Высокое доверие: бюджет и отчет правительства Прикамья оценили одновременно
На протяжении нескольких лет в Пермском крае бюджет в первом чтении рассматривали в режиме обсуждения: депутаты задавали вопросы и у них была возможность обозначить позицию в формате «выступление». Правда, существовали ограничения по возможному количеству вопросов (это делали из-за дефицита времени). И часто дискуссия носила политический оттенок. Так было при экс-губернаторе Прикамья Викторе Басаргине. При новом главе региона — Максиме Решетникове депутаты приняли решение заслушать доклад по бюджету и отчет о работе правительства единым докладом губернатора. А после, в течение 20-ти минут уже задавать вопросы. Без выступлений, только в режиме вопрос-ответ.
С одной стороны, причина на это есть. Во-первых, депутатам предоставлена информация в письменном виде по вопросам, которые возникали у них в процессе знакомства с отчетом. Во-вторых, задать вопросы, правда, первому вице-премьеру Ольге Антипиной и министру финансов Елене Чугариной можно было на комитете. Хотя вопросы, адресованные непосредственно губернатору, имеют совсем другой политический вес. В-третьих, все желающие могут войти в рабочую группу, пытаться вносить поправки. Конечно, столь оперативное рассмотрение ключевого для региона вопроса не совсем правильно и неконструктивно. Думаю, что в следующий раз депутаты не будут себя ограничивать по времени и формату. Пока такая оперативность продиктована высоким доверием губернатору и определенным авансом на его деятельность.
Сейчас в Прикамье есть несколько направлений, которые требуют повышенного внимания и которые могут стать предметом споров между депутатами и чиновниками на рабочих группах. Это отмена индексаций по ряду социальных выплат, а также отсутствие роста в финансировании программы поддержки АПК. Доходы бюджета растут из года в год, объем господдержки селян остается на том же уровне. Есть вопросы по эффективности поддержки малого и среднего бизнеса.
На заседании по бюджету депутатов Закосбрания волновали очень скромные показатели роста ВВП и доходов. Есть подозрение, что такая скромность связана с желанием «подстелить соломку». В реальности ситуация либо не будет сильно отличаться от общероссийской, либо динамика будет выше по всем показателям экономической деятельности.
Говорилось на заседании и про повышение инвестиционной привлекательности региона. Это болевая точка, проблемный момент, который тормозит развитие края уже много лет. Особенно когда речь идет об инвестиционных расходах краевого бюджета инфраструктурного характера. В адресной инвестпрограмме (это бывший перечень объектов капстроительства) опять много объектов, по которым запланировано финансирование ПИР (проектно-изыскательских работ, — прим.ред.). И мало тех, где уже строители вышли на площадку. Здесь, конечно, долгое время действует принцип «шаг вперед, два назад». К примеру, переезд Пермской художественной галереи. Вопрос решили, профинансировали переезд в здание бывшего высшего командно-инженерное училища (ПВКИУ), бюджет понес немалые расходы. Но концепция поменялась.
Или поликлиники. Вот уже много лет краю, особенно городу Перми необходимы эти ЛПУ, но все происходит очень медленно. Планы меняются. Объекты кочуют ежегодно из программы в программу. И сейчас опять новые объекты заведены. Запланировано проектирование. Притом, что не сданы те, которые должны быть открыты (футбольный манеж «Пермь Великая»). Сложно объяснить, почему так происходит. Думаю, необходимо депутатам занимать более активную позицию, объекты – это их предвыборные обещания, в том числе. Надо тормошить краевую власть.
Высока ли закредитованность региона? В сравнении с другими регионами -невысокая. В настоящее время, это не является серьезной проблемой. Другое дело, что взаимоотношения с федеральным центром – это, к сожалению, игра в одни ворота. Сокращают субсидии. Так, например, недавно забрали 1 % от налога на прибыль. А повышение акцизов привело к закрытию пивного завода, который платил ежегодно в бюджет два млрд. рублей налогов и сборов.
Нет единых стимулирующих правил игры. И, что хуже всего, эта практика распространяется на муниципалитеты, где, с одной стороны, в качестве стимула декларируется рост налогооблагаемой базы, с другой стороны, если растут поступления от НДФЛ, сокращается дотация. Но это, скорее, общая проблема для всех регионов.