Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург

О регионе

Санкт-Петербург – город федерального значения Российской Федерации, административный центр Северо-Западного федерального округа. Основан 16 мая 1703; до 18 [31] августа 1914 — Санкт-Петербург, до 26 января 1924 — Петроград, до 6 сентября 1991 года — Ленинград.

Губернатор города – Георгий Сергеевич Полтавченко.

География, население

Санкт-Петербург расположен на Северо-Западе России в дельте реки Невы на берегу Финского залива и занимает вместе с административно-подчиненными территориями площадь в 1439 квадратных километров. Город расположен на 44 островах, которые образует река Нева и 90 других рек и каналов.

Соседние страны: Швеция, Норвегия, Финляндия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Германия, Дания (регион Балтийского моря).

Близлежащие регионы России: Ленинградская, Новгородская, Вологодская, Псковская, Калининградская области и Республика Карелия.

Санкт-Петербург — крупнейший город мира, расположенный в столь северных широтах. Город занимает выгодное положение на морских путях и наземных магистралях (12 радиусов железных дорог и 11 автомобильных дорог). Это европейские ворота России, ее стратегический центр, наиболее приближенный к странам Европейского сообщества.

Санкт-Петербург — 4-й по численности город Европы и второй (после Стамбула) по численности город Европы, не являющийся столицей государства, центр Санкт-Петербургской городской агломерации.

С начала 1990-х по 2007 год наблюдалась устойчивая депопуляция (в 1990 году население города составляло более 5 млн человек, в 2007 — 4 571 184). С 2008 года отмечается прирост населения (+0,3 % в 2008 году и +0,4 % в 2009 году), правда в основном не за счёт увеличения рождаемости, а из-за увеличившегося числа приезжих из других городов России и стран СНГ. По состоянию на 2010 год численность населения составила 4 613 800 человек.

Средняя продолжительность жизни петербуржцев в 2007 году составляла 64 года у мужчин и 75 лет у женщин (эти показатели на один год превышают показатели 2006 года). По состоянию на 2008 год, 1 млн 100 тысяч из 4 млн 571 тысяч общего населения города составляют пенсионеры (из них 55 % — инвалиды). В это время в городе проживало 139 тысяч жителей в возрасте от 80 до 90 лет, 13,4 тыс. жителей от 90 лет и старше и 188 жителей старше 100 лет.

Власть

Губернатор города – Георгий Сергеевич Полтавченко. По итогам выборов 14 сентября 2014 года, он набрал 79,3% голосов избирателей. Основной закон субъекта федерации – Устав, принят 14 января 1998 года.

Высшим органом законодательной власти является Законодательное собрание, состоящее из 50 депутатов, избираемых жителями города по пропорциональной системе сроком на 5 лет. В 2011 году сформировано Законодательное собрание пятого созыва, в котором присутствуют 5 фракций: «Единая Россия» (20 мест), «Справедливая Россия» (12), КПРФ (7), «Яблоко» (6) и ЛДПР (5). Председателем Законодательного собрания является Вячеслав Макаров (с декабря 2011 года).

Верховным исполнительным органом области является Правительство, возглавляемое Губернатором, и иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга. В состав Правительства входят не более 15 человек, а именно: Губернатор, вице-губернаторы (не менее 7), иные члены Правительства в соответствии с законом.

Итоги выборов в регионе:

Выборы Президента Российской Федерации

2004 г.:

Глазьев Сергей Юрьевич – 4.14%

Малышкин Олег Александрович – 0.8%

Миронов Сергей Михайлович – 1.46%

Путин Владимир Владимирович – 75.12%

Хакамада Ирина Муцуовна – 6.74%

Харитонов Николай Михайлович – 7.39%

Против всех – 3.86%

2008 г.:

Богданов Андрей Владимирович – 1.86%

Жириновский Владимир Вольфович – 7.34%

Зюганов Геннадий Андреевич – 16.77%

Медведев Дмитрий Анатольевич – 72.27%

2012 г.:

Жириновский Владимир Вольфович – 4.65%

Зюганов Геннадий Андреевич – 13.06%

Миронов Сергей Михайлович – 6.61%

Прохоров Михаил Дмитриевич – 15.52%

Путин Владимир Владимирович – 58.77%

Выборы в Государственную Думу

2003 г.:

"Политическая партия "Единая Россия" – 31.8%

"Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)" – 8.3%

"ЛДПР" – 7.7%

"Родина" (народно-патриотический союз)" – 13.7%

2007 г.:

«Единая Россия» – 50.33%

«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 12.46%

«Справедливая Россия» – 15.13%

«ЛДПР» – 7.48%

2011 г.:

«Единая Россия» – 35.11%

«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 15.36%

«Справедливая Россия» – 23.71%

ЛДПР – 10.3%

«Яблоко» – 11.6%

Выборы в Законодательное Собрание депутатов

2007 г.:

«Единая Россия» – 37.37%

«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 16.02%

«Справедливая Россия» – 21.9%

ЛДПР – 10.88%

2011 г.:

«Единая Россия» – 36.96%

«Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)» – 13.69%

«Справедливая Россия» – 23.08%

ЛДПР – 10.17%

«Яблоко» – 12.5%

Выборы Губернатора Санкт-Петербурга

2003 г.:

Маркова Анна Борисовна – 24.14%

Матвиенко Валентина Ивановна – 63.2%

Против всех – 11.75%

Значимые исторические события

1703 г - день рождения Санкт-Петербурга. В этот день на Заячьем острове была основана крепость - оплот России у выхода в Балтийское море.

1712 г - по решению Петра Великого столица перенесена из Москвы в Санкт-Петербург.

1764 г - Екатерина Великая приобретает коллекцию живописи, положившую начало собранию Эрмитажа.

1818 г - по проекту А. Монферрана началось строительство крупнейшего в России собора - Исаакиевского.

1825 г - восстание декабристов на Сенатской площади.

1837 г - на дуэли погибает А.С. Пушкин, поэт, чья жизнь и творчество неразрывно связаны с Санкт-Петербургом.

1837 г - открылась первая российская железная дорога, связавшая Санкт-Петербург с Царским Селом.

1850 г - начал действовать первый постоянный мост через Неву. До этого действовали только временные понтонные мосты.

1881 г - император Александр II Освободитель был смертельно ранен и умер в тот же день. На месте убийства был возведен прекрасный собор Спаса-на-Крови.

1905 г - день, вошедший в историю как "Кровавое воскресенье". Мирная демонстрация рабочих, двинувшаяся с просьбами к Зимнему Дворцу, была расстреляна на Дворцовой площади. Это положило начало революции 1905-1907 гг.

1914 г - Санкт-Петербург был переименован в Петроград 1917, 25 октября (7 ноября по новому стилю) - холостой выстрел крейсера "Аврора" дал сигнал для штурма Зимнего дворца. Находившиеся в нем члены Временного правительства были арестованы. К власти пришла партия большевиков во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным.

1924 г - в честь В.И. Ленина город переименован из Петрограда в Ленинград.

1941 г - немецкая армия полностью окружила Ленинград, началась осада города, продолжавшаяся около 900 дней.

1944 г - блокада окончательно снята, но более 500 тысяч людей погибли во время блокады Ленинграда.

1991 г - после общегородского референдума город Ленинград был переименован, и ему было возвращено первоначальное название - Санкт-Петербург.

2003 г - Санкт-Петербург торжественно отпраздновал свой 300-летний юбилей.

Промышленность

Промышленность Санкт-Петербурга является основой экономики региона, главным источником налоговых поступлений, ключевым фактором занятости населения.

На долю промышленного комплекса приходится четверть валового регионального продукта и налоговых поступлений в бюджетную систему, пятая часть работающего населения.

Основу промышленности Санкт-Петербурга составляют свыше 700 крупных и средних предприятий, часть из которых входит в число ведущих промышленных организаций России. Кроме того, промышленную продукцию в городе производят почти 20 тысяч малых предприятий.

Промышленный комплекс Санкт-Петербурга представлен практически всеми производственными видами деятельности.

