Петербург: «многоцентрие» власти и электронное голосование как шанс
Пока губернатор Александр Беглов и его команда готовились к недавнему празднованию Дня города с учетом ограничений, введенных из-за коронавируса, сам глава города стал объектом негативной информационной кампании в Telegram. О потенциальной отставке действующего губернатора писали федеральные и региональные Telegram-каналы. Причины подобного развития событий назывались самые разные, от не всеми понятого поведения губернатора на фоне эпидемии коронавируса и состояния его здоровья до договоренностей между элитными группами, которые стремятся заменить Беглова на Любовь Совершаеву.
Об уходе предшественника Беглова Георгия Полтавченко в течение нескольких лет сообщали десятки раз. Для нынешнего губернатора такая информационная волна – первая. Санкт-Петербург – субъект, в котором большое количество групп интересов борются за усиление своего влияния. Заметны и внешние проявления конфликта исполнительной и законодательной ветвей власти. Так, недавно председатель петербургского парламента Вячеслав Макаров не дал депутату Михаилу Амосову задать вопрос, назвав его «засланным казачком Смольного». Подобные отличительные черты петербургской политики становятся главной причиной слухов и конфликтных интерпретаций. Впрочем, и политика Беглова, особенно в борьбе с коронавирусом, полна противоречий, которые создают основания для мощных негативных информационных кампаний.
На фоне Москвы в Санкт-Петербурге работа по борьбе с коронавирусом выглядит как набор бессистемных и разрозненных действий. Притом что Петербург занимает третье место по количеству и приросту числа заболевших коронавирусом, правительство города, скорее, действует по принципу деперсонифицированной ответственности. На это и обратил внимание президент во время одного из совещаний.
Создание комиссий, которое в Петербурге составляет основу борьбы с пандемией, привело к возникновению автономных квазицентров, которые не синхронизируют свои действия. В начале февраля губернатор создал оперативный штаб по контролю за распространением COVID-19, затем появилась вторая структура – координационный совет. Итогом стал ряд противоречий: отмена изначально анонсированных послаблений, различные обоснования необходимости введения масочно-перчаточного режима, дававшиеся чиновниками. В особенности это касается выплат медперсоналу. Дублирование ответственных структур как принцип борьбы с коронавирусом в Петербурге вступает в противоречие с ориентиром на персональную ответственность, обозначенную президентом, что уже приводит к недовольству политикой Беглова на федеральном уровне.
В период пандемии Санкт-Петербург проявил себя и как «город странных инициатив». В конце апреля Александр Беглов обратился к депутатам с предложением «поднять шум на федеральном уровне», заявив, что из-за коронавируса у города нет денег. Массу критики вызвало спорное решение о размере страховых выплат для инфицированных коронавирусом врачей в зависимости от их собственной вины в заражении. Позже эти шаги пришлось корректировать в соответствии с установленными президентом задачами.
Дополнительными неприятностями для губернатора стали пожар в больнице, причиной которого стало возгорание аппаратов ИВЛ, пожар в общежитии СПбГУ и обрушение на тротуар балконов жилого дома в центре города. Такие ситуации не добавляют Беглову, который позиционировал себя как опытный хозяйственник, позитивных оценок и снова заставляют сомневаться в его эффективности в качестве управленца.
Эксперты неоднократно говорили, что борьба с коронавирусом станет своего рода экспресс-тестом для губернаторов, по результатам которого в отношении глав субъектов будут приниматься соответствующие решения на федеральном уровне. Тем не менее четких критериев, по которым можно отделить лучших от худших, нет. Есть зоны особого контроля президента и персональной ответственности глав регионов. В первую очередь это доведение помощи до адресата (федеральные выплаты медикам), соответствие определенным критериям при поэтапном снятии ограничительных мер (коэффициент распространения инфекции, половина свободного коечного фонда от общего числа заболевших и охват тестированием определенного количества человек в день).
Смольный стремится к выполнению этих условий и при всем несовершенстве подхода в целом контролирует ситуацию. Поэтому кадровых и иных жестких решений стоит ждать, скорее, в отношении регионов, которые допустили разрастание негативной ситуации и позволили негативным инфоповодам войти в федеральную повестку, как, например, в Дагестане.
При всей важности работы по борьбе с коронавирусом она не может быть единственным критерием оценки эффективности региональной власти. Политические цели не потеряли своей актуальности даже на фоне пандемии. Предстоящее голосование по поправкам к Конституции напоминает: электоральная управляемость в регионе остается одним из важнейших условий устойчивых позиций губернатора.
По заявлению главы ЦИК Эллы Памфиловой, электронное голосование по поправкам к Конституции может пройти в нескольких регионах. Какие именно субъекты примут в этом участие, пока неизвестно. Однако регион, который хочет попасть в этот список, должен проявить инициативу, продемонстрировав готовность и способность выполнять все требования Центризбиркома.
Санкт-Петербург явно хочет стать одним из участников. Город уже начал тестировать собственный портал для электронного голосования. Сайт, с помощью которого жители Петербурга оценили систему дистанционного обучения школьников, – разработка с перспективой проведения дистанционного голосования по поправкам к Конституции. Создание инновационной системы для электронного голосования и включение Санкт-Петербурга в число регионов, где оно пройдет, может несколько укрепить позиции Александра Беглова.