Принуждение к компромиссу: как губернаторы добились возобновления производства на АвтоВАЗе


После двухдневного простоя АвтоВАЗ возобновил производство автомобилей на обеих площадках – в Тольятти и Ижевске. Остановка произошла из-за срыва поставок необходимых комплектующих нижегородским заводом «Автокомпонент». Руководители компаний не могли договориться по поводу новых цен. В результате в спор хозяйствующих субъектов пришлось вмешаться губернаторам Самарской и Нижегородской областей Дмитрию Азарову и Глебу Никитину. Собеседники «РК», анализируя ситуацию, приведшую к приостановке работы АвтоВАЗа, говорят, что проблемы у автопроизводителя будут возникать и дальше.

Претензии сторон

Группа «АвтоВАЗ» возобновила работу своих предприятий в Тольятти и Ижевске 5 июля, сообщает Интерфакс со ссылкой на пресс-службу автопроизводителя.

В компании отметили, что нижегородское ООО «Завод «Автокомпонент» возобновляет поставки компонентов и продолжит выполнять условия контракта. АвтоВАЗ будет взаимодействовать и обсуждать текущие вопросы с поставщиком «в рабочем режиме».

«Поставки возобновляются без дополнительных условий», – говорится в сообщении.

Ранее «Автокомпонент» заявил о возобновлении поставок комплектующих на АвтоВАЗ в полном объеме и достижении договоренности о совместной работе.

О приостановке производства АвтоВАЗ объявил 2 июля. Как заявили в компании, это произошло из-за срыва поставок нижегородским предприятием. В мае 2017 года СП «GM-АвтоВАЗ» уже приостанавливало производство из-за срыва поставок комплектующих поставщиком ООО «Завод «Автокомпонент». СП также приостанавливало работу с 9 по 11 апреля, тогда виновника остановки не называли.

Кроме того, АвтоВАЗ приостанавливал производство Lada Vesta в Ижевске в апреле 2018 года. Тогда причиной простоя также стал срыв поставок со стороны ООО «Автокомпонент».

Руководитель пресс-службы «Автокомпонета» Анна Евдокимова сообщила РБК, что с октября 2018 года между компанией и АвтоВАЗом ведутся переговоры о согласовании нового уровня цен на поставляемые комплектующие.

«Существующий уровень цен не позволяет покрывать расходы, связанные с производством комплектующих и их поставкой на конвейер АвтоВАЗа. Сложившаяся ситуация не стала неожиданной, это результат затяжных переговоров, которые и в настоящее время не завершены», – сообщила она.

По словам Евдокимовой, «Автокомпонент» делает все возможное для оперативного урегулирования данной ситуации и возобновления поставок в полном объеме. Она отказалась раскрыть детали переговоров с АвтоВАЗом.

«Автокомпонент» – единственный поставщик широкой номенклатуры деталей для АвтоВАЗа, например деталей для интерьера, сказал РБК представитель завода.

«Автокомпонент» работает с заводом с 2006 года, поставляя «широкий спектр комплектующих из пластика», сообщила РБК представитель компании Анна Евдокимова. По ее словам, на АвтоВАЗ приходится более 50 % заказов «Автокомпонента».

Автопроизводитель ранее заявил, что делал все возможное для недопущения этой ситуации и принимает все необходимые меры для скорейшего возобновления производства. АвтоВАЗ также отметил, что приостановка производства в данный момент не влияет на доступность автомобилей Lada в дилерской сети. Компания подчеркнула, что оставляет за собой право взыскать с недобросовестного поставщика понесенные убытки.

Рекомендации губернаторов

Во вторник, 2 июля, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров прибыл в Нижний Новгород, где проходил форум «Производительность 360», и встретился с главой региона Глебом Никитиным.

«Стороны обсудили ситуацию, сложившуюся в связи с остановкой производства АвтоВАЗа. Главы регионов подключатся к урегулированию вопроса», – говорится в сообщении пресс-службы правительства Самарской области.

3 июля губернатор Азаров заявил, что действия нижегородской компании «больше похожи на шантаж».

Продукция, по информации, которой я обладаю, имеется, но она не отгружается на АвтоВАЗ. Встает фактически главный конвейер завода. Под угрозой работа в ближайшие дни крупнейшего трудового коллектива. Информация, которой я располагаю, свидетельствует о том, что в контрактах о поставке на АвтоВАЗ указано: «Даже если стороны не договорились об изменении цены, а изменение фиксируется соглашением сторон, отгрузка продолжается, это обязанность поставщика», – отметил Азаров.

В этот же день свою позицию озвучил и губернатор Нижегородской области Глеб Никитин. Он сообщил, что рекомендовал руководству ГК «Автокомпонент» в максимально короткие сроки найти компромиссное решение с руководством АвтоВАЗа.

«Моя позиция, что административное вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов не приносит пользы экономике. Однако считаю неправильным, когда ситуация может отразиться на судьбе трудовых коллективов», – цитирует ТАСС Никитина.

Он подчеркнул, что его позиция совпадает с точкой зрения губернатора Самарской области Дмитрия Азарова, который считает, что руководство АвтоВАЗа должно приложить встречные усилия для разрешения ситуации.

«В этом мы полностью солидарны с Дмитрием Азаровым», – добавил Никитин.

В итоге после двухдневного простоя АвтоВАЗ вновь приступил к работе.

Решение в «пикалевском стиле»

Конфликт между двумя компаниями обсуждали и авторы Telegram-каналов. Свою версию событий приводил, в частности, канал «Ясно понятно».

«АвтоВАЗ такой АвтоВАЗ. С 1 июля компания подняла цены практически на все версии автомобилей Lada Vesta и Lada Granta. Стоимость машины выросла на 5 тысяч рублей. А с третьего числа прекратила их сборку на подчеркнуто неопределенный срок. Ну, а что? С точки зрения маркетинга ход годный. Поднимаем цены в сегменте массового спроса, после этого создаем на рынке нервную обстановку, подогреваем слухи о дефиците машин. Тем самым давим на активность потребителей, «Жигули» расходятся как горячие пирожки по более высоким ценам. Потом спокойно запускаем производство. Профит?» – иронично замечают авторы.

Между тем канал «Нижегородский эксперт» считает, что «путь, который привел к остановке конвейера, начался 10 лет назад из Самары». Канал напоминает, как в середине 2009 года автопроизводитель фактически потребовал от поставщиков снизить цены на 10 %. «Экономические реалии кризиса диктуют необходимость значительных перемен взаимоотношений АвтоВАЗа со своими поставщиками в первую очередь в вопросе снижения закупочных цен», – объяснял это решение в 2009 году глава компании Борис Алешин.

«С тех пор аналогичные «переговоры» с партнерами автозавод проводил регулярно. В 2016 году они привели к банкротству другого поставщика комплектующих – тольяттинского «АвтоВАЗагрегата». И вот, похоже, настал тот случай, когда нижегородскому «Автокомпоненту» оказалось дешевле не работать, чем работать. Вероятнее всего, молниеносный вывод конфликта двух предприятий на политический уровень заставит «Автокомпонент» вернуться к условиям контракта и возобновить поставки, и это станет для АвтоВАЗа основанием для продавливания своих цен», – делают вывод авторы.

Тем временем канал «Столовка белого дома» считает, что АвтоВАЗ «откровенно хромает и спотыкается», и ситуация с двухдневной приостановкой работы это подтверждает. «На этот раз причины в регулярных сбоях в поставках с нижегородского «Автокомпонент». В этот раз «пожар» тушили весьма убедительными речами полпреда в ПФО Комарова и губернатора Самарской области Азарова в путинском пикалевском стиле «ручку верните». Надолго ли хватит этого дара убеждения приволжских начальников, мы предсказывать не готовы. Но сегодня на наши дороги и бездорожье снова начнут сходить новые «Лады», – резюмируют блогеры.

Борьба за цену

Собеседники «РК», анализируя ситуацию, приведшую к приостановке работы АвтоВАЗа, говорят, что проблемы у автопроизводителя будут возникать и дальше.

Пре­зи­дент Цен­тра стра­те­ги­че­ских ком­му­ни­ка­ций Дмитрий Абзалов объясняет, что сейчас сокращаются программы стимулирования спроса на автомобили, в результате чего мо­жет про­изой­ти па­де­ние тем­пов ро­ста рын­ка. В свою очередь, особенно усилится конкуренция в сег­мен­те ав­то­мо­би­лей сто­и­мо­стью до 1 млн руб­лей.