В сформировавшейся структуре промышленности доминирующими отраслями являются машиностроение, в том числе энергетическое, металлообработка, металлургия, судостроение и в последние годы – автомобильная отрасль. Существенный вклад в продовольственную безопасность региона вносит пищевая и перерабатывающая промышленность, которую также можно отнести к одному из важнейших секторов городской экономики.

Сельское хозяйство

С 2006 года Санкт-Петербург участвует в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса» по направлению «Ускоренное развитие животноводства».

В рамках реализации этого приоритетного национального проекта на базе ЗАО «Племенной завод «Ручьи» и СПК «Детскосельский» в период с 2006 по 2008 годы были построены два крупных животноводческих комплекса - мясного и молочного направлений по самым современным европейским энергосберегающим технологиям, позволяющим практически полностью автоматизировать процесс содержания и кормления животных, а также производства молока и мяса. Проведена реконструкция двух репродуктивных свиноферм.

Указанные предприятия включены в число трёхсот лучших сельскохозяйственных организаций России. Они представляют собой многоотраслевые высокомеханизированные эффективные агропромышленные хозяйства по производству и переработке овощей, молока, мяса. Имеют собственные точки сбыта продукции, сохраняют устойчивое финансово-экономическое положение.

Транспорт

Санкт-Петербург — крупнейший транспортный узел северо-запада России и второй в стране после Москвы. В городе сходится ряд важных железнодорожных и автомобильных магистралей, имеется крупные морской (в Финском заливе Балтийского моря) и речной (в дельте реки Невы) порты; конечный пункт Волго-Балтийского водного пути; аэропорт Пулково.

Санкт-Петербург — важнейший центр автомобильных перевозок, находящийся на пересечении транспортных путей, соединяющих Скандинавский п-ов и континентальную Европу, центральные районы России и страны Балтии. Существенная часть автомобильных транспортных потоков связана с грузовыми перевозками из портов Финляндии, Ленинградской области и собственно Санкт-Петербурга в районы России, лежащие южнее и восточнее. Автомобильные магистрали связывают Петербург с Москвой и финской границей (трасса М10 «Скандинавия»), с эстонской границей (трасса М11 «Нарва»), с Петрозаводском и Мурманском (трасса М18 «Кола»), с Псковом и белорусской границей (трасса М20) и др. Трассы М10 и М20 входят в состав европейского транспортного коридора № 9. В ближайшее время в дополнение к нынешней, сильно перегруженной автомагистрали Москва — Санкт-Петербург должно начаться строительство современной платной автомагистрали.

Серьёзную проблему для горожан представляют автомобильные пробки. Работы по оптимизации автомобильного движения проводились начиная с 1980-х годов, в городе было внедрено несколько систем управления движением.

В последние годы (особенно в преддверии 300-летия города) комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству администрации был проведён ряд мероприятий по строительству новых и ремонту и реконструкции существующих городских автодорог. Одними из крупнейших проектов здесь являются реконструкция набережных, предполагаемое строительство Орловского тоннеля под Невой и др. В качестве одной из мер, направленных на снижение загруженности исторических районов Петербурга, рассматривается возможность платного въезда в центр города.

С целью снижения загруженности городских автомагистралей транзитным транспортом построена Петербургская кольцевая автодорога (КАД), продолжается строительство Западного скоростного диаметра — транзитной магистрали, призванной связать западные районы города с Морским портом, и в перспективе — с трассой «Скандинавия».

Водный транспорт.

Система перевозки пассажиров и грузов по рекам и каналам Санкт-Петербурга, а также по Невской губе работает с момента постройки города и играет в жизни Санкт-Петербурга значимую роль. По состоянию на начало XXI века город обладает большим количеством пристаней, причалов и портов. Раздельно осуществляется пассажирское и грузовое морское сообщение, речное прогулочное, пассажирское и грузовое сообщение, речная связь с другими городами.

Акватория Санкт-Петербурга допускает круглогодичную навигацию. На территории города находится несколько морских портов. Ими управляет Большой порт Санкт-Петербург.

Пассажирское морское сообщение осуществляется паромными и круизными судами. Судоходный сезон для малого судоходного флота в Санкт-Петербурге длится примерно с конца апреля по ноябрь. Развито малое судоходство по рекам и каналам Петербурга. Многочисленные прогулочные суда обслуживают туристов, предлагая экскурсии по водным артериям города.

