Без ярких слоганов, но в галстуках: как кандидаты в губернаторы начали предвыборную агитацию
До выборов осталось меньше двух месяцев, и кандидаты в губернаторы начинают бороться за голоса избирателей при помощи агитационно-пропагандистских материалов (АПМ). Кто-то выбирает билборды, кто-то – листовки с предвыборной программой, одни предпочитают размещать на баннерах свои портреты, другие обходятся слоганами. Эксперты РК оценили АПМ кандидатов и рассказали, как изменилась агитация в условиях СВО и насколько эффективны слоганы претендентов на губернаторские посты.
Фото или слоган?
В российских регионах только с 13 августа начнется официальный период предвыборной агитации в СМИ. Однако уже сейчас кандидаты в губернаторы могут презентовать себя и свою позицию при помощи билбордов и других АПМ, не называя номера в бюллетене.
Напомним, выборы губернаторов пройдут с 9 по 11 сентября 2022 года в 14 субъектах РФ: во Владимирской, в Тамбовской, Ярославской, Кировской, Калининградской, Новгородской, Рязанской, Томской, Саратовской и Свердловской областях, а также в Бурятии, Карелии, Удмуртии и Марий Эл. На 14 кресел претендуют 88 человек.
Уже начал предвыборную агитацию врио губернатора Кировской области Александр Соколов. Пока он решил обойтись без слогана и, видимо, просто повысить свою узнаваемость среди населения региона. На билборде изображено лишь фото кандидата.
Политконсультант Александр Семенов в своем Telegram-канале подчеркивает, что первая волна АПМ без слогана – это вполне рабочий вариант, особенно учитывая необходимость нарастить узнаваемость фамилии.
Не использует слоганы и калининградский губернатор Антон Алиханов, но на печатной продукции использует хештеги #энергия #результат #работаемвместе.
Врио губернатора Томской области Владимир Мазур, наоборот, не использует на АПМ фото, зато есть слоган.
По мнению генерального директора коммуникационного агентства Actor Дмитрия Еловского, это выделяет Мазура на фоне других кандидатов, но все же это достаточно рискованная модель.
«Для врио губернатора это достаточно нестандартное решение – обойтись без лица в АПМ. С этим есть определенные проблемы, потому что не достигается именно узнаваемость лица, а во время голосования до 40% избирателей принимают решение непосредственно на участке, смотря на список кандидатов, где есть фото и Ф. И. О.», – подмечает эксперт.
Он добавляет, что слоган «Есть решение» использовался в 2021 году во многих регионах у представителей «Единой России»: видимо, здесь штаб врио решил сэкономить.
Врио главы Рязанской области Павел Малков и врио губернатора Ярославской области Михаил Евраев предпочли слоганы из трех существительных. Причем одно слово в них совпадает – «развитие».
Александр Семенов замечает, что Мазур и Малков взяли традиционные слоганы, которые в разных вариациях кочуют из кампании в кампанию. Такие слоганы, по его словам, не вызывают негатива, но и плюсов не добавляют. Кроме того, важно, чтобы слова совпадали с делом.
«Мазуру с таким слоганом («У каждой проблемы есть решение») теперь необходимо наглядно продемонстрировать решение какой-либо пусть и не первостепенной, но актуальной проблемы Томской области», – пишет политконсультант.
У Малкова же пока расходятся слова и действия. С билборда он обещает порядок, но с кадровыми назначениями явно не торопится.
«Слово «развитие» не работает совсем – никогда и нигде – из-за смысловой неопределенности и многозначности для избирателей. Но звучит вроде как красиво, правильно, прогрессивно, а потому используется часто», – добавляет Семенов.
А что оппозиция?
Включились в предвыборную гонку и представители оппозиции. Кандидат в губернаторы Владимирской области от КПРФ Антон Сидорко выпустил АПМ со слоганом «Губернатор, который нужен области».
В кратком описании личности говорится, что Сидорко – идеальная кандидатура для губернатора. Более того, и избиратели, и президент якобы отдают предпочтение именно таким, как Сидорко, – инициативным, знающим, эффективным и прорывным. Напомним, что тем не менее врио губернатора в октябре 2021 года президент все же назначил Александра Авдеева.
Кандидат на должность главы Тамбовской области от КПРФ Андрей Жидков решил сделать акцент на системе «свой – чужой». Поскольку врио губернатора Тамбовщины Максим Егоров – «варяг» для региона, Жидков призывает голосовать именно за «своего» человека.
Дмитрий Еловский допускает, что такой подход может принести Жидкову дополнительные голоса избирателей, но победить все же не поможет.
В Свердловской области уже разгорелся скандал с билбордами от оппозиции. Андрей Кузнецов от «Справедливой России – За правду» и Александр Ивачев от КПРФ пожаловались на пиар-провокацию в одном из районов Екатеринбурга. Рядом друг с другом на улице появились два баннера, на одном из которых якобы Кузнецов говорит: «Хватит спекулировать на протесте», а на другом Ивачев как будто бы ему отвечает: «Протест – путь к успеху! Я не спекулянт!» Кандидаты заявили, что они ничего не знали об этих баннерах и не размещали их, сообщает РИА «Новый день».
По мнению Ивачева, «чернушные» плакаты разместил штаб губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева.
«Штаб моего главного оппонента сильно обеспокоен рейтингами КПРФ в родном для меня избирательном округе. Видимо, есть опасность не просто второго тура, а чистого проигрыша на знаковой территории – в столице Урала. Вот и пошла в ход чернуха», – поясняет Ивачев в социальных сетях.
Изменения в агитации
Политконсультант Александр Семенов в своем Telegram-канале обращает внимание на то, что сейчас уникальное время. Например, если ранее конструкции «Мы вместе» или «Мы можем» были обречены на провал, то сейчас, в период сплочения вокруг флага, как раз такие конструкции будут «бить» точно в цель. Но пока на выборах-2022 такие слоганы не представлены, что, по мнению Семенова, странно.
Генеральный директор коммуникационного агентства Actor Дмитрий Еловский выделяет следующую деталь на АПМ провластных кандидатов: практически все они предстают в классическом чиновничьем образе – в пиджаке и галстуке. Лет пять назад такой образ вызывал у избирателя отрицательную реакцию, вопрос в том, как избиратель относится сейчас к такому позиционированию.
«Также надо обратить внимание, что оппозиционные кандидаты в своих АПМ как минимум не используют галстуки, а это чуть большая народность и открытость», – подмечает эксперт.
Генеральный директор АЦ «Политген» Ярослав Игнатовский полагает, что в этом году не будет ярких или запоминающихся материалов. Причина в том, что на это нет сегодня запроса, нет необходимости в оригинальных слоганах.
«Кандидаты будут оставаться в рамках своих традиционных электоральных ниш. По тем АПМ, которые уже появились, видно, что каких-то новых прорывных идей нет, а есть стандартный пакет визуального предложения. Но сегодня АПМ и не являются главным аспектом предвыборной кампании. Фактически это фон, который необходим, чтобы обеспечить узнаваемость кандидата на раннем этапе кампании, а скоро уже начнется активная фаза. В целом АПМ делают свое дело», – подытоживает политолог.
Фото: Telegram-канал «АГИТУХА».