«Ав­то­ВА­Зу в этой свя­зи крайне важ­но удер­жи­вать сто­и­мость сво­их ав­то­мо­би­лей имен­но в этих пре­де­лах, по­то­му что льгот­ное кре­ди­то­ва­ние ис­хо­дит имен­но из это­го по­ро­го­во­го зна­че­ния. То есть по­ли­ти­ка в ча­сти сто­и­мо­сти за­куп­ки ав­то­ком­по­нен­тов для Ав­то­ВА­За важ­на с точ­ки зре­ния вы­дер­жи­ва­ния опре­де­лен­ных це­но­вых ка­те­го­рий ав­то­мо­би­лей. Для то­льят­тин­ско­го за­во­да это ос­нов­ное кон­ку­рент­ное пре­иму­ще­ство: очень боль­шое ко­ли­че­ство мо­де­лей ав­то­мо­би­лей Ав­то­ВА­За раз­вер­ну­то имен­но в этом це­но­вом сег­мен­те, бла­го­да­ря чему ком­па­нии уда­ет­ся со­хра­нять за со­бой се­рьез­ную долю ав­то­рын­ка. Для Ав­то­ВА­За рост сто­и­мо­сти ав­то­мо­би­лей кри­ти­чен, по­сколь­ку пред­при­я­тие вы­па­дет из гос­про­грам­мы», – подчеркивает Абзалов.

Поэтому, продолжает эксперт, компания «давит на по­став­щи­ка ав­то­ком­по­нен­тов». Как правило, подобные переговоры не выносятся в публичную плоскость, но в данном случае очевидно, что стороны зашли в тупик. А власти регионов в подобных ситуациях обязаны «держать руку на пульсе».

«Для Са­мар­ской об­ла­сти это осо­бен­но ак­ту­аль­но: Ав­то­ВАЗ – это одно из стра­те­ги­че­ских пред­при­я­тий ре­ги­о­на, оно фор­ми­ру­ет боль­шое ко­ли­че­ство ра­бо­чих мест, по­это­му для об­ла­сти крайне важ­но ста­би­ли­зи­ро­вать его ра­бо­ту как мож­но быст­рее. Дело в том, что «Ав­то­ком­по­нент» яв­ля­ет­ся фак­ти­че­ски ос­нов­ным по­став­щи­ком для Ав­то­ВА­За, то есть аль­тер­на­ти­вы у то­льят­тин­ско­го за­во­да нет. То же са­мое ка­са­ет­ся ни­же­го­род­ско­го пред­при­я­тия: ос­нов­ной по­тре­би­тель у него Ав­то­ВАЗ. То есть пе­ре­го­во­ры бу­дут но­сить до­ста­точ­но жест­кий ха­рак­тер про­сто по­то­му, что у сто­рон нет аль­тер­на­тив. По­это­му, соб­ствен­но, по­яви­лись по­сред­ни­ки в лице гу­бер­на­то­ров Са­мар­ской и Ни­же­го­род­ской об­ла­стей, с уче­том того что для обо­их ре­ги­о­нов крайне важ­но со­хра­нить про­из­вод­ство на дан­ных пред­при­я­ти­ях», – говорит Абзалов.

Ди­рек­тор Цен­тра конъ­юнк­тур­ных ис­сле­до­ва­ний НИУ ВШЭ Григорий Остапкович считает, что подобные споры между предприятиями – это проблемы менеджмента.

«Ни­же­го­род­ский за­вод фак­ти­че­ски со­рвал Ав­то­ВА­Зу по­став­ку ком­по­нен­тов, но я ду­маю, что в этой си­ту­а­ции есть и ми­нус со сто­ро­ны ком­па­нии из То­льят­ти, по­то­му что она вы­став­ля­ет про­из­во­ди­те­лю де­та­лей ми­ни­маль­ную цену, а тот не со­гла­ша­ет­ся. На­сколь­ко я вла­дею ин­фор­ма­ци­ей, это лишь вре­мен­ная си­ту­а­ция, и сто­ро­ны на­вер­ня­ка вый­дут из нее», – заключил Остапкович.

Send with Telegram
bookmark icon