С 2010 года действует водное маршрутное такси. Изначально были запущены 3 линии речных такси: "Приморская", "Кронштадсткая" и "Пригородная". С 9 августа 2010 года добавилась 4-я "Центральная" линия.

По состоянию на 2011 год в городе действуют 5 линий.

Пассажирские воздушные перевозки из Санкт-Петербурга осуществляются через аэропорт Пулково, расположенный на южной окраине города. Работают два пассажирских терминала — Пулково-1 (перевозки в пределах стран СНГ) и Пулково-2 (международные перевозки).

Пассажирооборот Пулково в 1 полугодии 2006 составил 2,17 млн человек (рост по сравнению с аналогичным периодом 2005 на 11,9 %), в том числе на внутренних линиях — 1,07 млн человек.

На территории города находятся несколько малых аэропортов:

В Левашове: Военный аэродром Левашово, его существование и развитие по состоянию на май 2008 года гарантировано участием в проекте «Газпром-Авиа».

В Пушкине: Военный аэродром Пушкин, по состоянию на май 2008 года через него осуществляется часть внутренних полётов, но, по мнению чиновников, необходимо дополнительно обосновать свою необходимость для города.

В Горской, действующий спортивный аэродром Горская, используется для обслуживания частных самолётов. Аэродром находится менее чем в полукилометре от Кольцевой автодороги и земля вокруг этого аэропорта (порядка 50 Га), по заявлению чиновников, несомненно представляет интерес для городских девелоперов.

В северо-восточном пригороде Петербурга Ново-Ковалёве работал аэродром Ржевка (малая, спортивная, любительская авиация), который был закрыт в 2007 году. По состоянию на май 2008 года аэропорт используется как временная логистическая площадка — на ней осуществляется хранение автомобилей дистрибьютора концерна PSA Peugeot Citroen

Существует аэродром в Кронштадте. Действующий, используется для обслуживания частных самолётов. Аэродром находится менее чем в полукилометре от Кольцевой автодороги и земля вокруг этого аэропорта (менее 10 Га), по заявлению чиновников, несомненно, представляет интерес для городских девелоперов.

Достопримечательности

Достопримечательности Санкт-Петербурга, его памятники, музеи и театры - это как раз то самое богатство, которое дает городу право называться "культурной столицей".

Каждая улица, площадь или дом имеют в Санкт-Петербурге свою историю. А таким пригородам, как Пушкин (Царское Село), Павловск, Петергоф (Петродворец) может позавидовать любая европейская столица.

Санкт-Петербург - туристический город и каждого, кто приезжает сюда на отдых, ждут экскурсии, развлечения, гостиницы, отели, шопинг и масса приятных впечатлений.

Среди достопримечательностей города можно выделить следующие:

Невский проспект - главная и самая известная улица Санкт-Петербурга.

Уникальный архитектурный ансамбль Невского проспекта складывался на протяжении 18 - начала 20 века.

Он связывает Адмиралтейство и площадь Александра Невского, берёт свое начало на берегу Невы, проходит через центр города и оканчивается у Невы же.

Всю историю Санкт-Петербурга можно проследить по истории проспекта.

Длина Невского проспекта – 4,5 км, ширина – 25 - 60 м. Самый узкий участок находится от Адмиралтейства до реки Мойки, напоминая нам о первоначальной ширине проспекта. Невский пересекает три реки: Мойку, канал Грибоедова, Фонтанку.

Зимний дворец.

Пять Зимних дворцов было выстроено в Санкт-Петербурге в разные периоды. Дошедший до наших дней Зимний дворец был возведен выдающимся архитектором Б. Растрелли в 1754-1762 годах для императрицы Елизаветы Петровны, не дожившей до его завершения. Этот грандиозный дворец - апофеоз русского барокко. Он должен был доминировать в центре города, символизируя богатство и величие России. Сегодня в нем расположен музей Эрмитаж.

Здание Зимнего дворца решено в форме прямоугольного блока, его основные фасады - южный и северный - решены по-разному. Северный, обращенный к Неве, представляет собой величаво-торжественную композицию. Южный, организующий Дворцовую площадь, отличается динамикой и ритмческим разнообразием.

Еще одна достопримечательность - Петропавловская крепость (крепость Санкт-Питер-Бурх), была заложена в Троицын день16 мая 1703 года (27 мая по новому стилю) на Заячьем острове по приказу Петра I. Остров был небольшим (750 м в длину и 350 м в ширину), и для его увеличения были созданы искусственные насыпи. В разработке проекта крепости принимал участие сам Петр I. Форма крепости была определена естественными очертаниями острова.

За три месяца усилиями 20 тысяч солдат и работных людей была возведена первая крепость из дерева и земли, но она не могла стать надежным оборонительным сооружением, тогда в 1706 году началась ее перестройка в кирпиче и камне. Она не раз приводилась в боевую готовность, но в боевых действиях участия так и не принимала.

Петропавловская крепость выглядит в плане как шестиугольник – шесть бастионов соединены между собой двойными стенами (их высота – 12 м, ширина - 20 м). За строительством бастионов наблюдали сам государь и его сподвижники: А.Д. Меншиков, К.А. Нарышкин, Ю.Ю. Трубецкой, Г.И. Головкини Н.М. Зотов. Их именами и названы эти бастионы.

Казанский собор.

Строительство Казанского собора в Санкт-Петербурге велось по проекту архитектора А.Н. Воронихина в 1801-1811 годах. Здание обращено к Невскому проспекту боковым фасадом, к которому примыкает колоннада из 96 колонн и 6-колонным портиком в центре, на котором изображен барельеф "Всевидящееоко". Над центральной частью Казанского собора – высокий барабан с окнами, увенчанный легким куполом (общая высота около 72 метров). План Казанского собора предполагал создание второй колоннады с южной стороны и формирование площади за собором, но эти замыслы не были реализованы.

Это был первый в мире купол, выполненный из кованого железа. Внутри храм был разделен на 3 нефа рядами колонн из розового гранита (56 колонн) и украшен гипсовыми и бронзовыми статуями и барельефами. Пространствоспланировано таким образом, что из каждой точки Казанского собора виден алтарь.

После войны с Наполеоном собор стал памятником военной славы России. 10 августа 1812 года в Казанском соборе состоялся торжественный молебен, а на следующий день из Санкт-Петербурга в действующую армию выехал новый главнокомандующий М.И. Кутузов. Он передал в дар Казанскому собору 40 пудов серебра, которое русским воинам удалось отбить у французов, ограбивших храмы России. Полководец, победивший Наполеона был погребен в склепе собора 13 июня 1813 года, здесь же были помещены 107 трофейных французских знамен, 93 ключа от французских крепостей и городов, захваченных русскими войсками, жезл наполеоновского маршала Даву.

По требованию Павла I здание должно было походить на собор Св. Петра в Риме. В 1799-1800 годах проводился конкурс на проект собора с участием Камерона, Гонзаго, Тома де Томона. При поддержке графа Строганова,строительство было поручено архитектору Воронихину, бывшему крепостному графа.

Чудотворная икона Казанской Божьей матери считалась покровительницей Дома Романовых. Первоначально в Санкт-Петербурге она находилась в церкви Рождества Богородицы на Большой першпективе. В конце 18 века было решено возвести собор, который своим архитектурным решением соответствовал бы значению чудотворной иконы. Будущему Казанскому собору отводилась роль общенациональной святыни.

В 1932 году здесь разместился музей Истории религии и атеизма, и часть внутреннего оформления перешла Русскому музею. Икона Казанской божьей матери была передана в Князь-Владимирский собор, но в 2002 году вернулась обратно.

Перед Казанским собором со стороны Невского проспекта находятся памятники Кутузову и Барклай-де-Толли.

Крейсер «Аврора»

Крейсер «Аврора» - крейсер первого ранга (экипаж – 570 человек), знаменит своей ролью в Великой Октябрьской революции – именно он дал холостой залп 25 октября 1917 года в 21.45, послуживший сигналом к атаке Зимнего дворца.

Бронепалубный крейсер "Аврора" построен в Санкт-Петербурге на судоверфи "Новое Адмиралтейство". Стоимость строительства составляла 7 миллионов рублей. Он был спущен на воду в 1900 году, а в 1904 участвовал в Русско-Японской войне.

В 1905 году крейсер принимал участие в Цусимском сражении, где потерял капитана, значительную часть команды и получил серьезные повреждения. Во время первой мировой войны крейсер нес дозорную службу в Балтийском море. С 1922 года стал учебным судном для подготовки офицеров флота. Во время Великой Отечественной войны крейсер входил в систему противовоздушной обороны Ленинграда и стоял в порту Ораниенбаума, где получил серьезные повреждения и затонул.

С 1948 года отреставрированный крейсер «Аврора» стоит на вечной стоянке напротив Нахимовского военно-морского училища, о чем свидетельствует установленный на набережной в 1976 году мемориальный знак «Вечная стоянка».

Конногвардейский манеж.

Здание Манежа было построено в 1804-1807 годах по проекту Дж. Кваренги в формах классицизма. Почти все его внутреннее пространство прежде занимал один огромный зал, в котором осенью и зимой проводилась выездка кавалерийских лошадей.

К восьми колонному портику Манежа ведет широкая лестница, украшенная симметричными статуями Диоскуров, которые были изготовлены по образцу статуй в Риме скульптором П. Трискорни. По античной легенде, братья Диоскуры - Кастор и Полидевк - были самыми лучшими наездниками, они олицетворяли братскую любовь, поэтому изображались всегда вместе.

Статуи простояли около Манежа до 1840 года, пока духовенство Исаакиевского собора не посчитало соседство обнаженных фигур юношей с главным храмом столицы кощунством и не настояло на их снятии. Только к 1954 году статуи вернулись к зданию Манежа.

Сегодня здание используется как Центральный выставочный зал.

Здание Сената и Синода - высших правительственных учреждений Российской империи - стало последним крупным произведением К.И. Росси. Оно было построено в 1829-1834 годах.

Парадность и пластическую выразительность зданию придает коринфский ордер. Скругленный угол создает плавный переход от площади к набережной и скрадывает разную длину двух частей здания Синода и Сената (длина фасада - 200 м).

В композиции арки, напоминающей о Нарвских триумфальных воротах, варьируется в иных пропорциях тема, блестяще разработанная архитектором в здании Главного штаба. Арка увенчана скульптурной группой "Правосудие и Благочестие" (В.И. Демут-Малиновский). Фасады также декорированы аллегорическими фигурами "Закон", "Беспристрастие", "Истина".

Закругленный угол здания создает плавный переход от площади к набережной.

Сам Росси не участвовал в строительстве, его вел А.Е. Штауберт, которому принадлежит и внутренняя планировка и отделка здания.

До 2005 года в здании находился Российский государственный исторический архив. В 2008 году сюда из Москвы переехал Конституционный суд России.

Творчество Росси стало альфой и омегой петербургского классицизма. В ходу была архитектурная формула: "Классицизм вошел в Санкт-Петербург через Арку Главного штаба и покинул его через Арку Сената и Синода".

Петергоф или Петродворец - город фонтанов (173 фонтана, 4 каскада), расположен в 29 км от города на южном побережье Финского залива. Ежегодно до 3 млн. человек приезжают сюда, чтобы насладиться великолепием многочисленных фонтанов, уникальных парков и павильонов Петергофа.

Петергоф условно можно разделить на Верхний сад и Нижний парк. Центральной доминантой является Большой дворец Петергофа.

Нижний парк в свою очередь состоит из центрального, восточного и западного ансамблей, представляющих собой синтез архитектуры и струящейся воды. Именно Нижний парк вызывает особое восхищение посетителей.

Интересная особенность данного места заключается в том, что в устройстве фонтанов не используются насосы. Инженер-гидротехник В. Туволков создал уникальную систему, питающую водой фонтаны Петергофа: в 22 км отсюда бьют Ропшинские ключи, от которых вода самотеком, за счет естественного перепада высот, по специальному водоводу идет к шлюзам и бассейнам, а из них - к фонтанам Петергофа.

Название Петергоф впервые упоминается в 1705 году (одно время в 18 веке встречался еще один вариант написания названия - Питергоф). Это была прибрежная мыза, рядом с которой через девять лет стала создаваться парадная загородная резиденция, тоже получившая название Петергоф. Ее первоначальный план принадлежит Петру I. После блестящих побед русских войск над шведами, безопасность Петербурга как с суши так и с моря была прочно обеспечена. С того времени работы по устройству петергофской резиденции приобретают большой размах.

В 1714 году были заложены Большой дворец, Большой грот с каскадами, Монплезир и другие сооружения Нижнего парка. В первой половине 18 века в России было заложено множество регулярных садов, которые были по моде того времени, четко распланированы, с подстриженными словно по линейке деревьями и кустами, прямыми дорожками, газонами четких геометрических форм, фигурными цветниками, с многочисленными скульптурами, фонтанами и прочими садово-парковыми украшениями.

Парк Петергофа раскинут на узкой вытянутой прибрежной полосе, которая тянется параллельно заливу. Особое очарование Нижнему парку придает близость моря. Парк создавался быстро – за несколько лет строительных работ пустынный берег преобразился – появились павильоны, фонтаны, а на краю естественной гряды вырос Большой дворец, строительство которого началось в 1716 году, а завершилось к 1724 году. В то время это был не нынешний пышный и величественный дворец, а скромное двухэтажное здание. Полной перестройке оно подверглось в 1746-1755 годах, когда деловитость и сдержанность построек петровского периода уступили место стремлению к великолепию и торжественности. Это ответственное задание было поручено Растрелли, с которым он блестяще справился, несмотря на то, что интерьеры центральной части здания необходимо было оставить в неприкосновенности. В 19 веке по проекту Штакеншнейдера был надстроен третий этаж.

Известные люди

В Санкт-Петербурге родились многие известные люди, оказавшие большое влияние на историю России. Среди самых известных – российский футболист, капитан сборной России, заслуженный мастер спорта России (2008) Андрей Аршавин, Государь император и самодержец Всероссийский Александр I, советский и российский режиссёр и сценарист Александр Белинский, советский военачальник, Герой Советского Союза Николай Берзарин. русский писатель, критик, публицист; декабрист Александр Белинский, русский поэт Александр Блок и многие другие.

Интересные факты

В 1730 году в Петербурге наблюдали необычно сильное северное сияние.

В Горном музее города выставлен самый большой кусок малахита в мире. Он был привезен с Урала еще в 1787 году. Масса камня - 1504 килограмма.

462 разрушенных домов, более 3600 голов скота, несколько сот утонувших жителей, около 20 миллионов рублей – таковыми были последствия самого сильного в Петербурге наводнения 7 ноября 1824 года. Подъем воды превысил уровень ординара на 410 см.

Уникальная шахматная партия живыми фигурами была проведена в 1796 году на даче графа Строганова в Новой деревне. Слуги, одетые в средневековые одежды, передвигались в соответствии с ходами партии по желто-зеленому лугу.

Александр Невский считается святым покровителем города. На площади Александра Невского находится памятник Александру Невскому, две станции метро под названием "Площадь Александра Невского", Александро-Невская Лавра, а также рядом проходит улица Александра Невского. Не многие знают, но Невский проспект также назван в честь Александра Невского, в отличие от Заневского проспекта (от названия реки).

По наиболее распространенной версии слово «гопник» ведет свою этимологию от аббревиатуры ГОП – Городское общежитие пролетариата в Петрограде, отличавшегося своей сложной криминогенной ситуацией.

В первых изданиях знаменитого словаря Ожегова из обозначений жителей городов присутствовало только слово «ленинградец», попавшее в словарь, чтобы отделить от друга слова «ленивый» и «ленинец».

Некоторые улицы в Петербурге имеют по разным сторонам разные названия. Например, на противоположной стороне улицы Думской – улица Перинная; противоположная сторона 1-й линии ВО называется Съездовой линией. Также все линии Васильевского острова имеют разную нумерацию по правым и левым сторонам.

В 18 веке нумерация домов была довольно забавной: участки улиц проходящих в разных районах города нумеровались заново с 1 номера. Так, если улица проходила, например, в трех районах, то на ней было три дома с одинаковыми номерами. По приказу Павла I все дома в Петербурге пронумеровали подряд – от 1 и до последнего. Так появились дома с трех и даже четырехзначными номерами.

Центр Петербурга в разное время располагался в четырех разных местах: на Заячьем острове, На Петроградской стороне, на Васильевском острове, пока наконец не переместился на Левый берег Невы.

Несмотря на общее представление о допетровских временах, доказанным фактом является то, что на месте исторического центра Санкт-Петербурга при его основании существовало множество поселений (по некоторым данным – около 40), часть из которых была здесь еще до прихода шведов.

В 18 веке совсем недалеко, на территории современного Елагинова острова, обитали медведи.

Первые в России полицейские жезлы появились в Петрбурге в 1907 году. Для остановки экипажа или пешеходов постовой поднимал белую трость вверх по направлению движения.

С начала и до середины XIX века на улицах Петербурга настрого запрещалось курить. Мостовые, тротуары, а также дома в то время строились в большом количестве из дерева и не редко из-за брошенного окурка начинался пожар.

Раньше из Петропавловской колокольни в полдень можно было услышать не только бой курантов, но и игру органа.

В 1717 году Петром I был издан указ, обязывающий каждого домовладельца подметать мостки у своего дома и поправлять мостовую. Это были первые в мире правила защиты городской среды от загрязнения.

В 25 раз увеличилась смертность в первый год блокады Ленинграда в сравнении с довоенным временем. Всего за 2 года с 1941 по 1943 численность населения в городе уменьшилось в 5 раз.

В1865 году в Юсуповском саду был открыт первый в городе каток, а позже начала действовать первая в государстве школа фигурного катания. Именно с этим местом связано зарождение российского фигурного катания.

Всего один спортсмен – таково количество участников первого чемпионата России по фигурному катанию 1897 года.

По статистике ежедневно по центральной магистрали города – Невскому проспекту проходит около 2 миллионов человек.

Невский проспект – самая теплая часть города. Температурная разница с пригородом летом – на 2-3 градуса; зимой на 10-12 градусов выше.

В США находится 15 городов с названием Петербург. Самым большим является Сент-Питерсберг в штате Флорида, на берегу залива Тампа.

Трасса Е95 в песне группы «Алиса» 1997 года - это автотрасса Москва-Санкт-Петербург, сегодня имеющая обозначение М10 или Е105. Трасса Е95 в настоящее время соединяет Петербург с Турцией через Белоруссию, Украину и паром по Черному морю.

Троицкий мост был спроектирован выдающимся французским инженером А.Г.Эйфелем, по фамилии которого названа знаменитая башня в Париже (Эйфелевая).

10% от общей площади города покрыто водой.

С Троицкого моста можно увидеть 7 других мостов, а с Кашиного, перекинутого через канал Грибоедова, сразу 9 мостов.

Скульптурная композиция П.Клодта "Укрощения коня человеком" на Аничковом мосту вызвала такое восхищение и восторг современников, что ее пришлось скопировать для королевских дворцов Неаполя и Берлина, конного двора в Кузьминках и дворца Бельведер в Петергофе.

В Санкт-Петербурге находится самый глубокий метрополитен в мире. Средняя глубина залегания его станций составляет 70-80 метров! Не удивительно, что в петербургском метро нет открытых станций.

Собрание Эрмитажа насчитывает порядка 3 миллионов экспонатов, размещенных в 350 залах пяти зданий. Чтобы осмотреть всю коллекцию, задерживаясь у каждого экспоната всего 1 минуту, Вам придется потратить 8 лет жизни и пройти более 20 километров! 


Карта мнений

Карта событий

Карта исследований

 
   
 
  Карта регионов Карта лидеров Карта экспертов Карта событий Карта мнений Карта исследований О проекте Контакты  
    expert-region.png      Экспертно-аналитическая сеть PolitRUS     3.jpg 

Яндекс.Метрика
При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

© Regcomment.ru