Минфин может столкнуться с жесткой критикой губернаторов
Новосибирская область может остаться без бюджетного кредита на сумму 9 млрд. рублей. Об этом сообщил губернатор региона Владимир Городецкий. Он пояснил, что по новым требованиям Минфина, бюджетные кредиты по ставке 0,1 % годовых будут выдаваться только тем регионам, где уровень госдолга составляет не более 54 % по отношению к собственным доходам.
Глава региона отметил, что раньше условия получения кредита были мягче. «Было принято решение специальной федеральной комиссии Госдумы, правительства РФ, Минфина РФ о том, чтобы выдать кредиты регионам на условиях, которые были подтверждены на 2015 год. Условиях по соотношению государственного долга и собственных средств (собственных доходов). Мы это ровно выдерживаем, у нас сейчас 56% (объем госдолга от объема собственных доходов)», – приводит ТАСС слова Городецкого.
Однако, отметил губернатор, министерство финансов РФ позднее приняло решение о том, чтобы снизить эту планку до 54%, а уменьшить госдолг до такого уровня область сегодня не может. «Как финансист я понимаю – они хотят принять все меры по оздоровлению региональных экономик. Но мы сегодня это не сможем сделать. Поэтому ведем пока работу, надеемся, что сумеем убедить, что не надо ужесточать», – добавил Городецкий.
По информации ТАСС, Новосибирская область рассчитывала в 2016 году получить бюджетный кредит на сумму 9 млрд. рублей по ставке 0,1% годовых, который должен будет заместить кредиты коммерческих банков и снизить затраты региона на обслуживание госдолга.
По данным Минфина Новосибирской области, государственный долг региона по состоянию на 1 июня 2016 года составляет 42,7 млрд. рублей. С начала года он сократился почти на 4 млрд. рублей. Почти 18 млрд. рублей из общей суммы приходится на бюджетные кредиты, 13,5 млрд. рублей – на банковские кредиты, остальное – на ценные бумаги.
Денис Никитас:
— Бюджетные кредиты стали очень популярны, потому что там минимальные процентные ставки. Конечно, ни один банк не выдает кредиты под такие проценты. Не секрет, что иногда существует практика списывания долгов по бюджетным кредитам. Соответственно регионы любили брать эти кредиты, в том числе ожидая, что может быть, при плохой ситуации эти деньги вообще будут списаны.
Ужесточение условий предоставления бюджетных кредитов обусловлено рядом причин. Первая – это общая текущая экономическая ситуация в стране, которая заставляет Минфин пересматривать все свои финансовые инструменты в сторону экономии федерального бюджета. Вторая причина – стимулирование регионов, чтобы они сами больше зарабатывали. Конечно, другие рычаги – в первую очередь налоговые, этого не стимулируют, потому что львиную долю налогов забирает федеральный центр. Но, к сожалению, есть негативная практика, когда региону оказывается выгодно быть бедным, это позволяет региону с протянутой рукой обращаться в федеральный центр и получать необходимые финансы и субсидии. Федеральный центр эту практику прекрасно понимает, она тоже никому не нравится, поэтому и пытаются простимулировать регионы больше зарабатывать и больше налогов оставлять у себя.
Безусловно, Минфин сейчас может столкнуться с жесткой критикой активных губернаторов, в том числе и губернатора Новосибирской области. Решение Минфина не увязано с выстроенной у нас в стране налоговой системой. То есть до 60-70 % налогов не остаются в регионах, а уходят в федеральный центр, плюс еще это жесткое требование по соотношению госдолга к собственным доходам.
Что могут делать наши губернаторы в этой ситуации. Во-первых, возможно, начнется некая дискуссия о перераспределении долевого отношения налогов, которые остаются в регионе и которые уходят в федеральный центр. Я уверен, что активные губернаторы готовы будут об этом вести речь. Второе решение, к которому могут прибегнуть регионы – сокращение расходной части бюджетов. Третье решение – участие в различных конкурсах Минпромторга и Минэкономики по созданию инфраструктуры для предприятий малого и среднего бизнеса. Я имею в виду создание технопарков, кластеров, которые призваны помочь малому и среднему бизнесу больше зарабатывать в регионе и оставлять налоги здесь. Еще одно решение, которое может последовать, связано с тем, чтобы федеральные игроки различного уровня – торговые сети, ФГУПЫ – перерегистрировались как региональные предприятия и платили налоги в регионах.