2021 vs 2016: как изменились траты на избирательную кампанию в Госдуму

/

От 50 млн до 100 млн рублей – столько в среднем тратит партия на избирательный округ на выборах в Госдуму в 2021 году. Об этом РК рассказали политтехнологи. Какие партии тратят больше других на избирательные кампании, увеличились ли расходы по сравнению с 2016 годом и как изменились приоритеты при распределении денежных средств – в обзоре РК.

Сколько стоит кампания?

Согласно утвержденной ЦИК смете расходов на организацию выборов депутатов Госдумы в 2021 году, эта кампания станет самой дорогостоящей в истории России. На выборы заложено 21,4 млрд рублей, сообщают «Ведомости». Для сравнения: в 2016 году на выборы в Госдуму было заложено 10,3 млрд рублей, в 2011-м – 7 млрд рублей.

Объясняется такое увеличение стоимости особенностью кампании: это первые выборы в Госдуму, которые проводятся в условиях пандемии коронавируса. Голосование будет проходить в течение трех дней, поэтому платить членам комиссий придется больше. Кроме того, совершенствуется техническое обеспечение выборов.

Тем временем расходы на избирательную кампанию в сравнении с 2016 годом изменились не сильно. Такого мнения придерживается политтехнолог Юлия Милешкина. Напомним, что в 2016 году, по данным РБК, для победы в одномандатном округе требовалось в среднем 100 млн рублей.

В разговоре с РК Милешкина пояснила, что визуально расходы на кампанию возросли, но связано это лишь с тем, что увеличились избирательные фонды.

«Это позволило большее количество средств проводить через избирательные счета. Это как раз показывает ЦИК увеличение расходов. Соответственно, большинство кампаний сейчас идет «в белую», например, зарплаты сотрудникам штаба проводятся через избирательный счет. Если раньше оттуда оплачивались только агитационно-печатные материалы и видеоролики (что нельзя не оплатить с избирательного счета), то сейчас очень много официально показывается расходов на персонал, который задействован в выборах», – разъясняет эксперт.

Однако она отмечает, что в денежном эквиваленте увеличилась разве что себестоимость материалов.

По мнению политтехнолога, доцента МГУ имени М. В. Ломоносова Григория Казанкова, если посчитать, сколько каждая партия тратит на то, чтобы донести информацию до одного избирателя, то расходы на кампанию не такие уж и большие.

«Судя по отчетам партий, они тратят несколько сотен миллионов рублей. Если у нас около 108 млн избирателей, то получается несколько рублей на избирателя (у разных партий по-разному)», – добавляет политтехнолог.

Подробно о том, сколько может стоить избирательная кампания для кандидата в Госдуму в 2021 году, рассказал политолог Илья Гращенков в своем Telegram-канале.

По словам автора, средняя цена для стандартного округа (около 500 тысяч избирателей) – 140 млн рублей.

Гращенков рассказал, как считается смета предвыборных расходов: «50% от общей численности (хотя в 2011-м явка была 60,21%, а в 2016-м – всего 47,88%), от этой явочной численности берется контрольный пакет голосов – 51%, эта сумма умножается на 1000 рублей (иногда считают по 3–5 долларов на избирателя от общего числа). Получаем среднюю стоимость кампании – 125 млн рублей, или 1,7 млн долларов».

Однако политолог обращает внимание на то, что стоимость зависит от конкуренции в округе, узнаваемости и админресурса.

«Если конкуренция повышается, то стоимость голоса тоже растет. Если конкуренции нет – падает. Если кандидат – известный в округе человек (реальная узнаваемость, а не мнимая), то это может помочь сэкономить до 20% бюджета. Если есть свой медиаресурс (газеты, баннерные площадки и прочее) – еще столько же», – пишет Гращенков.

Канал «Пять партий» выдвигает версию, что условному кандидату избирательная кампания в Госдуму обойдется в сумму от 70 млн до 500 млн рублей.

«Однако есть мнение, что избирательная кампания будет стоить условному кандидату 1,25 млн долларов (не более 100 млн рублей). Надо просто взять 0,5 млн в среднем, разделить пополам из-за ожидаемо низкой явки и умножить на 5 долларов», – отмечают авторы канала.

Большие расходы равно гарантированная победа

Канал «Пять партий» также сообщает, что больше всего денег в избирательные фонды на выборы в ГД собрали партии «Единая Россия» и ЛДПР. На это обращает внимание и политконсультант, политолог, генеральный директор АЦ «Политген» Ярослав Игнатовский.

«Только «Единая Россия» и ЛДПР сумели сформировать предельно допустимую по закону сумму – 700 млн рублей. На третьей и четвертой позициях по привлеченным средствам находятся идеологические оппоненты – СРПЗ и КПРФ (235,2 млн и 122 млн рублей соответственно). Непарламентские партии сумели аккумулировать в разы меньше средств, что интересно, некоторые из них (те, что были активны в 2016–2020 годы) постепенно сворачивают деятельность. Это «Коммунисты России», «Родина», – заявляет Игнатовский.

По словам Юлии Милешкиной, то, что ЕР несет самые большие расходы, естественно.

«Больше всего мандатов, больше всего побед с высокой вероятностью достанется именно партии власти. Она рассчитывает на самое большое количество, соответственно, чтобы обеспечить гарантированную победу, нужно вкладываться гораздо больше, чем в том есть реальная необходимость, чтобы снизить некоторые риски кампании», – поясняет политтехнолог.

Она также убеждена, что огромные расходы избирательных фондов кампаний у «Новых людей» (судя по количеству агитационных роликов на телевидении, в Интернете и в целом по медийности партии), «Справедливой России» и КПРФ.

Григорий Казанков также замечает, что немало на кампанию тратит и ЛДПР.

«Партия «Новые люди» очень заметна, причем прежде всего в рекламе (и телевизионной, и наружной), наверное, они и тратят больше, чем другие», – допускает политтехнолог.

По словам Ярослава Игнатовского, стоит обратить внимание на реальные траты партий на кампанию.

«Безусловным фаворитом на текущий отчетный момент является ЛДПР, которая из 700 млн рублей потратила почти 618 млн. Примечательно, что единороссы не спешат тратить средства избирательных фондов – там остается более 400 млн рублей. По опыту предыдущих кампаний можно сказать, что они оказываются и самыми экономными. Остальные партии уже потратили почти все собранные деньги», – констатирует политолог.

Смена приоритетов

«Новых статей расходов в избирательных кампаниях нет, но я думаю, что интернет-агитация занимает теперь гораздо большую долю, – говорит Григорий Казанков. – Сэкономить ни на чем не получится: нужны и Интернет, и печатная продукция, думаю, просто соотношение трат на агитационно-пропагандистские материалы и агитацию в Интернете меняется, но интересно будет это проанализировать по итогам кампаний».

Ярослав Игнатовский согласен с тем, что по сравнению с прошлыми кампаниями выросли расходы на агитацию через Интернет.

Тем не менее политолог добавляет: «Не отстают и традиционные форматы печатной агитации – изготовление баннеров, листовок и газет оказывается востребованным на фоне коронавирусных ограничений (из-за невозможности активно проводить встречи с избирателями донести до них информацию можно чаще всего таким способом)».

Подводя итоги, Игнатовский подчеркнул, что расходы на проведение публичных мероприятий действительно снизились, но вырученные средства перенаправлены на другие статьи.

bookmark icon

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: