Выборы или назначение: как определять глав муниципалитетов
Депутаты Законодательного собрания Пермского края 17 ноября рассмотрели пять законопроектов об изменение порядка избрания глав муниципалитетов. Пока законопроект принят в первом чтении. Мы все равно будем на рабочей группе это рассматривать, и я думаю, что можно будет сделать поправки. На мой взгляд, все-таки лучше и правильнее, если мы предоставим возможность выбора руководителя муниципального образования. Чем больше мы запрещаем, тем больше это вызывает отторжение у людей.
Пермский край – большая территория, и если будут разные формы, проще будет потом их сравнивать и определять, какой формат лучше, какая структура власти более эффективна. Совершенно точно нельзя загонять муниципальные образования в какие-то жесткие правила.
Я, как человек, который трижды избирался, могу сказать, что политик, прошедший горнило выборов, заходит в каждый уголок территории, встречается с населением, знакомится с предприятиями. То есть он намного глубже погружается в те проблемы, которые существуют в городе, и потом несет ответственность за те действия, которые совершает. Либо этот человек будет назначен, и у него не будет как таковых обязательств, в том числе и моральных, перед населением. На уровне городских поселений главы точно должны избираться. А если этого не происходит, то такая норма (прямые выборы) хотя бы должна быть предоставлена на усмотрение самого муниципалитета, самих избирателей.
Принятый в первом чтении законопроект предусматривает выборы только в тех поселениях, которые не являются административными центрами муниципальных районов. Их у нас 10. Это небольшие поселения, там, как правило, есть какое-то градообразующее предприятие. Но это точно не выход. Чем отличается крупное поселение от маленького поселения? Те же городские жители со своим мнением, претензиями к власти. Уровень районов – у них есть еще часть госполномочий, то есть они напрямую завязаны на краевой бюджет, на краевое правительство. Поселение – это те муниципальные образования, которые больше по земле ходят и приближены к избирателям.
Безусловно, краевой власти важна централизация, им проще управлять, они думают, что будут понимать, каких людей они назначат. Но ведь представительные органы тоже могут иметь свое мнение. Например, когда происходило назначение в Краснокамске, тех кандидатов, которые шли от губернатора, депутаты отвергли и на первом, и на втором конкурсе. В итоге приняли тот вариант, который посчитали нужным, был утвержден человек, который не был креатурой правительства и губернатора. Такие моменты могут быть в любой территории. Мы не можем гарантировать, что депутаты будут принимать только тех людей, которые будут рекомендованы конкурсными комиссиями.
А при прямых выборах появляются люди, которые на территориях живут, знают все проблемы и потом долго работают, и жители их уважают. Определение приоритетов в том или ином муниципалитете – это тоже серьезная задача. Приоритеты уровня района и краевой власти могут существенно отличаться от тех приоритетов, которые считает важными население.