Полтавченко рассказал, как его команда спасала Петербург от последствий экономического кризиса
Европейская рецессия и уход крупнейших налогоплательщиков чуть было не подкосили экономику Петербурга, но Смольный сумел исправить ситуацию. Застройщикам придется тратиться на социальные объекты, а городское правительство будет "пресекать злодеяния" чиновников. Обо всем этом губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко рассказал вчера в своем ежегодном отчете перед Законодательным собранием. Некоторые пассажи вызвали у депутатов недоверие: глава города опроверг свои слова двухнедельной давности о том, что в ближайшие годы метро будет строиться в первую очередь на юго-западе.
Обстановка второго отчета Георгия Полтавченко была не столь пафосной, как при Валентине Матвиенко: Исаакиевскую площадь перед Мариинским дворцом перегораживать не стали, а сам губернатор появился в зале заседаний как-то незаметно, вместо того, чтобы торжественно войти туда в сопровождении свиты. Правда, на этом демократичность заканчивалась. На совете фракций 22 апреля депутатам объявили, что градоначальник ответит лишь на те вопросы, которые они передали в Смольный заблаговременно в письменном виде, хотя ранее разрешалось спрашивать из зала. Представители оппозиционных фракций заявили, что это лишает смысла саму процедуру отчета, и его можно просто вывесить на сайте администрации. Впрочем, бойкотировать отчет никто не стал, хотя некоторые депутаты и не почтили губернатора своим присутствием. Корреспонденту "Ъ" не удалось обнаружить в зале единороссов Игоря Высоцкого, Елену Киселеву, Александра Салаева, Алексея Тимофеева, а также "эсеров" Владислава Бакулина и Любовь Седейкиене.
Поднявшись на трибуну, губернатор начал со слов канцлера Российской империи Александра Горчакова "Россия сосредотачивается", переиначив их в "Петербург сосредотачивается". Эта крылатая фраза была написана вскоре после поражения в Крымской войне. В городе на Неве последнее время войны не было, но ее с успехом заменили рецессия в еврозоне и внесение изменений в Налоговый кодекс РФ, из-за которых сырьевые корпорации начали платить большую часть налогов по месту добычи энергоносителей. Все это резко сократило доходы городского бюджета, и Смольному пришлось использовать внутренние ресурсы города — ужесточать конкурсные процедуры, повышать качество управления городским имуществом, активнее поддерживать промышленность. С этой задачей, по словам господина Полтавченко, администрация справилась успешно: в прошлом году валовой региональный продукт вырос на 4,5%, оборот компаний на 9,9%, средняя зарплата — на 11% (до 33 171 рубля).
Антикризисные меры уже скоро в полную силу ощутят на себе строительные компании. Те из них, что застраивают целые кварталы, планируется обязать строить социальную инфраструктуру. "В правительстве России по поручению вице-премьера Дмитрия Козака сейчас дорабатываются наши поправки в Градостроительный кодекс, — рассказал глава города. — Предусмотрены два сценария. Либо застройщик возводит социальный объект в соответствии с параметрами, которые ему зададут местные органы власти. Либо он заплатит инфраструктурный сбор, размер которого опять-таки установят органы власти в зависимости от инвестиционной привлекательности территории".
Проблема необоснованного повышения платежей за жилищно-коммунальные услуги, как утверждает губернатор, затронула лишь 10% горожан, и правительство продолжает внимательно следить за состоянием ЖКХ. "Так называемое "трубное дело" было, в принципе, лишь побочным продуктом этого мониторинга", — подчеркнул он. Господин Полтавченко отметил, что "трубные", "кровельные" и "мусорные" дела не смогут "заменить собой созидательную работу по внедрению инноваций, повышению производительности труда или привлечению в Петербург новых инвесторов". "Но я хочу напомнить слова великого русского философа Ивана Ильина о нравственной пользе пресечения злодеяний, — обратился он вновь к мыслителям прошлого. — Ильин писал, что "правовая угроза отпором" оздоравливает общество, "создает атмосферу взаимного признания, уважения, и даже общее, незримо разлитое в душах настроение доверия и дружелюбия". И тем самым "подготавливает решение главной задачи"".
Полтора часа отчета большинство народных избранников слушали не слишком внимательно. Одни шепотом беседовали с соседями, другие изучали свои мобильники, а коммунист Ирина Комолова читала на планшетнике популярную интернет-газету. Казалось, внимательнее всех словам господина Полтавченко внимал его соратник по "Русскому афонскому обществу", единоросс Константин Серов: сложив руки, он неподвижно смотрел на губернатора. Ответы на часть подготовленных заранее вопросов депутатов были встроены в отчет, на остальные парламентариям дадут письменные ответы. Но по окончании речи депутатов ждал сюрприз: глава города все же согласился ответить на несколько устных вопросов. "Яблочник" Александр Кобринский спросил, почему администрация так неэффективно борется с незаконным строительством мансард на исторических зданиях. Губернатор посетовал, что разбирать самовольные строения можно только по решению суда, а судебный процесс — дело долгое. "Они, когда хотят, в отличие от нас, очень быстро строят, — подчеркнул Георгий Полтавченко. — Не успел оглянуться — а там уже стоит эта красота". А справоросс Анатолий Кривенченко поинтересовался, не стоит ли отказаться от заимствований, раз расходная часть бюджета все равно из года в год не исполняется до конца. "Денег же никогда не хватает. Лучше иметь запас, чем жить впритык", — ответил губернатор.
Депутаты в целом восприняли отчет положительно, и впечатление испортила лишь одна нестыковка. Глава города сообщил, что в ближайшие годы будет делаться упор на строительство Невско-Василеостровской линии метро со станцией "Новокрестовская", которая появится рядом с футбольным стадионом, где пройдет полуфинал чемпионата мира 2018 года. Другие линии одновременно с ней будут строить лишь в том случае, если правительство РФ выделит деньги из федерального бюджета. Между тем всего две недели назад в ответ на запрос депутата Бориса Вишневского градоначальник писал, что в бюджете Петербурга предусмотрены средства на прокладку Красносельско-Калининской линии на юго-западе города, а строительство подземки к стадиону зависит от поступлений из федеральной казны.