Сегодня власть стремится к тому, чтобы сложные с социально-политической и электоральной точки зрения столицы подошли к федеральным выборам с устойчивым состоянием властных структур, а электоральные кампании в Москве и Санкт-Петербурге были по времени и, соответственно, с точки зрения политических рисков, удалены от парламентских и президентских. В эту же логику укладывается и «закон Клишаса», который уже трансформировался в решение о полностью «мажоритарной» Мосгордуме. Стопроцентное комплектование столичного парламента из одномандатников – наиболее управляемая и малорискованная для Кремля и московской мэрии модель. Досрочные выборы мэра Москвы и выборы этого года в московский парламент, на которых больших неожиданностей и рисков для власти, скорее всего, не будет, позволяют в совокупности выполнить задачу «превентивной стабилизации» в отношении Москвы. С Питером ситуация пока противоположная.

Полномочия и Заксобрания, и губернатора истекают практически к федеральным выборам, а это влечет за собой целый набор рисков. Ситуация и действующие игроки, включая ныне прочно интегрированные в «вертикаль» парламентские партии, могут заколебаться. Политические и социальные флуктуации в таких условиях весьма вероятны. Тратить ресурсы сразу на две кампании будет крайне тяжело. Поэтому «превентивная стабилизация» города на Неве требует досрочных выборов – и Заксобрания, и губернатора.

Перед выборами в Заксобрание в Питере могут задействовать «закон Клишаса» — напомню, что сегодня состав городского парламента комплектуется исключительно по партспискам. Именно поэтому «Единая Россия» не получила в 2011 году даже простого большинства. Питерской мэрии пришлось потрудиться, чтобы сформировать лояльное большинство, привлекая представителей других партий. С появлением «закона Клишаса» эта «ошибочка», вероятнее всего, будет исправлена – питерский парламент или станет целиком состоящим из одномандатников, как Мосгордума, или партийная квота будет сведена к минимуму. Если выборы пройдут не в 2016 году, а раньше, то с парламентской оппозицией будет легче договориться в округах с выделением ей определенной квоты в будущем составе Заксобрания. Для непарламентской оппозиции найдутся «избиркомовский фильтр» и прочие инструменты.

Проведение досрочных губернаторских выборов не менее важно для «превентивной стабилизации» Санкт-Петербурга. На институт губернатора замыкается политической управление, контроль за социальной ситуацией, силовиками и избиркомами. Совмещение губернаторских и федеральных парламентских выборов в этом смысле несет большие риски. Так что скандальный материал в «Ведомостях» середины декабря прошлого года о досрочной отставке Георгия Полтавченко, на мой взгляд, не лишен оснований. В федеральном центре думают и над возможностью досрочных выборов, и над возможной сменой Полтавченко. В целом нынешний губернатор удерживает под контролем социально-политическую ситуацию, а в смысле качества хозяйственного управления – он вполне средний. Поэтому для досрочных выборов, которые могут пройти в формате предварительных договоренностей с оппозицией, кандидатура Полтавченко не является категорически неприемлемой. Но если предположить, что градус публичности и остроты кампании повысится, то вариант с Полтавченко становится малоприемлемым – он не обладает ни харизмой публичного политика, ни образом менеджера-технократа. В этом отношении кандидатуры Дмитрия Козака или Игоря Артемьева кажутся более подходящими. Конечные решения, как всегда, будут зависеть от массы факторов и обстоятельств, а также лоббистских усилий заинтересованных групп.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

bookmark icon

Write a comment...

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: