехнолог, вице-президент РАПК Петр Быстров уверен, что стоимость избирательных кампаний кандидатов в депутаты в этом году будет существенно дешевле, поскольку высокой конкурентной борьбы на выборах в регионах ожидать не приходится.

«Мне кажется, что мандат в городскую думу может стоить в этом году порядка 3–5 млн рублей. Чуть выше можно оценить мандат в областную думу. Хотя в случае, когда это действующий депутат, укорененный в округе и не имеющий серьезных конкурентов, кампания может обойтись и существенно дешевле», – рассуждает Быстров.

Однако он допускает исключения – на выборах в том же Екатеринбурге суммы действительно могут быть выше.

Политконсультант Валентин Бианки также не видит причин для удорожания избирательных кампаний в 2023 году: при пониженной конкуренции кандидаты смогут обойтись минимальными затратами.

«Кампанию по переизбранию действующего депутата с крепкими политическими позициями и нормальной работой на территории, наверное, можно и за 1 млн провести – печатать же что-то все-таки надо. Я думаю, разговоры про 30–50 млн для Екатеринбурга – это вопрос коммерческих кампаний. Вопрос, сколько их будет. Если несколько на страну, то могут быть и какие-то такие оценки», – сказал Бианки.

Среди факторов, влияющих на стоимость избирательных кампаний, он назвал логистику (особенно актуально для Красноярского края) и местные традиции выборов.

«В том же Екатеринбурге ценник будет выше, чем по стране, потому что это один из главных поставщиков политических новостей и протестов. Региональные  элиты там так организованы, что не получается договориться тихо-мирно на берегу. Конкурентность – это основное, что повышает затраты», – резюмировал Бианки.

 

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: