Приедет еще: как Владивосток встретил Ким Чен Ына


Встре­ча ли­де­ров двух стран во Вла­ди­во­сто­ке, на мой взгляд, про­шла до­ста­точ­но хо­ро­шо. Судя по ре­ак­ции всех участ­ни­ков, все оста­лись до­воль­ны – и пре­зи­дент РФ Вла­ди­мир Пу­тин, и гу­бер­на­тор Олег Ко­же­мя­ко, и се­ве­ро­ко­рей­ский ли­дер Ким Чен Ын. Как из­вест­но, Пу­тин уле­тел в Ки­тай по­сле встре­чи с Ким Чен Ыном на встре­чу по так на­зы­ва­е­мо­му Шел­ко­во­му пути, а Ким Чен Ын остал­ся, они вме­сте с Ко­же­мя­ко воз­ло­жи­ли вен­ки к ме­мо­ри­а­лу «Бо­е­вая сла­ва» Ти­хо­оке­ан­ско­го фло­та, к Веч­но­му огню, про­еха­лись по го­ро­ду. Надо ска­зать, несмот­ря на то что меры без­опас­но­сти, как от­ме­ча­ли на­блю­да­те­ли, были уси­лен­ны­ми по на­сто­я­нию ко­рей­ской сто­ро­ны, осо­бых про­блем го­ро­жа­нам ви­зит не до­ста­вил, во­пре­ки моим ожи­да­ни­ям. Воз­мож­но, по­то­му, что его по­се­ли­ли на ост­ро­ве Рус­ский, где и со­сто­я­лась встре­ча с пре­зи­ден­том, по­это­му по го­ро­ду он по­чти не пе­ре­ме­щал­ся. Даже уче­бу в уни­вер­си­те­те не при­оста­нав­ли­ва­ли: сту­ден­ты за­ни­ма­лись в обыч­ном по­ряд­ке, а встре­ча в вер­хах со­сто­я­лась. В го­ро­де мож­но было за­ме­тить необыч­но боль­шое ко­ли­че­ство «га­иш­ни­ков», со­труд­ни­ков пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­нов, дэп­э­эс­ни­ки сто­я­ли прак­ти­че­ски на каж­дом углу, на мно­гих ули­цах в цен­тре го­ро­да была за­пре­ще­на пар­ков­ка. Но про­бок тем не ме­нее не было. Мо­жет быть, бла­го­да­ря имен­но это­му!

Ко­же­мя­ко со­про­вож­дал Ким Чен Ына в его по­езд­ках, как со­об­ща­ет пресс-служ­ба ад­ми­ни­стра­ции края, даже по­ка­зал го­стю, где его де­душ­ка Ким Ир Сен от­крыл в свое вре­мя ко­рей­ский ре­сто­ран­чик. Ким Чен Ын по­обе­щал, что в сле­ду­ю­щий ви­зит обя­за­тель­но его по­се­тит.

На­сколь­ко я знаю, встре­ча Ко­же­мя­ко с Ким Чен Ыном про­изо­шла впер­вые, но во­об­ще Ко­же­мя­ко до­ста­точ­но дав­но и плот­но за­ни­ма­ет­ся Се­вер­ной Ко­ре­ей и ин­те­ре­су­ет­ся ее по­тен­ци­а­лом. Я с ним встре­чал­ся в се­ве­ро­ко­рей­ском пор­ту Ра­джин, ко­гда Олег Ни­ко­ла­е­вич был гу­бер­на­то­ром Амур­ской об­ла­сти. В Ра­джине то­гда со­сто­я­лись тор­же­ства по слу­чаю ре­монт­ных ра­бот на же­лез­ной до­ро­ге. Вет­ка, ко­то­рая ве­дет в Се­вер­ную Ко­рею, дол­гое вре­мя на­хо­ди­лась в за­пу­сте­нии, ею не поль­зо­ва­лись. Вос­ста­но­ви­тель­ные ра­бо­ты про­во­ди­лись в рам­ках про­ек­та со­еди­не­ния же­лез­ных до­рог Транс-Ко­рей­ской ма­ги­стра­ли с рос­сий­ской же­лез­ной до­ро­гой. Пред­по­ла­га­лось, что гру­зы из Юж­ной Ко­реи бу­дут идти в Ев­ро­пу че­рез тер­ри­то­рию Се­вер­ной Ко­реи и по Рос­сии. Это долж­но было уве­ли­чить гру­зо­по­ток, дать до­пол­ни­тель­ные до­хо­ды и Се­вер­ной Ко­рее, и При­мор­ско­му краю. День­ги были вло­же­ны, но, ви­ди­мо, из-за по­ли­ти­че­ской си­ту­а­ции этот про­ект был на­дол­го за­мо­ро­жен. Вот то­гда я и встре­тил­ся там с Ко­же­мя­ко. При­мор­ский край в то вре­мя воз­глав­лял Вла­ди­мир Ми­клу­шев­ский, его, кста­ти, на этом тор­же­стве не было, а вот Ко­же­мя­ко я с удив­ле­ни­ем уви­дел. Ко­же­мя­ко не вы­сту­пал, дер­жал­ся до­воль­но скром­но. Я по­до­шел к нему, по­ин­те­ре­со­вал­ся: Амур­ская об­ласть до­ста­точ­но да­ле­ко и от Ра­джи­на, и от Се­вер­ной Ко­реи. Мне то­гда Олег Ни­ко­ла­е­вич по­яс­нил, что в Амур­ской об­ла­сти порт Ра­джин рас­смат­ри­ва­ет­ся как воз­мож­ный порт для экс­пор­та сель­ско­хо­зяй­ствен­ных и иных гру­зов, и за­ме­тил, что его ин­те­ре­су­ют и при­род­ные ре­сур­сы Се­вер­ной Ко­реи, ко­то­рые пока еще мало раз­ве­да­ны, воз­мож­но, это бу­дет по­лез­но Амур­ской об­ла­сти. Это было еще при отце Ким Чен Ына, так что для Ко­же­мя­ко Ко­рея не но­вый про­ект, он до­ста­точ­но непло­хо зна­ет ис­то­рию во­про­са.

Судя по от­зы­вам сто­рон, ви­зит Ким Чен Ына про­шел до­ста­точ­но успеш­но. Сей­час вы­на­ши­ва­ют­ся пла­ны стро­и­тель­ства но­во­го мо­ста. Есть же­лез­но­до­рож­ный мост меж­ду При­мо­рьем и Се­вер­ной Ко­ре­ей. С рос­сий­ской сто­ро­ны это как раз стан­ция Ха­сан, где встре­ча­ли Ким Чен Ына. Этот мост был по­стро­ен очень дав­но, он уста­рел и мо­раль­но, и фи­зи­че­ски. Те­перь вы­на­ши­ва­ют­ся пла­ны по стро­и­тель­ству но­во­го мо­ста, не толь­ко же­лез­но­до­рож­но­го, но и ав­то­мо­биль­но­го. В свое вре­мя даже зву­ча­ли пла­ны по про­клад­ке газо- и тру­бо­про­во­да, по­то­му что газ тя­ну­ли не в При­мо­рье – слиш­ком мало тут по­тре­би­те­лей, – а на экс­порт, и Юж­ная Ко­рея рас­смат­ри­ва­лась как ин­те­рес­ный по­ку­па­тель рос­сий­ско­го газа. Но про­бле­ма в том, что ве­сти га­зо­про­вод по мор­ско­му дну – это до­ро­го, тех­ни­че­ски слож­но, а по бе­ре­гу при­ш­лось бы про­кла­ды­вать че­рез тер­ри­то­рию Се­вер­ной Ко­реи, и тут нуж­на по­ли­ти­че­ская воля обе­их сто­рон. Идеи та­кие зву­ча­ли, но пока прак­ти­че­ски их ре­а­ли­за­ция не про­дви­ну­лась. В вы­ступ­ле­нии Пу­ти­на я уло­вил объ­яс­не­ние это­му, ко­гда он ска­зал, что у од­но­го из участ­ни­ков не хва­та­ет су­ве­ре­ни­те­та и есть, так ска­зать, со­юз­ни­че­ские обя­за­тель­ства пе­ред дру­ги­ми стра­на­ми. На мой взгляд, это до­ста­точ­но про­зрач­ный на­мек на Юж­ную Ко­рею, ко­то­рая из-за сво­их от­но­ше­ний с Со­еди­нен­ны­ми Шта­та­ми за­тор­мо­зи­ла эко­но­ми­че­ски вы­год­ные для нее про­ек­ты: от­прав­ку гру­зов юж­но­ко­рей­ских ком­па­ний в Ев­ро­пу че­рез Се­вер­ную Ко­рею и Рос­сию, про­ект про­клад­ки га­зо­про­во­да по тер­ри­то­рии Се­вер­ной Ко­реи и даже по­став­ки элек­тро­энер­гии. На Даль­нем Во­сто­ке из­бы­ток элек­тро­энер­гии, и для по­вы­ше­ния рен­та­бель­но­сти эти ре­сур­сы нуж­но ис­поль­зо­вать на пол­ную мощ­ность. Были пла­ны по­ста­вок этой элек­тро­энер­гии как в Ки­тай, так и в Юж­ную Ко­рею, но во­прос опять упи­ра­ет­ся в то, что эти ма­ги­стра­ли невоз­мож­но про­ло­жить без уче­та тер­ри­то­рии Се­вер­ной Ко­реи. Есть на­деж­да, что эти про­ек­ты сей­час по­лу­чат ка­кой-то им­пульс и нач­нут ре­а­ли­зо­вы­вать­ся. При­мор­ско­му краю это бу­дет вы­год­но, да и Рос­сии в це­лом тоже.

В ходе ра­бо­чей встре­чи Ко­же­мя­ко и Пу­тин об­су­ди­ли про­ект стро­и­тель­ства мо­ста на ост­ров Рус­ский. Хочу за­ме­тить, что это очень до­ро­гой про­ект, впер­вые об этом за­го­во­рил быв­ший мэр Вла­ди­во­сто­ка Игорь Пуш­ка­рев. Он то­гда озву­чил идею стро­и­тель­ства Вла­ди­во­сток­ской коль­це­вой ав­то­мо­биль­ной до­ро­ги. Идея это­го коль­ца про­дол­жа­ла ви­тать в воз­ду­хе. По­сле Ми­клу­шев­ско­го край воз­гла­вил Та­ра­сен­ко, и он тоже под­дер­жи­вал идею стро­и­тель­ства ВКАД, а сей­час Ко­же­мя­ко го­во­рит, что она необ­хо­ди­ма, с чем я пол­но­стью со­гла­сен. Есть та­кое круп­ное транс­порт­ное пред­при­я­тие, как Вла­ди­во­сток­ский мор­ской тор­го­вый порт, он на­хо­дит­ся в мик­ро­рай­оне, ко­то­рый во Вла­ди­во­сто­ке на­зы­ва­ет­ся Эгер­шельд. От­ту­да, из Эгер­шель­да, ве­дет все­го одна двух­по­лос­ная до­ро­га. Мик­ро­рай­он до­воль­но боль­шой, плюс там тор­го­вый порт, та­мо­жен­ные по­сты, гру­зо­по­ток, ав­то­мо­биль­ный по­ток до­воль­но ин­тен­сив­ный – а все­го одна трас­са. Но по­нят­но, что весь до­ро­га, ко­то­рая бу­дет про­хо­дить по пе­ри­мет­ру все­го Вла­ди­во­сто­ка, по­лу­чит­ся очень до­ро­гой, и Пуш­ка­рев на­чал го­во­рить, что мы мо­жем стро­ить ВКАД по­этап­но, на­чи­ная с са­мых на­пря­жен­ных участ­ков – это в Эгер­шель­де, на­при­мер, по­том в рай­оне Вто­рой Реч­ки. Мост че­рез ост­ров Еле­ны на ост­ров Рус­ский поз­во­лит вы­хо­дить на Рус­ский, а по­том ухо­дить тоже за го­род, на за­го­род­ную трас­су.

Этот мост, по­жа­луй, са­мая до­ро­гая часть про­ек­та ВКАД. Я ду­маю, имен­но по­это­му Ко­же­мя­ко за­тро­нул в раз­го­во­ре с пре­зи­ден­том стро­и­тель­ство мо­ста. Если эту часть про­ек­та удаст­ся ре­а­ли­зо­вать, то осталь­ное мож­но бу­дет до­стра­и­вать уже по­этап­но.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: